Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ontologo-gnoseologicheskaya_tematika_v_Antichnoy_filosofii.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
17.09.2019
Размер:
71.51 Кб
Скачать

Глава 2. Классический период античной философии

1. Возникновение идеализма и атомического материализма

Первым крупным мыслителем, способствовавшим возникновению учений объективного идеализма был Сократ. Он считал, что истинная причина естественных явлений коренится не в них самих, а в божественном разуме и мощи; сами же явления природы — лишь сфера приложения причины, но не ее источник. Бытие само по себе, вне его причины, — это, по Сократу, лишенное разума и порядка вещество. Причина бытия — божественно разумное, справедливое, благое и должное начало. Причина и бытие соотносятся так же, как душа и тело. Хотя причина есть источник бытия, но не сводима к нему. [13, c.15-16]

Для сократовской философии также крайне важен вопрос о сущности знания. Знание Сократ понимает как усмотрение общего для целого ряда вещей. Таким образом, знания – это понятие о предмете, достигаемое при помощи определения предмета. Отсюда, критерием истины является соответствие того, что познается, своему понятию. [1, c.103-104]

Своим пониманием истины Сократ перевел проблему познания в новую плоскость, сделав предметом философского познания само знание. Все бытие, лишенное собственного разума, вытеснено из этого предмета, исключено из него. Сократовская философия имеет дело не с бытием, но со знанием о бытии. И это знание — результат познания в понятиях божественной причины, а вовсе не эмпирического изучения вещей и явлений бытия. Понятие в концепции Сократа — это не результат одних лишь мыслительных усилий познающего субъекта, но некая умопостигаемая объективность разума.

Истинное познание, как его понимал Сократ, призвано дать человеку верные ориентиры для его повседневной жизни. Поэтому ценность всякого познания — природных, людских и божественных явлений и отношений — в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела. [13, c.16-22]

Другим крупным философским учением того времени был материалистический атомизм Демокрита. Его основой является гипотеза о существовании неделимых частиц вещества, так называемых атомов ( от греч. ἄτομος – “неделимый”, “неразрезаемый” ). Этих частиц бесконечное количество и они неделимы и непроницаемы из-за их абсолютной плотности и отсутствия в них пустоты. Разделение же происходит благодаря пустоте, заключающейся в телах, сами атомы же отделены друг от друга в бесконечной пустоте.

В понимании Демокрита Вселенная – это движущаяся материя, атомы веществ и пустота. Пустота также реальна, как и бытие. Он понимал атомы как бытие, а пустоту как небытие. Бытие и небытие у него сосуществовали рядом, раздельно: атомы были носителями множественности, пустота же воплощало единство.

Введения понятия пустоты привело к понятию пространственной бесконечности. Эта бесконечность понималась как бесконечное количественное накапливание или уменьшение, соединение или разъединение постоянных “кирпичиков” бытия. Но это не значит, что Демокрит отрицал качественные изменения. Вещи превращаются, так как вечные атомы не могут исчезнуть без следа, они дают начало новым вещам. Превращение происходит в процессе разрушения старого целого, разделения атомов, затем составляющих новое целое. Согласно учению Демокрита, атомы неделимы, они абсолютно плотны и не имеют физических частей. Но в телах они сочетаются так, что между ними остаётся хотя бы минимально количество пустоты; от этих промежутков между атомами зависит строение тел. [8, c.49-50]

В познании человека Демокрит видел отражение подлинной реальности, существующей объективно, независимо от человеческого сознания. Процесс познания осуществляется как с помощью ощущений, так и с помощью разума. Основным способом познания он считал разум, так как лишь с его помощью можно дойти до атомного строения материи.

Но при всём пренебрежении к чувственному восприятию, Демокрит выступал против умозрений, оторванных от чувственных ощущений. Чувства и разум являются для него двумя ступеньками познания: низшая и высшая, дополняющие друг друга. Мышление не может вскрыть истины без чувств, а чувственные ощущения обманчивы. Таким образом, соотношение разума и чувств Демокрит понимал как единство противоположностей. [8, 86-92]

2.1. Объективный идеализм и учение о познании Платона.

