Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
вопросы к госу ипу и полит философия.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
02.09.2019
Размер:
1.03 Mб
Скачать
  1. Г.В.Ф. Гегель: политическая теория – философия права, диалектика «раба и господина», понимание гражданского общества, «все действительное разумно», «хитрость мирового разума»

Гегель — протестант, лютеранин, поэтому для него христианство — это не догма, не обязанность добродетельного гражданина, Гегель воспринимает Христа и христианство как живое жизненное содержание, дающее начало и смысл всему остальному. Это не приложение. Гегель поставил задачу философски воплотить христианство, создать такую философию, которая бы с помощью разума разворачивала все жизненное содержание христанства. Философия Гегеля — это логическое переписывание живой истины, живой истории Христа. Для начала Гегель вводит понятие абсолютная идея/идея (не платоновская идея!) - это абсолют, выражающий понятие Бога. Все начинается с этого абсолюта, но в этой абсолютной идее есть все. Идея должна сама себя превратить в ничто, в смысле стать своей абсолютной противоположностью (материей). Так идея превращается в космом, или мертвую природу. Как только движение началось, вся эволюция мира ведет свою идею. Итак: отчуждение, отрицание себя, затем природа мертвая становится живой и рождает человеческий мир. В основании своей философской методологии Гегель кладет диалектическую логику. У Гегеля диалектика становится способом мышления через триаду. Тезис — идея, мертвая природа — антитезис, живая природа — синтез. Тезис, антитезис, синтез. Одновременно — это можно воспринять как двойное отрицание. При этом процесс движения подчинен закону перехода количественных накоплений в качественные - это второй закон. Первый — отрицание отрицания. Третий закон: единство и борьба противоположностей — развитие совершается через раздвоение единого. Одно и то же в одинаковом отношении всегда есть и не есть. Во всякой вещи есть ее отрицание. Всякая вещь есть единство противоположных начал, и в то же время их борьба. Таким образом происходит прогресс. Мир насыщается новым содержанием. Все развивается - Субъективный дух, объективный дух (в чел сообществах), дух абсолютный, то есть когда самоописание завершившейся программы происходит. Это высшие формы человеческого понимания мира: искусство, религия, философия. Гегель считал, что он будет последним философом, так как он сделал самоописание. Развитие спиралевидно. Каждый синтез становится тезисом. Но процесс конечен.

Самопознание — означает не ковыряние в себе и индивидуализме, а нахождение общечеловеческого типичного. Человекознание должно строиться как познание человека вообще. «Для жизни такое знание несомненно полезно и нужно, в особенности при дурных политических обстоятельствах, когда господствуют не право и нравственность, но упрямство, прихоть и произвол индивидуумов, в обстановке интриг, когда характеры людей опираются не на существо дела, а держатся только на хитром использовании своеобразных особенностей других людей, стремясь таким путем достичь своих случайных целей». Сфера политического — сфера случайного, индивидуального, ненравственного и неправового. Чтобы познать и реализовать принципы свободного и справедливого человеческого устройства и формы правления необходимо создать философию права, как философию свободы. Все существующее делится пополам. Сфера природы и сфера права. Везде есть законы. Природным законам мы подчиняемся автоматически, их невозможно нарушить. В сфере права законы тоже есть, но мы им подчиняемся не автоматически, а только когда находим в них согласие своей воли. Мы соглашаемся подчиняться правовому закону на основании понимания разумности своего закона. «В праве человек должен найти свой разум».

Задача Гегеля — создать законченную философию права, которая бы целиком и полностью описывала человеческое существование на основе стремления человека воспринять законы, как реализацию собственной свободы. «Почвой права является вообще духовное, и его ближайшим местом и исходной точкой — воля, которая свободна, так что свобода составляет ее субстанцию и определение и система права есть царство осуществленной свободы, мир духа, порожденный им самим как некая вторая природа». На первой стадии свободная воля существует как наша единичная воля, она обращается на некие предметы вокруг нас, превращая их в собственность, так мы получаем «абстрактное право» - право владения вещью. Следующая стадия — когда свободная воля «рефлектирует в себя» - направляем нашу волю на себя и она становится не единичной, а частной. Я сам являюсь объектом своей воли. Форма права получающаяся при этом - «моральность». Воля не хорошая, добрая, а только создающая возможность выбора в пользу добра или зла. Право как моральность — внутри себя мы открываем пространство, где свобода колеблется в плюс и в минус, можем сделать зло, а можем добро. Это открытое пространство. Третья форма — синтез — воля становится «субстанциональной». В этом взаимодействии с другими людьми мы направляем нашу волю на общение с другими людьми. Множество волевых векторов создает в каждом из нас единую субстанциональную волю. В этом единство. Форма права здесь - «нравственность». Она проявляется в таких формах коллективности, как семья, гражданское общество, государство.

Естественное право и естественное состояния — это понятия, неприемлемые для Гегеля. «Естественное право есть поэтому наличное бытие силы и придание решающего значения насилию, а естественное состояние — состояние насильственности и нарушения права, о котором нельзя сказать чего-либо более истинного, как только то, что из него необходимо выйти. Напротив, общество есть то единственное состояние, в котором право только и имеет свою действительность: то, что следует ограничить и чем надлежит пожертвовать, есть как раз произвол и насильственность, свойственные естественному состоянию».

