Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
7. Иван Гр. 29.11. 2005_3.DOC
Скачиваний:
14
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
299.01 Кб
Скачать

3.2.9. Династический кризис – 1553 г.

В конце 50-х гг. XVI в. между царем и его «Избранной радой» наступает явное охлаждение, во многом связанное с династическим кризисом, вызванным болезнью Ивана весной 1553 г. Царь заболел столь тяжело, что, ожидая смерти, велел своим приближенным присягнуть на верность грудному младенцу царевичу Дмитрию. Опасаясь очередной борьбы за власть при малолетнем царе, многие, в том числе и Сильвестр, проявили серьезные колебания. В качестве кандидатуры на престол выдвигался двоюродный брат Ивана IV князь Владимир Андреевич Старицкий. Хотя после выздоровления царь объявил о прощении своего родственника и приближенных, их колебаний он не забыл.

3.2.10. Ливонская война (1558 – 1583 гг.). Начало

Постепенно роль Избранной Рады снижается также из-за разногласий с царём по вопросам внутренней и внешней политики.

В московском правительстве существовало две группировки. Одна, во главе с А.Ф. Адашевым, настаивала на продолжении восточной политики, сокрушении степных татарских орд, ликвидации военной угрозы исходившей от Крымского ханства. Вторая группа, возглавляемая И.М. Висковатым выступала за борьбу на западном направлении, за войну с Ливонским орденом.

Государственные интересы России требовали установле­ния тесных связей с Западной Европой, которые тогда легче всего было осуществить через моря, а также обеспечения обороны запад­ных границ России, где Ливонский орден выступал её противником. В случае успеха открывалась возможность приобретения новых хо­зяйственно освоенных земель.

В 1558 г., не обращая внимания на протесты, Иван Грозный начал войну в Ливонии. В 1560 г. в послании императору Фердинанду I русский царь заявлял, что Ливонская война ведется против тех, кто «преступили заповедь Божию», «впали в Люторову ересь» и поэтому справедливой целью войны является борьба за восстановление «старого закона» – православия. И характерно, что исправление «безбожной Литвы» исполнялось и на практике: по взятии городов тотчас же ставили православные церкви.

Момент, выбранный для начала военных действий казался благоприятным. Противники выхода России к берегам Балтики по ряду причин были не в состоянии оказать Ливонскому ордену экстренной военной помощи. Швеция, проигравшая начатую в 1554 г. войну с Россией, крайне нуждалась в мирной передышке. Литва и Польша, процесс слияния которых в единое государство еще не завершился, рассчитывали на устойчивость рыцарского государства. На первых порах они не планировали вмешательства в войну с Московским государством, все выгоды от которой получало Шведское королевство. Крымский хан («царь» в терминологии русских официальных бумаг того времени), устрашенный предыдущими победами Ивана IV не собирался возобновлять войны на русских границах, ограничиваясь обычными набегами.

Поводом к началу военных действий в Прибалтике послужила задержка Ливонским орденом 123 за­падных специалистов, приглашенных на русскую службу, а также не­выплата Ливонией старинной «юрьевской дани» – издавна установленной денежной компенсации осевших в Прибалтике немцев за право селиться на землях, принадлежавших полоцким князьям (территории, лежащих вдоль Западной Двины). Позднее эти выплаты трансформировались в весьма значительную дань за захваченный рыцарями-меченосцами русский город Юрьев (Дерпт), построенный в 1030 г. киевским князем Ярославом Мудрым. Справедливость русских требований признавала и ливонская сторона в договорах 1474, 1509 и 1550 гг. На переговорах, состоявшихся в Москве в 1554 г., согласившись с доводами А.Ф. Адашева и И.М. Висковатого, дипломаты Ордена и дерптского епископа обязались выплатить дань русскому царю за три года. Однако собрать столь значительную сумму (60 тысяч марок) ливонцы не смогли даже после начала военных действий. Невыполненными оказались и другие требования московского правительства:

  • восстановление в ливонских городах (Дерпте, Риге и Ревеле) русских кварталов и православных церквей в них,

  • обеспечение свободной торговли для русских купцов и

  • отказ орденских властей от союзнических отношений с Литвой и Швецией.

Военные действия начались в январе 1558 г. Русские рати вступили на землю Ордена и сравнительно легко овладели восточными пределами этой страны, захватив около 20 городов, в т. ч. Нарву и Юрьев (Дерпт).

В 1559 г. русское правительство, посчитав свое положение в Ливонии достаточно прочным, при посредничестве датчан пошло на заключение полугодового перемирия с магистром ордена (с мая по ноябрь 1559 г.)

Получив крайне необходимую передышку, орденские власти призвали на помощь войска соседних государств: Великого княжества Литовского, Дании и Швеции, которые поспешили разделить между собой незанятые русскими войсками прибалтийские земли. Новый глава ордена Кетлер в октябре 1559 г., разорвал перемирие с Москвой, и война вспыхнула с новой силой.

Весной 1560 г. в Ливонию вступило войско, возглавляемое князем А. Курбским, позднее к нему присоединился А. Адашев. 2 августа 1560 г. под Эрмесом в решающем сражении были разбиты главные силы ордена. Однако Адашев приостановил наступление, что в некоторой степени перечеркнуло достигнутое. В результате Адашев и Сильвестр были отправлены в отставку.

Успехи русского оружия ускорили начавшийся распад государства рыцарей-меченосцев. В июне 1561 г. города Северной Эстляндии присягнули на верность шведскому королю. По вильненскому соглашению 28 ноября 1561 г., Ливонское государство прекращало существование, передав свои города, замки и земли под совместную власть Литвы и Польши.

Так, в военные действия в Прибалтике оказались втянуты новые силы. И если захватившую Ревель Швецию московской дипломатии удалось до поры нейтрализовать, заключив с ней летом 1561 г. перемирие на 20 лет, то вооруженный конфликт с Великим княжеством Литовским, начавшийся отдельными приграничными столкновениями, вскоре перерос в настоящую войну.

В декабре 1562 г. в поход против Литвы выступил сам Иван IV с 80-тысячным войском. 15 февраля 1563 г. после трехнедельной осады удалось взять стратегически важную и хорошо укрепленную крепость Полоцк, что стало одним из последних крупных успехов в Ливонской войне. Меньше чем через год, в январе 1564 г. в битве у р. Улы, недалеко от Полоцка, русские войска потер­пели жестокое поражение: множество воинов было убито, сотни служилых людей попали в плен.

В апреле 1564 г. перешел на сторону врага, бежал в Великое княжество Литовское известный русский военачальник, когда-то пользовавшийся особым расположением царя, боярин и воевода князь А.М. Курбский, имевший подробную информацию о численности, местах сосредоточения и планах командования, которую он передал противнику.

Сентябрьское наступление круп­ных литовских сил на западной границе было скоординировано с большим ханским походом. Послед­нее было неожиданным, поскольку в феврале хан дал клят­ву перед русскими послами. Не было информации из Крыма, не сработала пограничная стража. По мнению Ивана Грозного подобное не могло про­изойти без разветвленной измены.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]