Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Politika_Rossii_v_Tsentralnoy_Evrope.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
18.11.2019
Размер:
561.15 Кб
Скачать

1. Русско-польские отношения в период мировой войны. М.-л., 1926.

Д. 5. “Особое мнение меньшинства совета министров” (министр юстиции И.Г. Щегловитов, министр внутренних дел Н.А. Маклаков и др.).

С. 21. 3) необходимо … выпрямление русской государственной границы со стороны Пруссии, за счет восточной ее части …; 5) объединение и освобождение Польши в … пределах этнографических, а не исторических … Восстановление же Польши, поставленное на первый план до разработки других … задач, могло бы привести к тому, что таковые, не выдвинутые своевременно … остались бы недостигнутыми. Подтверждением сказанному служит уже одно то обстоятельство, что подобная мера при географических условиях расположения Западной Галиции и в особенности Познани могла бы существенно ухудшить и без того трудную в стратегическом отношении ломаную линию, которую представляют наши границы Германией и Австрией … судя по историческому прошлому, наши союзники, Англия и Франция (Венский конгресс 1815 г. и 1863 г.), могут обнаружить склонность рассматривать польский вопрос под углом зрения, не имеющим ничего общего с собственно русскими историческими интересами. С. 22 … не следует ли … задачу объединения Польши считать при будущем заключении мира вообще второстепенной для России и не стремиться во что бы то ни стало к объединению поляков под властью России … оставление в германских границах враждебного Германии … славянского элемента послужило бы … скорее к вящему ее внутреннему ослаблению …

Вопрос: Дайте характеристику “Особого мнения ” с геополитических позиций.

2. Архив внешней политики Российской империи (АВП РИ). Ф. 135 (Особый политический отдел). Оп. 474. Д. 60. Записка по поводу воззвания Верховного Главнокомандующего к русскому народу. Май 1915 г. Подписи: Ф. Самарин, А. Голицын, В. Голицын, В. Кожевников, А. Корнилов, И. Лебедев, П. Мансуров, Л. Тихомиров, Д. Хомяков.

Л. 28. не лучше ли … образовать из Польши в этнографических ее пределах совершенно самостоятельное государство? В состав ее вошли бы тогда наши Привислинские польские губернии и примыкающие к ним польские области Пруссии и Австрии … Л. 29. Надо еще принять во внимание, что, отказавшись от Привислинского края, мы тем самым значительно исправили бы свою границу в стратегическом отношении … Л. 30. Известно, что русская Польша в настоящих ее границах представляет чрезвычайное неудобство для обороны и со стороны Пруссии и со стороны Австрии … Л. 32. 6) Оставаясь в пределах «Воззвания» Верховного Главнокомандующего, невозможно найти такое разрешение Польского вопроса, которое, удовлетворяя поляков, было бы безопасно для России. Поэтому неизбежным является переступить за пределы устанавливаемые «Воззванием», и образовать из Польши, в этнографических ее границах, совершенно самостоятельное государство; это решение … вероятно удовлетворило бы Поляков более, чем политическая автономия или даже уния.

Вопрос: Дайте характеристику “Записки” с геополитических позиций.

3. Авп ри. Ф. 135. Оп. 474. Д. 79. Корреспондент Русского Телеграфного Агенства в.П. Сватковский о беседах с Дмовским в Женеве. 17 – 30 декабря 1915 г.

Л. 11. Дмовский: Россия сделала громадную ошибку, не столковавшись с поляками после воззвания Великого Князя … Польша без России, в виду германской опасности, существовать не может, и что поэтому с поляками легко столковаться. Полякам можно, в конце концов, дать что угодно, но надо с поляками беседовать, надо кричать, как это делают немцы, что дают свободу, и подтверждать слова тактичным поведением. Были бы довольны и англичане, и французы. Л. 14 … с международной точки зрения его [польский вопрос] надо рассматривать даже не как национальный вопрос, а просто как фактор европейского соотношения сил. Посмотрите на Германию: она ставит вопрос о создании хозяйственного союза не на национальную, а на географическую почву … Сватковский: для решающих французских и английских государственных деятелей тампонное или буферное государство, каким было бы в таком случае [свободы] Польша между Россией и Германией – неприемлемо. У Франции и Англии не было бы уверенности, что Россия, перестав быть непосредственной соседкой Германии, будет надежной союзницей Запада в следующей войне.

