Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
зачет_4_1.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
01.05.2019
Размер:
718.34 Кб
Скачать

05. Стиль модерн в Западной Европе и его основные представители (Бельгия, Франция, Испания, Италия).

Новое стилевое направление в развитии европейского искусства родилось в конце XIX в. как противопоставление стилевому хаосу и эклектике предшествующих годов. В основе модерна лежит стремление привести существующую эстетическую систему в соответствие с новыми реалиями жизни, противопоставить «новое искусство» историзму и эклектизму искусства второй половины XIX в., стремление вызвать к жизни новый большой стиль. Этот новый стиль возник в условиях смешанного производства (ремесленного и фабричного) и противоборства сторонников рукотворного и промышленного воспроизводства предметного мира, став переходным этапом от стилевой мешанины XIX в. к рационализму индустриальной эпохи XX в. Мастера модерна сделали попытку на рубеже веков обобщить мировой эстетический опыт, синтезировать ранее существовавшие художественные течения и традиции Западной Европы и Востока. Именно модерн создал предпосылки радикальных изменений в мировой художественной культуре XX в., что проходило на фоне бурного развития техники и коммуникаций, кризиса устоявшейся к тому времени системы научных, эстетических и этических ценностей. Недаром искусство модерна по сию пору кажется несколько странным, декадентским и, подчас, болезненным. Хотя именно тогда начинал осуществляться синтез художественных достижений прошлого времени и настоящего, шли процессы возникновения новых формообразующих концепций и их осмысление, важные для понимания искусства всего XX в. Это, отчасти, объясняет, почему для модерна не существовало какого-либо одного исторического образца или стилевого прототипа по сравнению, например, с неостилями. Одновременно модерн нёс в себе и противоречие, т.к. стремление ко всему новому парадоксально соединялось в нем с идеей обобщения всей прошлой и нынешней культуры Европы, с определенным ретроспективизмом.

Новый стиль в разных странах стал называться по-разному. В Бельгии и Франции – ар нуво (от фр. art nouveau – новое искусство); в Австрии – сецессион (от лат. secessio – отделение, уход); в Германии – югендстиль (от нем. Jugend-stil – молодой стиль); в Италии – либерти (по фамилии английского коммерсанта и владельца фирмы А. Либерти, который пропагандировал модерн в этой стране и от англ. liberty – свободный); в России термин «модерн» (современный) стал общепринятым названием нового стиля. Несмотря на разнообразие названий, все они подчеркивали новизну возникшего стиля, свободного от стилевых одежд историзма и эклектизма. Модерн имеет сравнительно короткую историю – примерно с 1895 г. по 10-е гг. XX в., хотя его некоторые характерные признаки просматривались еще с 1880-х гг. В архитектуре и искусстве интерьера обычно выделяют два временных периода развития модерна: ранний модерн (1895–1905 гг.) и поздний модерн (конец 1900-х-1910-е гг.).

Начало истории этого стиля можно соотнести с сооружением в Брюсселе по проекту В. Орта (1892–1893 гг.) особняка для инженера Тасселя, хотя самые первые признаки нарождающегося модерна проявились в Западной Европе в печатной продукции (книжной и журнальной графике, плакате), в рисунках обоев и набивных тканях уже с 1880 г. Но по-настоящему ощутимые черты стиля модерн можно обнаружить в интерьерах бельгийского архитектора и художника Ван де Велде. Его работы, показанные на выставке в Дрездене в 1897 г., завоевали признание публики и положили начало широкому распространению нового стиля во всех странах Западной Европы и России.

Несмотря на то, что модерн – это множество различных стилей и течений, необычайное разнообразие форм, все произведения модерна характеризуются определенными принципами своей организации. Одним из таких идейных принципов нового искусства стал отказ от прямой преемственности предыдущих стилей. Впервые декларировалась необходимость учета взаимосвязи человека и окружающей предметной среды. Жилая предметно-пространственная среда стала рассматриваться целостно с позиций удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. Толчком для всех новшеств стали поиски неповторимых художественных образно-пластических решений архитектуры зданий, интерьеров и буквально всех его элементов, включая мебель и объекты декоративно-прикладного искусства.

Для модерна были характерны рисованность, живописность, пластичность форм, поэтому не случайно, что ряд выдающихся мастеров модерна пришли в область проектирования из живописи: Ван де Велде, Берн-Джонс, П. Беренс, М. Врубель, К. Коровин и др.

