Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kn_Yest_Lozovoy_S_70-145.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
30.08.2019
Размер:
962.56 Кб
Скачать

Глава 7

СУЩНОСТЬ, ПРИРОДА

И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

ИСКУССТВА

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ИСКУССТВА

Среди форм эстетической деятельности особое место занимает искусство, во всем множестве своих форм, видов, типов и т. д. Одна­ко искусство обладает спецификой не только в рамках эстетичес­кой деятельности, оно в целом представляет собой уникальный общественный феномен. Это своеобразие проявляется во многих аспектах и на разных уровнях: искусство социально по своему про­исхождению, функционированию, методу отображения действитель­ности, роли в духовном развитии общества и человека.

Социальная сущность искусства заключается в том, что худо­жественное развитие общества представляет собой естественно-исторический процесс, то есть его развитие выявляет некоторые характерные закономерности, сопряженные с определенными пери­одами становления человеческой культуры.

Первая из них определяется закономерностью возникновения: искусство возникло на базе развившихся в рамках непосредствен­но практической деятельности эстетических потребностей и эсте­тических способностей человека. Самые древние памятники зачат­ков художественной деятельности исследователи относят к эпохе палеолита (примерно 40-50 тысяч лет тому назад). Наиболее древ­ние следы этой деятельности представляют собой нанесенные че­ловеческой рукой «знаки», очевидно, имитирующие «раны». Это пер­вые отпечатки способности древнего человека целенаправленно воздействовать на мир в соответствии со своими потребностями. Трудовой процесс, представленный в те далекие времена в основ­ном охотой, предварялся неким магическим ритуалом. Нанесен­ная «рана» не имела характер символа, это была попытка опережаю-

108

ЭСТЕТИКА

щего действия, предопределяющего нанесенные раны настоящему животному. Вера в магическую связь между изображаемым и ре­альным заставляла первобытного «художника» совершать этот ри­туал. Магические реалии представляют собой не другую реальность, а ее инобытие.

Первобытное убеждение в том, что некоторыми действиями, изображениями, словесными формулами можно повлиять на состоя­ние реального физического объекта, сохраняется в существующих и поныне заговорах, заклинаниях, корни которых уходят в глубо­кую древность.

Со временем совершенствовалась схожесть «натуральности» ран, наносимых с помощью орудий охоты (копий, топоров): для этого воображаемую рану покрывали охрой, имеющей ярко-красный цвет. Все эти действия составляли магическую операцию охоты. Англий­ский историк культуры А.Хаузер справедливо замечает: «Когда художник палеолита рисовал на скале животное, он рисовал реаль­ное животное. Для него мир вымысла и искусства еще не был само­стоятельной областью, отделенный от эмпирически воспринимае­мой действительности. Он еще не противопоставлял, не разделял эти сферы, но видел в одной прямое продолжение другой».

. Древние охотились, убивали и съедали животных, воспринимая свое, человеческое тело как продолжение тела зверя. Это осознава­емое единство требовало нахождения общего языка между челове-

ком и зверем: вырабатывался ритуал ряжения и подражания повад­кам, поведению этого животного, т. е. человек пытался приобрести его облик. Отождествление себя со зверем со временем родило тотемизм, в основе которого лежит представление о тотеме (обоже­ствляемом животном) как родоначальнике и покровителе перво­бытного коллектива. Во многих первобытных культурах сохранился миф о происхождении племени как соединении женщины с этим зверем. Этот рассказ сопровождался, как правило, обрядовым танцем, где роль тотема исполнял мужчина этого племени. Реконструкция своей истории, хотя бы и в такой фантастической форме, дала тол­чок к появлению мифов, которые исследователи считают историчес­ким переходом от магических реалий к искусству, поскольку они способствовали формированию у человека способности к творчес­кому воображению, фантазии, что дало возможность первобытному человеку вырваться из ситуации «здесь и теперь».

Мифы стали шагом к постижению мира, попыткой его осмыс­ления. Образы мифов большей частью фантасмагоричны, запечат­левают в себе связь, симбиоз человека и животного (кентавр, мино­тавр, сирена и другие образы, пришедшие к нам уже через развитую античную мифологию). Но уже в рамках мифов вырабатывались основные образные и метафорические приемы будущего искусства. Мифология - специфическая для родового общества форма выраже­ний идеологического синкретизма. Древние мифы содержат в себе

по

ЭСТЕТИКА

в единстве элементы искусства, религии, донаучных представлений о природе и обществе.

Древний человек не знал общечеловеческого значения предме­тов, а только утилитарное. Только с осмыслением, например, общей значимостью заостренного наконечника копья или стрелы появля­ется потребность каким-либо знаком для себя и для других закре­пить удачно найденную форму. Так из насечек, поначалу неупоря­доченных, формируется первый орнамент, а утилитарное отношение дополняется эстетическим содержанием.

В более поздних рисунках животных уже появляется изображе­ние копья или стрелы, из одиночного изображения рисунок животно­го включается в конкретную жизненную ситуацию (например, жи­вотное в загоне). Завершается этот сложный процесс тем, что в этот рисунок помещается и сам охотник, который включен в эту изобра­жаемую жизнь. С появлением зеркального «двойника» завершается процесс рождения искусства. Из утилитарно-практического развива­ется духовно-практическое отношение к отображаемому, то есть чело­век начинает творить не «удвоенную реальность», а «вторую» приро­ду. Постепенно это отношение распространяется и на натуру (пер­вую природу), формируя эстетическое ее восприятие.

Вторая закономерность в развитии искусства связана с разделе­нием труда на умственный и физический. Высвобождение части вре­мени (досуга) создало условия для выделения некоторой группы лю­дей, которые получили возможность специально совершенствовать свои эстетические и художественные потенции. В этом смысле можно говорить о разделении искусства на народное (фольклор) и зачатки профессионального. Последнее имело непреходящее значение для развития системы искусства, его форм, видов и т.п.

Важным третьим закономерным этапом для развития искусст­ва стало разделение общества на классы, что обусловило отражение в искусстве эстетических идеалов, симпатий, предпочтений разных социальных групп. Эстетические идеи и потребности господствую­щего класса становятся господствующими эстетическими идеями, что не снижает ценность различных пластов искусства, а, напротив, способствует развитию его исторических форм.

Говоря о четвертой закономерности развития искусства, следу­ет подчеркнуть его связь с другими формами духовной жизни об­щества и с социально-экономическим ее состоянием. Эта связь все­гда ощутима, но не прямо, а опосредованно. Но справедливо утверж­дение об обратной силе влияния искусства на право, политику, мораль и т.д., а через них и на экономику. В истории искусства были пери­оды, когда оно в силу каких-то конкретно-исторических причин вби-

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]