Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие по культурологии.docx
Скачиваний:
80
Добавлен:
10.11.2018
Размер:
13.57 Mб
Скачать

3.Культура и техника

Человек в техногенном мире

О происхождении техники имеются различные мнения. Суть состоит, наверное, все же в том, что человек, будучи в природе относительно слабым существом, вынужден был пользоваться различными приспособлениями, многие из которых он придумывал, поскольку в готовом виде их не существовало. Не боясь ошибиться, можно полагать, что каждое техническое устройство есть «материализованный» ответ на поставленную самой жизнью проблему3.

Понятие «техника» сегодня широко используется. Мы должны учитывать, что оно может быть истолковано в узком и широком смыслах.

  • В узком смысле техника – это инструментальные средства и навыки (например: техника скрипичной игры).

  • В широком смысле – техника есть фактор развития цивилизации, а также непременного развития того, что мы называем «общественным прогрессом». В последнем случае термин «техника» обретает ценностный смысл, характеризующий, в частности, социальную динамику.

Что же такое техника как базовое понятие? Термин происходит от греческого слова, обозначающего «мастерство», «умение». Пространство техники – это искусственно созданные приспособления, механизмы, машины. Они облегчают человеческий труд и способствуют производительности.

Техника как знаковая система и инструментарий культуры

Как совокупность средств и способов человеческой деятельности техника, как отмечалось выше, выполняет в жизни людей прагматическую функцию: люди создают и применяют ее для того, чтобы получить от этого какую-то пользу. Но вместе с тем она выступает как часть культуры и важнейший фактор ее развития.

Во-первых, техника образует культурную среду обитания человека – искусственную, артефактную, «вторую природу».

Техника служит человеку средством воздействия на природу с целью защиты от неблагоприятных для пего природных процессов и приспособления природы к своим нуждам. С помощью техники люди «окультуривают» окружающую их среду, превращают ее в «материальное тело» культуры. Значение техники в этом процессе настолько велико, что уже первые стадии развития человеческого общества историки именуют каменный век, бронзовый век, железный век. В зависимости от уровня развития техники различают и последующие этапы исторического развития общества.

Во-вторых, техника представляет собой способ ответа культур на «социальный заказ» со стороны общества.

Техника тесно и непосредственно связана с материально-практической жизнью людей. Благодаря этому она служит звеном, соединяющим культуру с практикой. Стимулы для развития и совершенствования техники различны. Но если они порождаются условиями общественной жизни, то воздействие их на культуру принимает вид социального заказа. Под этим термином понимается назревшая общественная потребность в решении некоторой практически важной задачи.

В-третьих, техника создает инструментарий культуры – средства и способы деятельности в сфере культуры.

Любая культурная деятельность имеет технологический аспект, ибо требует как использования определенных технических орудий и устройств, так и владения исполнительской техникой. Важнейшие универсальные технические инструменты культуры – язык, техника мышления, информационная техника. Наряду с такими универсальными инструментами культуры есть масса специальных технических средств и способов научной, художественной, правовой, политической и других форм культурной деятельности.

В-четвертых, техника выступает как культурный код – одна из важнейших знаковых систем культуры, несущая в себе огромное количество социальной информации.

В любых технических объектах содержится информация об их назначении и употреблении. Поэтому технику можно рассматривать как семиотический код, особый язык культуры, который способен служить средством хранения и передачи информации. Первый информационный слой в техническом объекте – это технологическая информация, относящаяся к его употреблению. Технический объект, предназначенный для выполнения определенных функций, выступает как код действий, которые человек с ним может производить. Но в технике есть и второй информационный слой, который имеет гораздо более широкое содержание: техника может служить источником массы сведений об обществе, в котором ее создают и используют, о жизни людей в этом обществе.

Техника не стоит на месте, она стремится стать все более совершенной. Указанные моменты органично входят в идею совершенствования техники. Они следующие:

  1. эффективность, общая оправданность применения технического приспособления;

  2. рентабельность его производства;

  3. удобство использования;

  4. доступность освоения;

  5. безопасность.

