Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Зачёт по литературе, 9 класс, 1 четверть.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
13.07.2019
Размер:
206.34 Кб
Скачать

2 Группа: №1 Реформа стихосложения и учение о трёх штилях Ломоносова

В эпоху классицизма на первое место ставился разум, ученые, поэты, художник все пытались довести до рационализма. Так Буало пишет «Поэтическое искусство» - трактат о том, как следует писать литературное произведение, Тредьяковский, Ломоносов и Сумароков занимаются реформой стихосложения, и вместе с тем Ломоносов пытается создать единый литературный язык.

В языках с закреплённым ударением (моноакцентных) в каждом слове ударение падает на один и тот же слог. В таких языках продуктивным является силлабический (от греч. syllabe — слог) принцип стихосложения. Силлабическим является польское и французское стихосложение. В польском ударение закреплено на предпоследнем слоге, во французском - на последнем. Российское силлабическое стихосложение было заимствовано из польской культурной традиции.

Первый этап реформы стихосложения был осуществлен Василием Кирилловичем Тредиаковским. В Париже Тредиаковский изучал французское стихосложение. Оно, как и польское, силлабично. Но Тредьяковский знал также русские народные песни. Русский фольклор избегает силлабического строя речи. Проницательный филолог, Тредиаковский понял, что силлабическое стихосложение, которое в то время господствовало и в России, вполне органично для французского языка, но не подходит для русского. Сочетание силлабики с незакреплённостью ударения лишало русские стихи самого главного свойства, отличающего стихи от прозы — ритма.

Для языков с незакреплённым ударением (полиакцентных) оптимальным является силлабо-тонический принцип стихосложения, который учитывает количество слогов в стихе и их качество — ударность или безударность, причем ударные и безударные слоги должны регулярно чередоваться. Именно таким является современное русское стихосложение.

В трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий», изданном в 1735 г. Тредиаковский подходит к идее новой ритмической единицы стиха — стопе, представляющей собой сочетание ударного с одним или несколькими безударными слогами. Определение стопы у Тредиаковского звучит так: «Мера, или часть стиха, состоящая из двух у нас слогов». Тредиаковский выделил следующие типы стоп: спондей, пиррихий, хорей (трохей) и ямб и оговорил необходимость закономерного повторения стоп в стихе. Начавшись со стопы хорея или ямба, стих должен продолжаться этими же самыми стопами. Так создается звуковая модель русского ритмизированного стиха. Когда Тредиаковский вступил на литературное поприще, доживало свои последние годы русское барокко. Реформа Тредиаковского оказалась ограничена слишком крепкой его связью с традицией русской силлабики. Ведь в своих стиховедческих штудиях он ориентировался именно на неё. Ограниченность его реформы заметна уже в том, что в «Новом и кратком способе...» даже не упомянуты трёхсложные стопы — дактиль, анапест и амфибрахий, хотя впоследствии Тредиаковский разрабатывает великолепную и совершенную модель шестистопного дактиля — аналога античного гекзаметра в русском стихосложении.

Тредиаковский предпочитал двусложные стопы и в частности хорей. «Тот стих всеми числами совершен и лучше, который состоит токмо из хореев» Русские силлабические стихи разделялись на длинные (героические) — от 11 до 13 слогов и короткие — от 4 до 9 слогов.

В сфере внимания Тредиаковского как объект реформы находился только длинный стих —11- и 13-сложный. С короткими стихами Тредиаковский не работал вообще, считая, что они в реформе не нуждаются. И это его суждение было не совсем уж безосновательным: на короткие стихи заключительная стопа хорея оказывала более сильное ритмизующее влияние. Часто они получались совершенно тонически правильными. Например, известное стихотворение Феофана Прокоповича на Прутский поход Петра I написано практически правильным 4-стопным хореем: «За могилою Рябою, Над рекою Прутовою Было войско в страшном бою.»

В 1739 году Михаил Васильевич Ломоносов тщательно изучил "Новый и краткий способ…" Результатом этого стало "Письмо о правилах российского стихотворства», которое Ломоносов, обучавшийся тогда в Германии, прислал из Марбурга в Петербург с приложением текста своей первой торжественной оды «На взятие Хотина» в 1739 г. С основными положениями реформы Тредиаковского Ломоносов согласился. В одном правиле Ломоносов снимает сразу два ограничения Тредиаковского — короткие стихи, по его мнению, так же подлежат, так же подлежат реформированию, как и длинные, а набор двухсложных стоп Тредиаковского дополняется трехсложными стопами. Всего Ломоносов предлагает шесть типов стоп: ямб, анапест, ямбоанапест, образованный из стопы ямба в сочетании со стопой анапеста, хорей, дактиль и дактилохорей, составленный из стоп хорея и дактиля. Заметим, что у Ломоносова ещё нет амфибрахия; его ввел Сумароков. Поскольку Тредиаковский работал только с длинным стихом, ему не было необходимым понятие размера. А Ломоносов, работавший и с короткими, и с длинными стихами, вплотную столкнулся с необходимостью определения стиха не только по типу ритма (ямб, хорей и т.д.), но и по длине. Так в его «Письме...» складывается понятие размера, хотя сам термин «размер» Ломоносов не употребляет, а только перечисляет существующие размеры, обозначая их греческими терминами гексаметр (шестистопный), пентаметр (пятистопный), тетраметр (четырехстопный), триметр (трехстопный) и диметр (двухстопный). И если Тредиакоский описывает один "род" – семистопный хорей, то Ломоносов - уже тридцать. В отличие от Тредиаковского, Ломоносов больше склоняется к ямбу. По его мнению, он усиливает благородство и возвышенность содержания и потому более всего подходит для сочинения од. В то же время хорей более пригоден для изображения чувств, "скорых и тихих действий". "<...> чистые ямбические стихи хотя и трудновато сочинять, однако, поднимался тихо вверх, материи благородство, великолепие и высоту умножают. Оных нигде не можно лучше употреблять, как в торжественных одах, что я в моей нынешней и учинил" Но все-таки самым важным среди всех открытий Ломоносова оказалось утверждение четыырехстопного ямба. Его настолько полюбили в России, что, особенно у таких поэтов, как Ломоносов, Державин, Пушкин, Баратынский, он воспринимается как представитель стихотворной речи вообще.

Через 91 год Пушкин начнёт свой "Домик в Коломне" строчками: "Четырестопный ямб мне надоел: Им пишет всякий…"

© Саша Бочарова