Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Культорология.doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
09.09.2019
Размер:
1.95 Mб
Скачать

13.4. Ренессансная модель мира

Гуманистическая культура создала не только новое понимание человека, но и новый взгляд на природу. Если в средние века она воспринималась весьма скептически, как источник скверны и соблазна, как то, что отдаляет человека от бога, то гуманисты вернулись к античным идеалам в толковании природы, определяющим ее как основу и источник всего существующего, как воплощение гармонии и совершенства. Возросший интерес к изучению природы был обусловлен развитием производства и науки. Изобретение книгопечатания, компаса, самопрялки, парохода, доменно-метал-лургического процесса, возобновление интереса к астрономии, физике, анатомии, физиологии, развитие экспериментального естествознания — все это расширяло человеческий кругозор, укрепляло власть человека над природой. Изменилась и средневековая картина мира. Математическое обоснование гелиоцентрической системы, данное польским ученым Н. Коперником, нанесло существенный удар по средневековой геоцентрической системе. Открытие Коперника, опровергшее представление об исключительном характере Земли и человечества, позволяло предположить существование бесконечного количества других небесных тел, подобных Земле и Солнцу.

Философия в эпоху Возрождения воспринималась, прежде всего, как натурфилософия, философия природы. Отличительной особенностью натурфилософии является пантеизм (учение, в котором существование Бога не отрицается, он как бы растворяется в природе, отождествляется с ней). Пантеистическое понимание мира вело к серьезному пересмотру средневековой модели мира. В XV в. наиболее видными представителями пантеизма были Николай Кузанский (1401-1464), Марсилио Фичино (1433-1494), Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494).

Видный церковный деятель, кардинал и богослов Кузанский развил учение о едином начале Бога: «Бытие бога в мире есть не что иное, как бытие мира в боге»75 и сделал вывод о бесконечности Вселенной. Пантеистическое приближение бесконечного Бога к природе привело к новому истолкованию происхождения Вселенной и устройству Космоса. Не выступая открыто против идеи креационизма, Кузанский фактически устраняет принцип творения мира Богом. Отождествление Бога с природой вело к выводу о бесконечности мира, ведь Бог не может быть чем-то или как-то ограничен. Но если мир бесконечен, тогда теряет смысл идея о существовании его центра. Таким образом, пантеизм логически приводил к отказу от идеи творения мира Богом, идеи замкнутой Вселенной, центром которой является Земля. Так Н. Кузанский подготавливал коперниковскую революцию в астрономии, устранившую геоцентрическую систему строения мира.

Исходной идеей концепции Фичино было представление о единстве мироздания, упорядоченного и прекрасного, пребывающего в постоянном движении, одухотворенном животворящей силой мировой души. Для космоса Фичино характерна духовная наполненность, «круговое движение» от красоты к любви и наслаждению — и снова к красоте, причем вся эта целостность пронизана светом божественной истины. В пантеистически понятый космос включен и человек — микрокосм. Причастный к мировой душе и обладающий собственной бессмертной душой, человек наделен способностью охватывать своим познанием мироздание. В этом он может сравниться лишь с Богом. Фичино делает акцент на безграничности человеческого знания, сочетая в своей философии черты рационализма и мистики в трактовке роли человека в мире.

Согласно Пико, человек являет собой «узел мира», связующий материю и дух и по природе своей сочетает одно с другим. Руководствуясь своей волей, он может подняться силой разума до высот мирового интеллекта, но и опуститься до уровня низменных тварей. Огромна и ответственность человека в данной ему Богом свободе определения своего места в мироздании. В своей знаменитой «Речи о достоинстве человека» он говорит о том, что, сотворив человека и «поставив его в центре мира», Бог обратился к нему с такими словами: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю»76. Путь к исполнению высокого божественного предназначения — постижения мироздания — лежит в познании, в обогащении разума науками, в том числе и философией природы. Пико выдвинул тезис о том, что занятия философией должны стать уделом каждого человека, ибо она то и является свободным поиском истины. Вне философии нет человека, утверждал он.

