Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Культорология.doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
09.09.2019
Размер:
1.95 Mб
Скачать

13.2. Ренессанс и античность

Важной особенностью культуры Ренессанса выступает обращение к античному наследию. Само слово «ренессанс» означает отказ от средневековой культуры и возвращение, «возрождение» культуры и искусства греко-римской античности. В период Ренессанса возрождается античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалистический язык классических видов искусства, в отличие от средневекового символизма. Практическое житейское мировосприятие древних было более притягательным, разнообразным и доступным, чем построения средневековых схоластов. Художников, скульпторов и поэтов Возрождения привлекают сюжеты античной мифологии и истории, древние — греческий и латинский — языки.

Языком эпохи Возрождения стал чистый классический латинский язык, к воскрешению которого призывали гуманисты. Работа над языком Древнего Рима, изучение его законов и правил, свободное владение им в научных сочинениях, политических речах и документах, дружеской переписке становится обязательным для всякого, кто стремится войти в круг образованных людей. Один из первых исследователей культуры Италии эпохи Возрождения Якоб Бурк-хард отмечал, что даже дети прекрасно знали латынь. Семилетние дети писали латинские письма, а среди четырехлетних детей были ораторы, изумлявшие аудиторию чистой латинской речью.

С начала XV в., когда турецкая угроза заставила эмигрировать в Италию многих представителей «дряхлой» византийской учености, пробудивших интерес к памятникам классической греческой литературы, в гуманистических кругах распространяется изучение и греческого языка, и написанных на нем произведений. Появление настоящей моды на греческий язык и литературу было связано с деятельностью византийского ученого Мануэля Хризолора (? — 1415)и его учеников. Их лекции посещали сотни слушателей как из самой Италии, так и с острова Кипр, из Франции, Испании, Германской империи.

Многочисленные переписчики размножали греческие рукописи, усиленно собираемые любителями, которые затем оседали в первых государственных библиотеках во Флоренции, Венеции и других городах. Однако классическая латынь продолжает быть главным языком и нередко — главным объектом изучения большинства гуманистов. Это страстное увлечение латынью делало его адептов чем-то вроде замкнутой секты, резко и сознательно отграничивающей себя как от «простого народа», говорящего на «вульгарном» итальянском языке, так и от церковников, пользующихся варварской, испорченной «кухонной» латынью. Гуманисты искали старые рукописи и книги, составляли коллекции древностей. Они восстанавливали забытые труды греческих и римских авторов, устанавливали подлинные тексты вместо искаженных в эпоху средневековья. Большая часть текстов античных авторов, которыми располагает современная наука, была выявлена именно гуманистами.

Первым заговорил о повороте культуры к античности, к Гомеру и Вергилию, зачинатель Ренессанса итальянский поэт Франческо Петрарка (1304-1374). Античную культуру и особенно поэзию он воспринимал как носительницу мудрости, открывающую путь к постижению Истины. Идеалы христианства и увлечение Цицероном в представлении Петрарки не противостоят друг другу, напротив, мир христианства может лишь обогатить себя, осваивая культурное наследие древних, красоту речи и мудрость языческой поэзии. Страстный собиратель античных рукописей, их первый текстолог и комментатор, Петрарка собрал крупнейшую в тогдашней Европе библиотеку, включавшую множество сочинений древних авторов. Главным увлечением Джованни Боккаччо (1313—1375), близкого соратника Петрарки, стали поэзия Вергилия и Овидия, античная мифология, греческий и латынь. Его первые собственные сочинения — роман «Филоко-ло», поэма «Филострато», сочинение «Генеалогия языческих богов» несут печать этих увлечений.

Большой вклад в изучение античного наследия внес один из самых ярких гуманистов XV в. — Лоренцо Балла (1407— 1457). Слово в его понимании — аккумулятор духовной культуры. Тщательное, глубокое изучение латинского языка, столь ярко запечатлевшего высокие достижения римской культуры, преемницей которой должна стать культура современной Италии, — настоятельнейшая задача, в представлении гуманиста. Разработанный гуманистом критический метод анализа древних текстов нашел своих продолжателей во второй половине XV в., что способствовало превращению филологии к концу столетия в одну из ведущих гуманитарных дисциплин.