Семья — природный союз (союз мужчины и женщины ради продолжения жизни).

Гражданское общество — агрегат (набор, механическая сумма индивидов или семей), вступающих в правовые или производственные отношения; здесь доминирует индивидуальность.

«Гражданское общество — это внешнее государство». Гражданское общество и государство соотносятся как рассудок и разум: гражданское общество - это внешнее государства, государство нужды и рассудка, а подлинное государство — разумно. Государство — это единый, общенациональный интерес. Государство — это то, в чем присутствует дух народа. «Государство — действительность нравственной идеи, отсюда следует, что чел обладает нравственностью только как член государства» - это противопоставление Локку (у него государство — слуга, гарант свободы).

«Государство есть действительность нравственной идеи - нравственный дух как явная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает».

«Государство есть непосредственная действительность отдельного и по своим природным свойствам определенного народа». (противопосталение Канту с его универсальным состоянием). «Государство — это шествие Бога в мире, его основанием служить власть разума, осуществляющего себя как волю» - это против Руссо.

Гегель переосмысливает формы правления: это не формы на выбор, это не случайно взятое на прокат народом, здесь присутствует диалектика развития. Сначала идет демократия как тезис, потом аристократия как антитезис и в синтезе получается монархия. В этих формах движется сама идея государства. Завершение — конституционная монархия! Переосмысливается идея разделения властей (раньше защита индивида от власти государства). У Гегеля — государство есть тотальность, где человек познает свою свободу, основанную на разуме, это есть шествие Бога на земле. Сама идея разделить власти для Гегеля не работает, это значит осознанный подрыв целостности и эффективности государства. Парламент для Гегеля неприемлем. «Идея участия в законодательстве и управлении государством частных лиц ошибочно, так как частное лицо может сделать это только как часть сословия, а собрание частных лиц (парламент), якобы представителей, это всего лишь агрегат частных лиц, или чернь, а не народ, поэтому единственной целью государства является то, чтобы народ не получил существования, не достигал власти и не совершал действий в качестве такого агрегата, такое состояние народа есть безнравственность, бесправность и неразумия вообще, в таком состоянии народ представлял бы собой только аморфную, беспорядочную, слепую силу, подобную силе взбаламученного стихийного моря, которое, однако, не разрушает себя, как это произошло бы с народом как духовной стихией».

История нужна для показания всемирного движения духа. Вся мировая история состоит из 4 эпох, в каждой доминирует определенный народ с формой государственности, он неизбежно госуподствующий: 1 — восточное царство, где господствует целое и отсутствует личность, 2 — греческое - личность, 3 — римское — объективация личности, внешняя гражданственность, 4 — германское царство — соединение личного и божественного. Последняя фаза мировой истории должна пройти под доминированием германских народов.

Государство — троично: индивидуальное государство (внутрнее государственное право). Государство в отношении с другими (внешнее), государство во всемирной истории. Индивидуальное государство = внутренне государственное право = конституция.

Внешнее и внутреннее — моменты всемирной истории. Государство — соединение принципа семьи и гражданского общества. Цели: содействовать благу людей, каждый заботится о себе и поддерживает общие нормы. Закон — определение объективной свободы. Для индивида — закон ограничение, хотя и стремление к общему благу.

На самом деле люди не равны: по своей природе люди всегда не равны. Все люди могут обладать собственностью и они равны в этом. Понятие все равны перед законом — тоже не верно. Это всего лишь говорит, что в государстве действует право. На самом деле все равны перед законом в том, в чем они равны вне его. Закон делает нас не равными. Мы равны там, где нет закона. Зак, исп, власть монарха. Судебная относится к правительственной. Правительственная — главная власть. Но править должен монарх.

Подлинная монархия основывается на праве. Монарх — гарант конституции. Лучше всего конституционная монархия, потому что о войне и миру лучше всего решать одному. Бюрократия — сословная администрация.

  1. Исторический материализм К. Маркса. Формационный подход, понятия базиса и надстройки. Государство – аппарат классового насилия, неизбежность его «отмирания», роль идеологии: от орудия критики к «критике оружием»

3 школы:

  1. старогегельянцы (основные идеи, прусская монархия, философия апологетов)

  2. младогегельянцы (левые, критические диалектики, считали, что констукция не завершена, нужна критика: критика мыслей о действительности)

  3. Маркс: все предыдущие философы лишь различным образом объясняли мир, тогда как задача состоит в том, чтобы изменить его.

Маркс обращается к человеческой истории: каковы реальные предпосылки, с которых надо начинать каждому, чтобы постичь логику человеческой истории. Реальными предпосылками являются люди. «Конкретные индивиды, производящие себя и других людей». Есть только индивиды, это материализм. Маркс атеист. «Индивиды начинают сами отличать себя от животных, только когда ничанают производить необходимые им средства к жизни». «То, чем являются эти индивиды совпадает с тем, то, что они производят и как они это производят». «Производство начинается с ростом населения». Начинается раздлеления труда, город отделяется от деревни. Различные фазы отражаются как различные формы собственности, 3 главных: «племенная сначала (охота рыба, земледелие) — структура семья, античная собственность — общинная и государственная, когда граждане города сообща владеют рабами, феодальная, или сословная — крепостные и корпоративная собственность в городе».

