Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
новая история ЕА.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
06.08.2019
Размер:
2.17 Mб
Скачать

1 В. И. Ленин. Поли. Собр. Соч., т. 27, стр. 393.

щичье-клерикальный режим диктатуры, затормозивший национальное развитие.

Порфирио Диас занимал пост президента Мексики с 1876 по 1911 г. с незначительным перерывом. Диктатура Диаса пользовалась поддержкой иностранного капитала, и именно в период диктатуры иностранный капитал захватил в свои руки природные богатства Мексики и подчинил своему контролю ее промышленность и торговлю. Особенно преуспевали американские империалисты. США захватили нефтяные источники Мексики, обосновались в горнорудной промышленности и на 90 % подчинили своему контролю внешнюю торговлю. К концу правления Диаса капиталов л ожения США в Мексике достигли 1 млрд. долл., в то время как английские капиталы оставались на прежнем уровне. В руках американских и английских капиталистов была сосредоточена почти вся добыча нефти, угля, серебра, меди, золота. Англо-американские капиталисты захватили в Мексике огромные земельные площади. Одной американской компании принадлежало в штате Синалоа 500 тыс. га, а 269 иностранным владельцам в 1910 г.— 32 млн. га земли, т. е. 16,2% всей территории Мексики. Американо-английский капитал развернул лихорадочное строительство железных дорог для освоения природных богатств Мексики и более дешевой транспортировки предметов мексиканского экспорта. В 1877 г. длина железных дорог в Мексике составляла лишь 800 км, в 1900 г.— 14,5 тыс. км, а в 1911 г.— 24,7 тыс. км.

Развитие капитализма формировало в Мексике новые классы, буржуазию и пролетариат. Согласно переписи 1910 г., в стране было около 350 тыс. рабочих, занятых в горнорудной и обрабатывающей промышленности и на транспорте, из них — около 80 тыс. шахтеров и 16 тыс. металлистов и рабочих механических мастерских. Наличие огромных масс безземельного крестьянства, составлявшего до 90% сельского населения, делало рабочую силу крайне дешевой. Мексиканские пролетарии работали 13—16 часов в сутки за мизерную плату. Охраны труда не было, никакого рабочего законодательства не существовало. Не только стачки, но и профсоюзы были запрещены, на предприятиях царил произвол хозяев и надсмотрщиков. Еще хуже было положение рабочих-индейцев, подвергавшихся, кроме того, расовой дискриминации и унижениям.

Индейцы и метисы составляли 90% всего сельского населения Мексики. Они жили общинами, ведя примитивное патриархальное хозяйство. Сохой и мотыгой они обрабатывали землю, обеспечивая себе скудное пропитание. Часть общинных земель, называвшаяся «баль-диос» (заброшенные), пустовала из года в год. Под предлогом, что для «прогресса» Мексики необходимо освоение всех земель, правительство Мексики в феврале 1883 г. издало декрет, согласно которому «баль-диос» за небольшую плату передавались крупным помещикам и иностранным акционерным обществам. С изданием декрета началось беспримерное в истории страны ограбление индейцев, сопровождавшееся их истреблением и порабощением. У индейцев было отнято свыше 60 млн. га. Индейцы сопротивлялись захвату земель, но против регулярных войск с артиллерией они были бессильны. Героически и

416

14 № 3155

417

долго боролись индейцы племени яки в штате (".опора. Против них были брошены крупные воинские соединения, и племя было полностью истреблено.

Почти всю землю (около 95%) сконцентрировали в своих руках 834 крупных помещика и иностранные компании, а число безземельных крестьян по штатам составляло от 85 до 95%. От ограбления помещиками уцелела лишь мелкая собственность белых фермеров, и ранчерос — владельцев усадеб с очень маленьким участком земли; но на 450 тыс. таких хозяйств приходилось не более 5% всей земельной площади.

Массы индейцев были превращены в батраков-пеонов. Часть индейцев ушла в города, часть занималась мелкой торговлей, ремеслом и кустарными промыслами.

Кровавая диктатура генерала Порфирио Диаса, защищавшая интересы помещиков, духовенства, крупных капиталистов и англо-американского империализма, вызывала негодование широких масс Мексики. Против тирании помещиков, творивших произвол, расправу, убийства, назревало народное движение.

В начале XX в. диктатура Диаса обнаружила все признаки разложения. Она стала терять опору даже у империалистов Соединенных Штатов, делавших ставку на крупных капиталистов и обуржуа-: зившихся помещиков. Возмущение диктатурой охватило широчайшие слои мексиканского народа.

Экономический кризис 1907 г. в США серь-

Буржуазно- езно 0Тразился и на Мексике, резко сократив

демократическая революция г _ ' ' *

1910—1917 гг. ео торговый оборот. Вслед за этим в

1909 г. .Мексику постиг неурожай. Крестьяне в ряде штатов страдали от голода, умирали, в то время как у помещиков закрома ломились от хлеба. Крестьянские волнения усиливались, создавались партизанские крестьянские отряды, нападавшие на помещичьи усадьбы, сжигавшие их, делившие земли. Особенно крупными были волнения крестьян к югу от столицы, в штате Морелос, (е действовали отряды крупнейшего руководителя крестьян Эми-лиано Сапаты (1877—1919). В сентябре 1909 г. Сапата создал хунту (союз) защиты крестьян, девизом которой был лозунг: «Земля и свобода!».