Изучению античного наследия гуманисты отводили главное место в своей программе образования. В дисциплинах studia humanitatis они видели прочную основу для формирования совершенного человека, способного раскрыть свои достоинства в повседневной деятельности и в гражданской жизни. При этом одни (например, Леонардо Бруни (1370 или 1374—1444), автор произведений «История Флоренции», «Жизнь Данте», «Жизнь Петрарки») подчеркивали важность безупречного владения письменной и устной речью на латинском языке, а также изучение греческого, из авторов рекомендовали Цицерона, Вергилия, Овидия, Горация, Ювенала, Плавта, Гомера и Демосфена, Аристофана и Софокла. Другие на первый план выдвигали моральную философию и историю, в круг необходимого чтения включали

Эпикура, Сенеку, Аристотеля, а из-йсториков — Салюстия, Тита Ливия, Плутарха, Тацита, Ксенофонта. Итальянский ученый, архитектор, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения Леон Баттиста Альберти (1404—1472) считал полезным помимо гуманитарных дисциплин изучение математики и музыки.

Новые педагогические идеи нашли практическое воплощение в многочисленных школах, привлекших учеников из разных стран, а уровень школяров был так высок, что они, минуя подготовительный факультет, поступали сразу на университетские факультеты права, медицины, теологии. Новая система образования пробивала себе путь и во многих университетах. Так, во Флорентийском университете в конце XIV в. по настоянию самих граждан была открыта кафедра греческого языка и литературы. Новшеством для университетов стало преподавание латинской и греческой поэзии и риторики, по новому трактованной на основе найденных в первые десятилетия XV в. рукописей сочинений Цицерона «Оратор» и Квинтилиана «Наставление оратору».

Увлечение античностью сказалось даже на образе жизни. Характерной фигурой в этом плане является флорентийский пополан* Никколо Никколи (1365—1437). «Ни один сколько-нибудь значительный человек, приезжавший во Флоренцию, не пропускал случая посетить его», — писал о нем его биограф и друг Веспасиано ди Бистиччи, подчеркивая то положение как бы «городской достопримечательности», которое занимал Никколи. Его дом был полон античными художественными произведениями, статуями, вазами, медалями, камеями. «Когда он сидел за столом, он ел из прекраснейших античных ваз, и весь стол его был заставлен фарфором и другими разукрашенными сосудами. Пил он из чаши, сделанной из хрусталя или из другого ценного камня. И видеть его, так сидящим за столом, таким античным, каким он был, было наслаждением»67.

«Античное» жилище этого богатого знатока и коллекционера постоянно посещали гуманисты Бруни, Поджо и другие; здесь проходили беседы, споры, дискуссии. Темами их были произведения классических писателей, вопросы эстетики и этики, отношение к создателям новой классической литературы — Данте, Петрарке, Боккаччо, которых гуманисты третьего поколения склонны были критиковать.

Но особенно привлекала знатоков в дом Никколи его библиотека. Свое значительное состояние он тратил в первую очередь на приобретение и переписку рукописей, содержащих латинские классические тексты. В доме его регулярно работали несколько писцов; друзья, и среди них неутомимый путешественник Поджо, разыскивали для него рукописи в монастырях и библиотеках Италии, Империи, Франции, даже Англии. Сам он со страстным увлечением читал новонайденные тексты, сравнивал их между собой, устанавливал лучшие редакции. Потратив на античные памятники и рукописи все свои средства, Никколи влез в долги настолько значительные, что когда в 1437 г. он 72-летним стариком умер, Козимо Медичи (незадолго до этого ставший властелином Флоренции) взял на себя расплату с его кредиторами, и в возмещение своих расходов получил библиотеку покойного, состоявшую к этому времени уже из ПО ценнейших кодексов. Они были помещены в монастыре св. Марка, где продолжали оставаться доступными всем интересующимся, а в дальнейшем составили основу публичной библиотеки — так называемой Лауренцианы.

Гуманисты проявляли большой интерес и к античной философии: натурфилософии, эпикуреизму, неоплатонизму. В 1462 г. во Флоренции основывается Платоновская академия, в которой почитание Платона было превращено почти в религиозный культ. Академию отличала атмосфера свободного научного поиска, дружеское обсуждение вопросов, которые вызывали общий интерес, стремление к синтезу областей науки.

Таким образом, преемственная связь Возрождения с античностью очевидна. На античном фундаменте строились многие области ренессансной культуры — от системы гуманитарных знаний, образов и норм литературы до архитектуры и различных видов изобразительного искусства. Античность впервые была осмыслена как самостоятельная культурная эпоха, оставившая богатейшее наследие, овладение которым способствовало развитию светской и рационалистической направленности ренессансной культуры. Обретя высокую оценку в исторической перспективе, античность стала, таким образом, важнейшим ориентиром новой культуры Возрождения, а творческая переработка наследия древних — одной из ее типологических черт.