«Эмпирическое наблюдение должно в каждом отдельном случае – на опыте и без всякой мистификации и спекуляции – вскрыть связь общественной и политической структуры с производством".

"Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни".

«Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание». Это материалистическое понимание истории. В процессе производства есть логика. ь истории не внешняя и природная, она полагается самим человечеством. «Первый исторический акт — проиводство материальной жизни, оно влечет порождение новых потребностей, следующий шаг — первые общественные отношения — семья как производство других людей, далее определенный способ производства связан со способом совместной деятельности и только тут появляется сознание, оно изначально общественный продукт, разделение труда действительно, когда отделяется материальный и духовный труд, если продукы духовного труда выступают как критика существующего, это значит что общественные отношения вступили в противоречия с господствующей производительной силой».

С разделением труда происходит неравное распределение и появляется собственность. «Разделение труда и собственность — это одно и то же». В результате противоречия между частными и общими интересами появляется государство. Государство оторвано от действительности, оно иллюзорная общность. Природа государства по Марксу такова, что в нем реализуется стремление к господству одного из классов. Государство есть форма госуподства одного класса над всеми остальными. «Демократия есть полит форма скрывающая и примиряющие базисные противоречия.... власть предстает здесь как чужая, не их собственная, а им противостоящая». Это называется отчуждение. Господствует отчуждение во всех сферах в стихийно сложившемся обществе. Продукт не принадлежит работнику, общение — каждый стремится реализовать свою выгоду, это не создает человеческое общение. Каждый в другом видит только средство, а не цель. Политические институты, как государство, чуждая и подавляющая сила здесь.

Маркс рассматривает общество как логический естественный процесс. Оно получилось само собой исторически. В стихийном обществе нельзя реализовать человеческую сущность.

Человечество прошло первобытнообщинную стадию с примитивным коммунизмом в виде общей собственности, затем античная экономическая формация, где класс свободных граждан полиса владеет рабами, которые производительная сила, затем феодализм — землевладельцы и крепостные, цеха в городе — корпоративная собственность, затем промышленная революция и капитализм — здесь средства производства принадлежат немногим собственникам, а абсолютное большинство — наемные рабочие без собственности, возникает классовое противостояние между капиталистами и пролетариями.

Государство — диктатура господствующего класса. Госп класс — имеет средства производства. Нужно организовать угнетенный класс на борьбу с господствующим классом. Для этого нужно создать теорию капитализма в рамках которой можно было бы объяснитьк аким образом капиталисты получают прибыль, то есть прибавочную стоимость, потому что внешне все выглядит благопристойно. Макрс создал теорию прибавочной стоимость = теорию эксплуатацию. Рабочий продает свой труд — это не правда, это эксплуатация. В основе контракта изначально лежит некая дельта. Капиталист не платит 100% эквивалетно за труд, а платит только столько, чтобы рабочий выжил, а остальное присваивает себе. Прибыль не от торговли, а от эксплуатации наемных работников. Капиталистическое производство несправедливо по Марксу. Эксплуатация — отъем у рабочего тех средств к жизни, если бы капиталист ему выплачивал полностью стоимость того, что рабочий произвел. Маркс формирует классовое сознание. Его теория становится научным коммунизмом. История развивается естественно, но стихийность истории имеет свою логику. Логика в том, что максимум того, что можно извлечь из общ орг построенной на классовом противоречии, на антагонистической формации, максимум достигает именно сейчас и именно в капитализме. Потому что капиталисты и пролетарии — последняя классовая антиномия. Значит следующим должен быть коммунизм. Тут как у Гегеля: первобытный коммунизм — тезис, дальше антитезис, потом синтез — научный коммунизм. Модель однократна. Глобальное противоречие в следующем: противоречие между общественной формой производства и частным характером присвоения. Люди могут покупать все меньше, происходит кризис перепроизводства, снижается уровень жизни людей. Это глобально и неизбежно. Нужно уничтожить господство эксплуататорского класса. Это может сделать эксплуатируемый класс. Но он должен понимать природу существующей эксплуатации. Поэтому экономическая доктрина — политическая основа революции. Пролетариат по своей природе есть тот класс, который совершая революция против эксплуататоров в то же время совершает процесс самоуничтожения. Все предыдущие классы побеждая вытесняли кого-то, чтобы самим стать господствующим. А пролетариат свергая буржуазию сам перестает быть классом, потому что больше не над кем господствовать. Коммунизм означает переход в бесклассовое общество. Пролетариат больше не будет диктатом, ну во время перехода — конечно диктатура прлетариата, но после борьбы ее не будет. Нужна революция и реальное уничтожение гадов. Нужно воспитание пролетариата. Борьба и уничтожение — это форма превращения пролетариата в новое качество.

«Пролетариат — могильщик буржуазии».

  1. Формирование политической философии либерализма