Неоспоримость технического прогресса виделась людям уже со времен европейской промышленной революции (в частности, громадное впечатление на человечество произвело изобретение паровой машины). Непрерывное совершенствование различного рода технических устройств все чаще наводило людей на мысль о близящемся господстве человека над природой.

В XVIII в. европейские мыслители (особенно во Франции) предполагали, что распространение накопленных знаний (и умений) уже само по себе будет способствовать достижению человечеством светлого будущего. Потому этот век позднее и был назван веком Просвещения. Видимые успехи науки и техники казались людям гарантом прогрессивных достижений и в других областях человеческой жизни: экономической, моральной и культурной. Осуществленная идея просвещения должна была послужить основанием для прогрессивных изменений в обществе. Такой позиции придерживалась западная европейская культура вплоть до начала XX в.

Сегодня, можно сказать, этим надеждам брошен вызов. Масштабы развития современной техники – вот что беспокоит человечество. Возник особый технический мир, некое техногенное пространство. Логика и устремления этого мира чаще всего неведомы потребителю, который сталкивается не только с освоением новых степеней комфорта, но и с целым рядом возникающих специальных проблем. Резкое усложнение технических устройств и cвоеобразная «автономия» техники теперь кажутся людям не безусловным благом, а источником возможных опасностей.

Сравним направленность творческого импульса в гуманитарной сфере и сфере техники.

В гуманитарной сфере человеческого существования (философия, этика, эстетика, религия и пр.) фактор ценности присутствует как внутренняя характеристика этого пространства. То есть благо человека, понимаемое здесь в очень широком смысле, определяет расположение полюсов этого пространства (направление блага к человеку или от человека).

В технике фактор ценности есть ее внешняя характеристика. Разумеется, мысль о ценности всегда присутствует в технике (иначе зачем бы ее создавали?). Однако изначальное ее устремление к эффективности (а это один из главнейших параметров, которыми оценивается техника) в определенном смысле «уводит» технику из культурного пространства человека.

Философия, искусство, религия не могут существовать без учета духовного мира и житейских интересов человека. А техника может! Техника не враждебна человеку, она безразлична к нему, поскольку имеет как бы собственные ориентиры развития. Это обстоятельство и становится проблемой: где те границы, которые здравый смысл может поставить развитию техники?

Таким образом, возникает вопрос о «вписанности» техники в культурную среду (социума). Как оценить ее роль в жизни общества? Решая этот вопрос, мыслители высказывают два мнения относительно техники и той роли, которую она играет в жизни человечества.

  1. Техницисты (защитники техники) говорят о благотворности технического прогресса для человечества. Будущее процветание, по их мнению, напрямую зависит от успехов техники. Они согласны, что имеются определенные негативные последствия, связанные с ее прогрессом, но они в будущем могут быть преодолены ее же (техники) усилиями.

  2. Антитехницисты утверждают, что гонка за новыми и новыми техническими достижениями чревата непредсказуемыми негативными последствиями:

  • техника угрожает здоровью и даже самой жизни людей;

  • техника отрывает людей от природной среды обитания;

  • техника воспитывает в человеке потребителя и тем самым уводит его в сторону от духовных интересов существования – ориентированные на технические стандарты люди теряют собственную индивидуальность;

  • техника совершает насилие над природой;

  • техника создает разработки, последствия которых предусмотреть невозможно;

  • техника порождает условия для захвата власти технократами, интересы которых весьма далеки от подлинной культуры;

  • техника нарушает установленный Богом порядок в мире.

Общая рекомендация здесь может быть только одна: техника (как и наука) должна сохранять в себе социальные и культурные смыслы своего существования; она не имеет права их терять.