На более достоверное познание природы была направлена деятельность академии в г. Козенце (недалеко от Неаполя), возглавляемой Бернардини Телезио (1509—1588). Свою натурфилософскую доктрину Телезио изложил в сочинении, в самом названии которого сформулирована его программа «О природе вещей согласно ее собственным началам» (1565). Изучение природы, полагал он, должно вестись в соответствии с ее собственными началами, без оглядки на теологию и схоластику. Познание действительных свойств вещей должно опираться на ощущение, опыт, поскольку только чувственный опыт может служить критерием истинности. Наряду с вечно существующей материей, «телесной массой», он считал началами природы тепло и холод. Тепло сосредоточено в Солнце, холод — в Земле, материальность неба и земли создает единство Вселенной. Этот тезис отвергал противопоставление небесного и земного мира, присущее схоластической аристотелевской космологии. Новым у Телезио было и понимание пространства как «места всех вещей» в его физической однородности. Время, как полагал Телезио, есть условие и существования, и движения. Что же касается источника движения, то Телезио ищет его не вовне природы, а внутри нее самой. Это — тепло, активизирующее неподвижную материю (так, раскаленные небесные тела, утверждал он, движутся сами по себе благодаря наполняющему их огню). «Жизненный дух» в учении Козенцинца также порождается теплом и объединяет все живое, включая человека. Он воздействует и на его разумную душу, будучи разлитым во всем теле, включая мдзг.'Телезио настаивал, в противовес схоластике, на единстве души и считал ее в некоторой мере материальной. В его натурфилософии природа оказалась живущей по своим законам. Бог выносился за пределы физической картины мира, хотя оставался творцом природы, который однажды ее создал и предоставил ей возможность для дальнейшего саморазвития.

Сочинения Телезио были внесены церковью в Индекс запрещенных книг. Еще более решительно сторонники церковной ортодоксии повели наступление на «философию рассвета» Джордано Бруно (1548—1600), учение о вечности и бесконечности Вселенной, о движении Земли вокруг Солнца, представлении о всеобщей одушевленности природы.

Формообразующее активное начало, считал Бруно, имеет своим источником материю. Но материя — это не просто источник деятельности. Ее развитие подчинено закономерностям, развертывающимся из некоего единого субстанционального принципа через многочисленные диалектические переходы, борьбу противоположностей, являющихся результатом деятельности «мировой души». Опираясь на гилозоист-ские представления, Бруно делает вполне конкретные выводы о населенности бесчисленных миров. В силу такого убеждения Универсум поистине превращался во Вселенную. При этом он предполагал существование разных форм жизни, чувственной и разумной, отличных от тех, которые имеют место на Земле. Разумеется эта идея Ноландца (Бруно родился в местечке Нола, недалеко от Неаполя) была совершенно умозрительной и до сих пор она не получила никакого научно-эмпирического подтверждения. Тем не менее, ее значение для утверждения принципиального единства Универсума-Вселенной было колоссальным и стало одним из главных пунктов обвинения автора в еретичности со стороны римской инквизиции. Идеи Н. Кузанского и Дж. Бруно заложили основы для развития философии и естествознания Нового времени.

Пионером современного естествознания можно считать Леонардо да Винчи (1458—1519). Трудно обозреть круг его изобретений и проектов — в области военного дела (например, идея танка), ткацкого производства (проект автоматической самопрялки), воздухоплавания (идея парашюта). Леонардо изобрел ряд физических приборов и механических приспособлений. Особое внимание он уделял гидротехнике (строительству каналов и шлюзов). Почти все изобретения и идеи далеко обгоняли технические возможности и потребности своей эпохи и по настоящему были оценены только в XIX-XX ст.

Одним из типичных представителей ранней натурфилософии в ее магико-мистической форме был швейцарец Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, более известный под псевдонимом Парацельс (1493—1541). Имя ученого и чернокнижника, врача и «чудотворца» Парацельса, послужившего одним из прототипов доктора Фауста, было овеяно легендами. Научное значение деятельности Парацельса, несмотря на всю ее фантастичность, несомненно, велико. Его научные достижения шли в трех основных направлениях: установление характера и метода научного знания; обновление медицины; подготовка научной химии.

Парацельс был решительным противником закостенелых традиций и средневековых авторитетов. Свои лекции в Ба-зельском университете он начал с публичного сожжения популярнейших старых работ по медицине и химии. «Чтение, — говорил он, — никогда еще не создало ни одного врача», врачей создают только практика, знание действительных и тайных сил природы. Тому, что врач знает, он обязан не школе, а практическому опыту. Медицина является для Парацельса всеобъемлющей наукой. Она заботится о благе человека, а человек — центр мироздания и конечная цель всего творения. Теология и философия, астрономия и алхимия — не что иное, как ее источники и опоры. Медицина времен Парацельса была скована схоластической догмой и не развивалась. Выдающийся врач-практик Парацельс впервые подвел студентов к постели больного и впервые подчеркнул неразрывность хирургии с терапией. И это при том, что хирурги в то время состояли в одном цехе с парикмахерами и банщиками.