Общее неприятие художниками модерна отживших академических норм и правил побудило их обратиться не к прошлому искусства и не к будущему, которого они не понимали, а к природе, которая стала неиссякаемым источником для мастеров первого, натуралистического, «растительного», «флореального» течения искусства модерна. Важнейшим программным для нового стиля стал лозунг Ван де Велде «Назад к природе» и провозглашенный им принцип т.н. «жизненного ритма», присущего всему органическому миру, которому должны были следовать мастера модерна. Копировались и превращались в изысканные орнаменты природные, прежде всего растительные формы, с подчеркиванием их роста, движения, формы. Наиболее распространенными мотивами стали: бутон (символ появления новой жизни), растения с длинными стеблями и бледными цветами, раковина, облако и др. Предпочитались лилии, камыш, цикламены, ирисы, орхидеи, кувшинки. В рисунке декора часто использовались стрекозы, павлины, ласточки и даже змеи. Любимыми мотивами стали: морская волна, изображение томных женских фигур, особенно в сочетании с завитками длинных волос и в развевающихся складках одежды, лебединые шеи, языки пламени. Это одно из основных течений искусства модерна получило название «флореального» (от лат. florealis – растительный, floris – цветок) или «ар нуво». Этот термин, обозначающий новое искусство, впервые появился на страницах журнала «Современное искусство» («L’Art Moderne»), который издавался в Брюсселе, начиная с 1881 г., О. Маусом. А уже в 1894 г. этот термин сделал программным в своем искусстве бельгиец Ван де Велде. Впервые изогнутую линию применил в интерьерах особняка Тассель В. Орта, а в 1895 г. художник и ученый-натуралист X. Обрист сделал гобелен с изображением изогнутого стебля цветка цикламена. Такую изогнутую линию, которая стала главным признаком ар нуво, потом назвали «удар бича».

Однако типы этих предметов и их конструктивные схемы оставались традиционными – архитектор или художник как бы заключал их в совершенно неожиданную и индивидуальную «оболочку», придавая новую внешнюю форму.

Материал, из которого изготавливался тот или иной материальный объект, выбирался не сообразно его естественным свойствам, а по желанию автора проекта добиться заранее спроектированной, согласно определенному замыслу, формы. Например, волнистые очертания одного и того же рисунка могли выполняться с равным успехом на бетоне, металле, дереве, штукатурке и стекле. Создавалось впечатление, что художника этого направления модерна не волновала «правда конструкции» и «правда материала», а больше заботила взаимосвязь и сочетание различных поверхностей создаваемых объектов: их фактур, текстур, цвета, декоративных мотивов и т.д. и их подчиненность избранному ритму, графической теме и др. Поэтому так много в модерне сочетаний естественных и искусственных фактур, окрашенного дерева, инкрустаций из стекла, керамики и металла, накладок из полированного и прочеканенного металла разного цвета, текстиля, кожи и т.д. Все эти сочетания форм и цвета организуются обычно по принципу уподобления, нюанса. Сопоставления по принципу контраста для модерна не характерны. Поэтому в произведениях модерна непременно присутствует некоторая вялость, нарочитая анемичность очертаний, характерная «остановка» динамизма кривых, особенно спиралевидных, линий. Можно сказать, что элементы интерьера, включая мебель, посуду, светильники и др., скорее графичны, чем скульптурны, а рельеф их поверхностей – плоский. Для модерна характерна удивительная целостность создаваемых произведений, их ансамблевость. Как единый ансамбль решались и жилые, и общественные здания, включая все, даже мельчайшие, элементы их экстерьеров и интерьеров. В это время было создано много нового в самой структуре жилых помещений. Традиции классицизма с их схемами, основанными на анфиладности и симметрии, теперь отбрасываются. Выработались совершенно новые принципы построения жилого пространства, основанные на свободной планировке. В доме, как правило, выделялась группа парадных помещений, предназначенных для гостей. Эти помещения обычно состояли из гостиной, кабинета хозяина, столовой. Жилые помещения для членов семьи создаются более практичными, удобными и простыми по своей отделке. Детские комнаты и спальни, например, делаются больших размеров и с хорошим освещением. К вопросам гигиены проектировщики теперь относятся с большим вниманием. Все помещения обставляются удобной и менее громоздкой, чем прежде, мебелью. Исчезают большие тяжелые шкафы, комоды, зато появляются стенные шкафы и специально оборудованные ниши. Принципиальный пересмотр отношения мастеров модерна к решению жилой среды создавал определенные предпосылки для будущего жилого строительства. Так, спроектированная жилая предметно-пространственная среда эпохи модерна стала своеобразным этапом поисков структуры и образа жилища будущего.