Технологическая культура, ее содержание и особенности

Под технологией в широком смысле понимается не только производственная технология, но и целесообразная организация любой человеческой деятельности вообще. Технология человеческой деятельности в отличие от деятельности животных не дана людям от природы, а представляет собой культурное явление. Технологические знания и регулятивы, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, – это область технологической культуры.

Технологическая культура складывается из трех основных компонентов – техники, науки и инженерии.

Заслуживают внимания следующие особенности технологической культуры.

Если духовная и социальная культура нацелены па создание ценностей и идеалов, то технологическая концентрируется на том, что и как надо сделать. «Ценностное измерение» присутствует в технологической культуре лишь в виде оценки технических параметров деятельности и ее продуктов. Технологические ценности – это эффективность, точность, истинность, экономичность, прочность и т.п.

Они могут быть лишь инструментальными ценностями, которые выступают в качестве средств достижения каких-то фундаментальных ценностей, заданных духовной или социальной культурой.

  1. Технологическая культура утилитарна. В этом отношении она выступает как нечто противоположное культуре духовной. Поскольку же культура в целом развивается неравномерно, то между ее технологической и духовной областями существует своего рода конкурентная борьба. Если общество допускает «перекос» в пользу технологической культуры, то это грозит забвением духовных ценностей, ведет к образованию общества потребителей.

  2. По отношению к духовной и социальной культуре технологическая играет подчиненную, служебную роль. Никакие достижения науки и техники не могут служить конечными целями, к осуществлению которых должно стремиться общество или человечество. Прогресс технологической культуры должен оцениваться и контролироваться с ценностных позиций, вырабатываемых вне ее.

  3. Технологическая культура оказывается всеобщим и непременным условием всякой культурной деятельности. Любой деятель культуры, в какой бы сфере он ни работал, должен владеть технологией своего дела.

  4. В ходе истории технологическая культура эволюционирует от мистики к рациональности. С ХУII-ХУIII вв. она отбрасывает всяческие мифологические и религиозные упования на «нетехнологические» – не подлежащие рациональному объяснению – чудеса. Современная технологическая культура рациональна и вносит рациональность во все ветви культуры, пользующиеся ее услугами.

Человек и его профессиональная культура

Современная техногенная культура западноевропейского толка требует от человека, имеющего дело с техникой, наличия особых психических свойств и навыков. Только наличие подобных качеств может способствовать поддержанию нормальной работы технических устройств и тем самым обеспечить бесперебойную жизнедеятельность современного общества. Такое качество, как «профессионализм» является суммарной характеристикой современного человека, связанного с производством.

Дело в том, что современный производственный (в широком смысле) процесс обладает определенными особенностями, которые, как правило, мало наглядны. Эти черты следующие:

  • полная «непрозрачность» производственного процесса – сторонний наблюдатель не может проконтролировать или по крайней мере оценить процесс – это может сделать только специалист;

  • недопустимость неверных решений – «переиграть» заново ситуацию либо необычайно дорого, либо просто невозможно (собранный с отклонениями самолетный двигатель уже (!) отказал, получивший неправильное лечение человек уже погиб и т.д.);

  • как следствие полная недопустимость налаживания производственного процесса методом проб и ошибок.

Стабильность осуществляемого общественного производства может быть поддержана только людьми, которые обладают профессионализмом. Профессионал – это специалист, обладающий знанием и умениями, относимыми к определенной области. Именно поэтому профессионализм как понятие несет в себе как личностные, так и объективные (мастерство, освоенная информация) характеристики. Потому в понятие профессионализма следует включить следующие моменты:

  1. знание технологии данного производственного процесса;

  1. мастерское владение необходимыми операциями;

  1. умение поддержать уверенную стабильность работы всей системы;

  1. профессиональная компетентность (как одна из ее сторон – понимание реальных связей данной производственной системы с другими, родственными ей);

  2. практическая адаптация (психическая «прилаженность») работника к его производственной деятельности;

  3. дисциплинированность;

  4. психическая устойчивость: умение принять адекватное (соответствующее обстоятельствам) решение в проблемных ситуациях.