Парацельс открыл и ввел в употребление целый ряд новых лекарственных составов растительного и минерального происхождения. По его мысли, человеческий организм есть соединение ртути, серы и соли, и все болезни обусловливаются отклонением от нормального соотношения этих элементов. Так, излишнее содержание серы вызывает лихорадку, соли — водянку. Подобное понимание человеческого организма привело Парацельса к созданию новой научной дисциплины — медицинской химии, или ятрохимии. Представители ятрохимии рассматривали процессы, происходящие в организме, как химические явления, болезни, — как результат нарушения химического равновесия и ставили задачу поиска химических средств их лечения. Чтобы оценить значение шага, сделанного Парацельсом, следует вспомнить, что основной задачей алхимии было отыскание «философского камня», превращающего неблагородные металлы в золото.

Развитие медицины стимулировало изучение анатомии и физиологии человека. «Колумбом человеческого тела» явился младший современник Парацельса нидерландец Андреас Везалий (1514—1564), присужденный к смерти испанской инквизицией. В борьбе с церковью погиб и испанский врач Мигель Сервет (1509 или 11 — 1553), давший ценные указания по вопросам кровообращения. Он был сожжен в 1553 г. в Женеве по приказу Кальвина. Если Везалия можно считать отцом научной анатомии, то основателем физиологии необходимо признать английского врача-ученого Уильяма Гарвея (1578—1657). С выходом в свет его книги «О движении сердца и крови» было положено начало физиологии как науки.

Своими научными открытиями прославился и талантливый ломбардец Джироламо Кардано (1501 — 1576), итальянский медик, математик, философ и астролог. Выдающееся значение имела его работа «Великое искусство», в которой был дан алгебраический способ решения уравнений третьей и четвертой степеней. Кардано известен и как изобретатель технического приспособления для подвески, допускающего качание опор при сохранении неподвижности подвешенного тела, применяемого для установки компаса на судах. Карданом называют также карданное сочленение, карданный вал и т. д.

Огромный вклад в развитие естествознания внес универсальный ученый, изобретатель и инженер Галилео Галилей (1564—1642). Он описал пропорциональный циркуль, изобрел усовершенствованную водоподъемную машину, разобрал ряд вопросов, связанных с ирригацией и военным делом (дал приближенное вычисление траектории артиллерийского снаряда), и, наконец, сконструировал свою знаменитую подзорную трубу (телескоп), увеличивающую в 30 раз. В «Трактате о механике» Галилей обосновал новую общую теорию работы машин.

Применяя телескоп, Галилей сделал важные научные открытия в области астрономии. Луна оказалась не плоским диском, а телом, подобным Земле, со своими морями и горами; Млечный путь, казавшийся раньше «спайкой» двух небесных полушарий, предстал сложной системой звезд; у Юпитера обнаружились четыре спутника; стали отчетливо видны пятна на Солнце; обнаружилось «тройственное строение» Сатурна; были открыты фазы Венеры. Пораженные современники заявили, что «Колумб открыл новый материк, Галилей же открыл новую Вселенную». Астрономия и астрофизика Галилея, открывая новую страницу в истории науки и экспериментально подтверждая правоту гелиоцентрической теории Коперника, нанесли уничтожающий удар теолого-схо-ластическому мировоззрению. Многим схоластам не оставалось ничего иного, как утверждать, что телескоп — это «диа-вольский инструмент, обманывающий глаза наблюдателя».

Главными достижениями Галилея в области механики были установление закона инерции, принципа относительности, согласно которому равномерное прямолинейное движение системы тел не влияет на процессы, происходящие в этой системе; открытие закона падения, согласно которому пройденные падающими телами пути пропорциональны квадратам времени падения; разработка теории математического маятника; создание двух новых наук — науки о сопротивлении материалов и науки динамики.

Таким образом, специфической чертой ренессансной модели мира является деперсонализация Бога, который либо растворен в природе, либо мир погружен в него. Такой пантеизм и гилозоизм наделял природу способностью к бессознательному творчеству, ее собственным «языком», понимание которого вселяло надежду на познание и изменение этого мира. Отсюда появление «натуральной магии», астрологии, алхимии. Пантеизм и призыв к опытному знанию, сенсуализм и магия, обожествление природы и психологизм представляют собой черты единой традиции философии Возрождения.