Развитие древнегреческой философии до Сократа было в общем историей возникновения и развития материализма – от Фалеса до Демокрита. В учении Демокрита древнегреческий материализм достиг своей высшей формы, стал атомистическим материализмом в философии и в науке. Фактически в греческой философии господствовали материалистические идеи.

Положение дел меняется с началом IV века до н.э. Платон создаёт учение объективного идеализма, направленное против достижений материалистических мыслителей.

В основе учения Платона лежит так называемая “идея”. Идея – это сверхчувственное бытие, постигаемое одним лишь разумом. Идеи резко противопоставлены всем их чувственным подобиям. Чувственные вещи изменчивы и неустойчивы, в них нет ничего прочного, тождественного. Идеи же , напротив , не подлежат никакому изменению или превращению, они есть вечная сущность, всегда равная самой себе. [1, c.186-187]

Идеи чувственно не воспринимаемы. Платон считает, что несовершенство человеческого мышления внушает нам, ошибочное представление, якобы идеи находятся в каком-то пространстве, подобно чувственным вещам, представляемые нам как обособленные друг от друга и как пребывающие в пространстве. Источник этой иллюзии Платон видит в материи. Материя – это род пространства, являющийся причиной обособления и отделения единичных вещей чувственного мира.

Идея существует объективно, т.е. сама по себе, независимо от множества одноименных ей предметов, она является общим для всех эти предметов.

Высшая “идея”, по Платону, есть “идея” блага. Благо доставляет познаваемым предметам способность быть познаваемыми, а также способность существовать и получать от него сущность. Всё в мире направляется к благой цели. Для всего живого высшей целью является счастье. Но счастье состоит именно в обладании благом.

Объективный идеализм Платона связан с его теологией. “Идеи” не полностью постижимы для людей. Только разум бога может сполна постичь “идеи” . Бог является совершенным благом. Он и есть само благо.

Хоть бог – истинное бытие, он необходимо полагает себя в ином бытии, которое уже не истинно. Неистинное бытие или инобытие как самобытное бытие необходимо стремится утвердить себя в истинном и самобытном бытии. Вследствие этого, человек влечется к богу. Желая обладать благами, он стремится стать причастными сущности бога. Бог есть начало, и середина, и конец всех вещей. Он начало, так как от него всё происходит; он – середина, так как он сущность всего, что имеет генезис; он – конец, так как все к нему стремится. [2]

Глубокое отличие “идей” от одноименных им вещей не означает дуализм этих миров. По Платону, миру чувственных вещей не полностью отделён от мира “идей”, он всё же как-то связан с миром “идей”. Вещи “причастны” “идеям”. Миру истинного бытия или миру “идей” противопоставлен не мир вещей, а мир небытия или, по-другому, материя.

Противостояние “идеи” и “материи” несимметрично. Миру “идей” принадлежит безусловное первенство. Бытие первее небытия. Не будь “идей” не могло бы быть и “материи”. Правда, необходимость существования небытия ничуть не меньше необходимости существования самого бытия.

По представлениям Платона, чувственный мир не есть область “идей”, ни область “материи”. Чувственный мир есть – это что-то среднее между мирами бытия и небытия. Мир “вещей” – это порождение мира “идей” и мира “материи”.

В общем чувственный мир у Платона – это область становления, генезиса, бывания. Этот мир сопричастен бытию и небытия, он совмещает в себе две эти противоположности. [1, c.192-196]

Рассмотренный аспект учения об “идеях” даёт возможность рассмотреть учение о познании Платона.

По Платону, знание возможно не для каждого. Философия невозможна ни для тех, кто уже обладает истинным знанием, ни для того, кто совсем ничего не знает.

Теория познания Платона неотделима от его учения о душе. По его убеждению, наша душа бессмертна. До того как она вселилась на Землю и приняла телесную оболочку, она созерцала истинно сущее бытие. Она сохранила о нем знание даже под давлением земных чувственных впечатлений, удаляющих от постижения истинно сущего.

По Платону причиной знания и истины является “идея” блага. Она даёт нам способность постичь их. Платоновское «благо» – это и знание и бытие, если точнее, оно выше знания и блага. По отношению к знанию и бытию «благо» мыслится как совмещающее в себе противоположные определения. Оно имманентно по отношению к бытию и знанию, так как оно их источник и их основная сила. В то же время оно всецело трансцендентно по отношению к бытию и знанию. [3]