  5. Профессионализм является важным условием профессиональной культуры, однако этого недостаточно. Замкнутость профессионала на предмете своей деятельности нежелательна. Она может отрицательно сказаться не только на его психическом здоровье, но и на круге тех проблем, с которыми ему приходится иметь дело. Такая концентрация внимания на одном аспекте производственной активности человечества порождает иллюзию абсолюта данной профессиональной деятельности, в то время как безусловной приоритетностью должна обладать сама реальность, которой служит профессия.

Специалисты настаивают, как правило, на том, что предлагаемая ими разработка уникальна. Но приоритетным фактором здесь может быть только благо человека с обязательным учетом предполагаемых побочных последствий принимаемых технических решений. Жизненная реальность многогранна, и можно думать, что всегда имеется целый «веер» технических решений, из которых можно выбрать то, что принесет наибольшую пользу человечеству, причем с наименьшими риском и издержками.

Сугубо профессиональная компетенция специалиста, достаточна ли она? Культурологи утверждают, что ее недостаточно и что специалисту необходима компетентность социальная. Они с оптимизмом и уверенностью пишут о том, что овладение профессиональной культурой означает сознательное подчинение профессиональной деятельности ценностным культурным приоритетам.

Инженерия как форма технологической культуры

Инженерная деятельность имеет двуединую природу, обусловленную соединением в ней науки с практикой. Инженерия – сфера стыковки науки и техники. Она есть мост, который соединяет эти миры.

Инженерная деятельность требует иного стиля мышления, чем научная. Наука направлена на создание идеальных теоретических моделей, инженерия же – на создание реального технического объекта. Наука раскладывает различные явления на отдельные «полочки»: механические – отдельно, электромагнитные отдельно, химические – отдельно. Инженерия собирает знания с этих «полочек» воедино. Когда ученый в рамках какой-либо отрасли науки строит теорию изучаемого объекта, он может абстрагироваться от тех его свойств, которые с точки зрения данной науки несущественны. Но инженер, который создает не теорию, а материальную конструкцию, должен принимать во внимание самые разнообразные свойства. Поэтому мысль инженера не может ограничиваться рамками какой-то одной научной дисциплины. Специфика инженерии связана с необходимостью синтезировать различные научно-теоретические подходы и методы в единый комплекс знаний, относящихся к данному техническому объекту.

Расширение сферы инженерной деятельности в XX в. – закономерный процесс, отражающий общую тенденцию исторической эволюции инженерии – тенденцию ее распространения вширь, ее экспансию новых, ранее далеких от нее форм человеческой деятельности. С этим неразрывно связана и другая тенденция инженерной культуры – тенденция ее универсализации. Она выражается в том, что расширяется не только область приложения, но и само содержание инженерии: если инженерная деятельность в ее традиционном, классическом виде опирается в основном на механику, физику, химию, то ныне, вторгаясь в новые области, она все больше включает в свой научный арсенал результаты и методы всех наук. Выдвижение на первый план «человеческого» аспекта инженерии, типичное для современного этана ее развития, сопровождается необходимостью обращаться к гуманитарным наукам.

Чем больше расширяется область распространения инженерии и чем более универсальной становится ее научная база, тем явственнее выступает сущность инженерии как приложения науки к практике Специфика инженерного подхода в том, что он – способ научного решения технических проблем, где бы и в какой форме они не появлялись. Поэтому он применим всюду, где возникает необходимость и возможность развивать технику на основе науки, использовать научные методы для создания искусственных, технических объектов.

Широкое понимание инженерии может показаться странным и не привычным. Действительно, оно не соответствует классической инженерии последних двух столетий. Можно назвать инженерию в широком смысле «неклассической» или «постклассической» (по образцу того, как называют постклассической науку XX в.). Но как бы ни называть современную инженерию, горизонты ее продолжают расширяться, а роль инженерной культуры в обществе неуклонно возрастает.