Помимо флореального течения в искусстве модерна можно выделить еще четыре основные направления, развивающиеся почти параллельно. Это национально-романтическое течение, рациональное или геометрическое, т.н. «органическая архитектура», и неоклассицизм. Все эти течения и направления модерна шли в русле общего мировоззрения, можно сказать, своеобразной культуры «конца века» («fin de siecle»), которое характеризовалось, с одной стороны, поисками нового «большого стиля», стиранием границ между массовым и элитарным искусством, а с другой – кризисом идеалов, духовной растерянностью и скептицизмом. Все это удивительным образом соединялось в модерне и проявлялось в изысканных изобразительных формах, мистике, утончённом символизме, стремлении ко всему странному, фантастическому, необычному, иногда отталкивающему, болезненному и даже откровенно пошлому.

Национально-романтическое направление модерна наиболее полно проявилось в русском модерне. Идеи модерна захватили умы многих русских архитекторов и художников, в т.ч. и живописцев. Например, знаменитый особняк З. Морозовой в Москве, созданный Ф. Шехтелем и М. Врубелем, в котором его экстерьер и интерьер являются свободными романтическими фантазиями на историческую тему (готики, ампира, рококо). Это пример типичного романтического ретроспективного художественного мышления, когда прошлые эпохи и стили ощущаются художником не как прошлое, а как живое настоящее. Стремление мастеров русского модерна к созданию своеобразной национально-романтической среды проявилось в последнем периоде становления и развития т.н. «неорусского стиля», в деятельности абрамцевского кружка и мастерских в Талашкино. Причем неорусский стиль в рамках модерна подчас соединялся с интернациональными приемами стилизации ар нуво. Для стиля модерн главной стала тенденция подчинения всех элементов композиции какому-либо одному формообразующему началу. Таким началом могли быть растительные, природные формы (флореальное течение); исторические и национальные стили, элементы народного искусства (романтическое течение); геометрические мотивы и новые материалы, конструкции и технологии обработки материалов (геометрическое, конструктивное течение); строгие неоклассические формы (неоклассицизм) и др. В каждом конкретном случае архитекторы и художники модерна искали целостность, гармонию своих ансамблевых решений, в т.ч. орнамента и конструкций, отсюда происходила своеобразная «орнаментализация» конструктивных элементов: разнообразных бетонных и стальных каркасов, ограждающих решеток, перил, опорных колонн, мачт и т.д.

Такой декор символически преображает самые заурядные конструкции из бетона, металла и дерева, объединяя в единое целое конструкцию, форму и стилизованную орнаментированную поверхность, что и определяет их принципиальную атектоничность и пластицизм. Подобные решения характерны, например, для Орта в его интерьерах особняка Тассель или Э. Гимара в его решениях входных зон станций Парижского метро.

Особое место в стиле модерн занимает символизм, который в качестве самостоятельного художественного течения получил развитие в начале XX в. Символизм в архитектуре в рамках модерна в форме т.н. «органической» архитектуры и неопластицизма с наибольшей силой проявил себя в творчестве испанского архитектора А. Гауди. Созданный им своеобразный причудливый стиль получил название «каталонского модернизма». В последние годы искусство модерна перешло от ар нуво и пластичности к простоте, рациональности, конструктивной ясности и наиболее радикальным течениям неоклассицизма и конструктивизма.

Противоречие модерна, который называли последним большим стилем, состояло в том, что искусство этого времени находилось между стремлением достичь идеального художественного синтеза и утонченного символизма форм и прагматизмом и рационализмом технического века. Кроме того, подчеркнутая неповторимость найденных решений модерна, а иногда и их надуманность, не позволяли эти решения распространить достаточно широко, сделать их доступными и понятными для всех слоев общества. Поэтому, несмотря на бесспорную ценность созданных произведений искусства модерна, множество оригинальных находок в области композиционного формообразования и декоративной орнаментации, индивидуальность решений, как высший критерий качества, ограничивала достижения модерна, делая его лишь элитарным искусством.