Параллельно в стране росло стихийное рабочее движение. Его зарождение относится еще к 70—90-м годам, когда произошли первые крупные забастовки ткачей и железнодорожников, требовавших сокращения рабочего дня и повышения заработной платы. Большую роль в организации и в идейном направлении стачек играли эмигранты из Европы, принесшие в Мексику как социалистические, так и анархо-синдикалистские идеи.

В 1870 г. под руководством выдающегося мексиканского социалиста Вильянуэва в Мексике было создано по образцу секций I Интернационала товарищество рабочих, называвшееся «Великий круг рабочих Мексики». Оно издавало газету «Эль сосна листа» и имело своего представителя при Генеральном Совете Интернационала в Лондоне, а затем в Нью-Йорке. «Великий круг» распространял «Устав

Международного Товарищества Рабочих» и другую марксистскую литературу. «Коммунистический Манифест» К. Маркса и Ф. Энгельса был опубликован в Мексике в 1888 г., и некоторые рабочие газеты 90-х годов выходили под лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Рабочие газеты и социалистические кружки подвергались жестоким гонениям, но возникали вновь и вновь. В 1903 г. в городе Гвадалахаре местные рабочие печатники создали один из первых в стране крупных кружков по изучению социализма.

В начале XX в. в Мексике создалась почва для более широкого проникновения марксизма в рабочую среду. Однако преобладающим течением в мексиканском рабочем движении являлся своеобразный революционный анархо-синдикализм, выдающимися представителями и идеологами которого были братья Рикардо и Энрике Флорес Магоны. Выдающийся революционер, пламенный патриот, антиимпериалист Рикардо Флорес Магон (1873—1922) был самой крупной фигурой в мексиканском революционном движении на рубеже XIX и XX вв. По мере нарастания революционной ситуации в Мексике взгляды Р. Магона эволюционизировали к революционному демократизму. Самоотверженно борясь за интересы трудящихся, Р. Магон стал трибуном пролетариата, находившегося еще в стадии классового формирования. Р. Магон не смог преодолеть черты бунтарства, присущие мексиканскому пролетариату того времени, но он вплотную подошел к пониманию марксизма, особенно в вопросах необходимости союза рабочих, и крестьян в революционной борьбе. Выдвинутый им лозунг: «Земля и свобода!» стал знаменем революционного крестьянства.

В 1906—1907 гг. в Мексике ширится стачечное рабочее движение, сопровождающееся вооруженными столкновениями рабочих с администрацией, полицией и войсками. Кровавые расправы над стачечниками и повальные аресты временно ослабили рабочие организации. Этим воспользовалась католическая реакция. Влияние католических организаций, уводивших рабочих в сторону от классовой борьбы и политики, росло. В 1908 г. в Мексике был создан католический рабочий союз с участием 20 тыс. рабочих. Параллельно католическим рабочим организациям действовали анархистские профсоюзы, число которых после забастовок 1906—1907 гг. заметно увеличивалось.

Недовольство диктатурой росло и среди буржуазии, требовавшей ограничения власти помещиков в интересах более свободного развития капитализма. Оппозицию возглавил помещик и капиталист Франси-ско Мадеро, доказывавший необходимость смены власти путем нормальных конституционных выборов. Вокруг Мадеро объединились многочисленные противники переизбрания диктатора Диаса на следующий президентский срок. Так родилась партия «непереизбрания» во главе с Мадеро. В апреле 1910 г. в Мехико состоялся ее съезд, на котором партия «непереизбрания» высказалась за ограждение национальной промышленности и предоставление конституционных свобод. Популярность Мадеро росла, и он был выдвинут кандидатом на пост президента на предстоявших выборах. Диас, не уверенный

418

14* 419

в исходе выборов, незадолго до них арестовал Мадеро и заточил в тюрьму.

Выборы прошли гладко. Диас снова одержал «победу». Мадеро, кандидатура которого не снималась, получил ничтожное число голосов. Освобожденный из тюрьмы, Мадеро бежал в США и там 5 октября 1910 г. опубликовал свою программу «план Сан-Луис-Потоси». Выборы он объявил чистейшей фальсификацией, а себя законным президентом. Учитывая рост крестьянского движения, Мадеро обещал вернуть индейцам земли, незаконно отнятые у них при диктатуре. «План Сан-Луис-Потоси» призывал народ к восстанию. В ноябре

1910 г. в ряде районов страны вспыхнули восстания, положившие

начало буржуазно-демократической революции. 10 мая 1911 г. отряды

крестьян и мадеристов взяли штурмом пограничный с США город

Хуарес, дав возможность Мадеро вступить со своими приверженцами

на территорию Мексики. 24 мая 1911 г. в Мехико состоялась огромная

демонстрация рабочих, студентов и буржуазии с требованием от

ставки Диаса. Через два дня диктатор Диас бежал из Мексики.

Вступив в должность президента, Мадеро не пошел дальше разговоров о верности либеральной конституции 1857 г., попранной диктатором Диасом. Правительство Мадеро встало на путь компромисса с реакционной верхушкой церкви и помещиками. Оно начало борьбу против захвата помещичьих земель крестьянами, разоружая крестьянские партизанские отряды и распуская их. Крестьянам было обещано передать часть земель помещиков за выкуп, но это мероприятие тормозилось помещиками и не выполнялось правительством.

Центром крестьянского движения по-прежнему оставался штат Морелос, где сосредоточивалось основное ядро армии крестьянского вождя, талантливого полководца Сапаты. Армия Сапаты не только не подчинилась приказу Мадеро о роспуске революционных отрядов, но и вступила в бой с правительственными войсками. Боевой клич «Земля и свобода!» еще шире распространился по Мексике. 28 ноября

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]