Вопрос: Оцените беседу Сватковского и Дмовского с геополитических позиций.

4. АВП РИ. Ф. 138 (Секретный архив министра). Оп. 467. Д. 747. Париж. Извольский – Милюкову. 24 апреля / 7 мая 1917 г. Из статьи Сватковского «Развод (польский вопрос)».

Л. 406. Я. Розвадовский (член Польского национального комитета): Поляки в данный момент более чем когда-либо ненормальны в умственном отношении. С одной стороны, с ними повторяется сказка о золотой рыбке … С другой стороны … страшно боятся воздействия … русской революции … Результатом русской революции явилась … замена лозунга полной независимости от России, лозунгом полного разрыва с ней … Они готовят для Согласия новый лозунг: будущая Польша вместо бывшей России.

Вопрос: Насколько реалистичны были планы поляков весной 1917 г.?

III. Западные российские рубежи в политике Советской России (1918 – 1919 гг.).

Приход к власти большевиков прервал преемственность внешней политики России. Советские лидеры пытались поставить идеологию выше геополитики, оправдывая с этой точки зрения Брест-Литовский мирный договор с Германией. По словам современного российского геополитика, «советская Россия вовсе не шла на геополитическую капитуляцию, а … приобретала передышку перед очередным приливом мировой революции»26. Лидер кадетов П.Н. Милюков позднее отметил: «Расчет большевиков был … правилен. Они ошиблись лишь в нескольких месяцах»27. По мнению В.И. Ленина, германские политики не успели бы воспользоваться плодами оккупации, поэтому большевики, рассчитывая на европейскую революцию, уступили «пространство фактическому победителю, чтобы выиграть время». Интересным представляется ответ Ленина на тезис о необходимости революционной войны: «Мы воевали бы теперь, объективно, из-за освобождения Польши, Литвы и Курляндии», но «интересы социализма стоят выше, чем интересы права наций на самоопределение». Ленин сравнил Брестский мир с Тильзитским, когда пруссаки были отброшены к Тильзиту, «что равносильно тому, если бы нас отбросили к Омску»28. Сепаратный договор с Германией являлся серьезным тактическим маневром Ленина и его сторонников, надеявшихся, что мир явится кратким отступлением на пути борьбы за советизацию Европы. Но реальная ситуация не соответствовала революционной схеме: Революционные события в России, приход большевиков к власти и подписание ими сепаратного договора с Германией затянули мировую войну, по крайней мере, на год. Брестский мир ставил Россию в положение нарушителя международных обязательств и мало что оставил от большевистского лозунга – “демократический мир без аннексий и контрибуций”. Призыв же к соблюдению права наций на самоопределение Германия использовала как тактическое средство, чтобы окончательно оторвать от России и подчинить рейху Польшу, Литву, Курляндию. В результате из-под контроля Москвы вышли западные окраины бывшей Российской империи и Закавказье. Но развал армии, которому способствовали сами большевики, не оставил им иного выхода из войны. Впрочем, любое ответственное правительство в обстановке ликвидации армии, экономической разрухи и острой внутренней борьбы приняло бы подобное решение.

Из-за военной слабости большевики создавали на спорных территориях западных окраин бывшей империи буферные советские республики и пытались урегулировать отношения с новыми государствами политически. На Украинском же фронте советские войска вели весной 1919 г. успешное наступление против войск УНР и интервентов. Большевики стремились к установлению связи с Советскими Венгрией и Словакией: от последней Красную Армию отделяла в июне Восточная Галиция. Верховный совет Антанты, опасаясь возможного соединения российской и венгерской Красных Армий, разрешил 25 июня Польше оккупировать всю Восточную Галицию и установить там гражданское правление. Временному отказу от революционных планов в регионе способствовали в дальнейшем военные неудачи Красной Армии на Украине и спад революционного движения в Центральной Европе. Осенью 1919 г. польские войска вышли далеко за этнические пределы Польши, но планы начальника (диктатора) Польского государства Ю. Пилсудского по созданию польско-литовского государства потерпели провал, поэтому готовность УНР заключить с поляками военно-политический союз подталкивала начальника государства к активизации военных действий на Украине. Пилсудский стремился к образованию великодержавной Польши вопреки мнению Запада, но большевики ошибочно видели в Польше не субъект международных отношений, а объект политики Антанты.

Выдержки из источников.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]