Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
конституция в решениях конституционного суда.pdf
Скачиваний:
10
Добавлен:
02.06.2015
Размер:
8.49 Mб
Скачать

(см. Постановление от 6 апреля 2004 года N 7-П).

12. Объявление государственной собственностью имущества, которое в государственной собственности не находилось, не может входить в компетенцию исполнительной власти, если она не уполномочена на это законом (см. Постановление от 30 ноября 1992 года N 9-П).

Статья 9

Комментарий к статье 9

1.Допуская возможность нахождения природных ресурсов в различных формах собственности, Конституция РФ вместе с тем не обязывает к тому, чтобы лесной фонд как особая часть лесных природных ресурсов находился в этих различных формах собственности. Из приведенных конституционных положений, в том числе статьи 9 (часть 1), также не следует, что право собственности на лесной фонд принадлежит субъектам РФ. Конституция РФ не предопределяет и обязательной передачи лесного фонда в собственность субъектов РФ (см. Постановление от 9 января 1998 года N 1-П).

2.Конституционная характеристика земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, то есть всего многонационального народа Российской Федерации, предопределяет конституционное требование рационального и эффективного использования, а также охраны земли как важнейшей части природы, естественной среды обитания человека, природного ресурса, используемого в качестве средства производства

всельском и лесном хозяйстве, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности. Это требование адресовано государству, его органам, гражданам, всем участникам общественных отношений, является базовым для законодательного регулирования в данной сфере и обусловливает право федерального законодателя устанавливать особые правила, порядок, условия пользования землей.

Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России. Вместе с тем федеральный законодатель должен исходить из приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая ее рациональное и эффективное использование и охрану, защиту экономического суверенитета РФ, целостность и неприкосновенность ее территории (см. Постановление от 23 апреля 2004 года N 8-

П).

Статья 10

Комментарий к статье 10

1. Постановление от 29 мая 1998 года N 16-П по делу о проверке конституционности части 4 статьи 28 Закона Республики Коми "О государственной службе Республики Коми" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 23. Ст. 2626).

Правовые категории в Постановлении.

Разделение властей; запрет на совмещение государственной службы с осуществлением депутатских полномочий; установление системы органов государственной власти субъекта РФ.

Заявитель.

Государственная Дума (в порядке части 2 статьи 125 Конституции РФ). Предмет рассмотрения.

Положение Закона Республики Коми "О государственной службе Республики Коми", согласно которому запрет на совмещение должности государственной службы Республики Коми и депутатского мандата не распространяется на государственных служащих, избранных депутатами законодательного (представительного) органа Республики и местных представительных органов власти до вступления названного Закона в силу.

Позиция заявителя.

Оспоренное положение противоречит закрепленному в статье 10 Конституции РФ принципу разделения властей, который исключает возможность одновременного участия одного и того же гражданина (одних и тех же граждан) в деятельности органов различных ветвей государственной власти.

Итоговый вывод решения.

Оспоренное нормативное положение не соответствует Конституции РФ, ее статьям 10, 72 (пункт "н"), 76 (часть 5) и 77 (часть 1).

Мотивы решения.

(а) Разделение властей относится к числу общих принципов демократического правового федеративного государства; закрепленное в Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, оно обязательно не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в субъектах РФ (см. Постановление от 18 января 1996 года N 2-П).

(б) Принцип разделения властей предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие. Данный принцип не допускает сосредоточение функций различных ветвей власти в одном органе, а следовательно, и совмещение депутатского мандата с занятием должности на государственной службе.

Самостоятельность в установлении системы органов государственной власти субъекта РФ в соответствии с частью 1 статьи 77 Конституции РФ ограничена тем, что ее правовые пределы определяются основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Следовательно, государственные служащие, являющиеся в настоящее время депутатами законодательного органа субъекта РФ, далее не вправе совмещать государственную службу с осуществлением депутатских полномочий и должны сделать соответствующий выбор, а органы законодательной власти Республики - в кратчайший срок обеспечить прекращение такого совмещения.

2.Разделение властей закрепляется в Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, то есть не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах. Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно их взаимодействие.

Органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений.

Недопустимо также устанавливать нормы, ставящие исполнительную власть в подчиненное по отношению к представительному органу положение. К нарушению баланса властей в сфере законотворчества приводит принятие и промульгация (подписание и обнародование) законов одним и тем же органом. Право главы администрации подписать и обнародовать закон, а также его право вето в отношении принятого закона может уравновесить закрепление порядка преодоления вето главы администрации законодательным органом (см. Постановление от 18 января 1996 года N 2-П).

3.Положения устава субъекта РФ, согласно которым законы, принятые законодательным органом, подписываются его председателем, обнародуются законодательным органом, если глава администрации в установленный срок не обнародует и не отклонит закон, и исключают необходимость подписания законов главой администрации, не соответствуют Конституции РФ, содержащимся в ней принципам единства государственной власти (часть 3 статьи 5) и разделения властей (статья 10).

Само по себе право законодателя на участие в формировании исполнительного органа власти как один из элементов системы сдержек и противовесов, дающий законодателю возможность влиять на исполнительную власть, не противоречит основам конституционного строя. В то же время положение устава об освобождении от должности заместителей главы и руководителей органов администрации с согласия законодательного органа фактически лишает администрацию субъекта РФ возможности действовать в качестве самостоятельного исполнительного органа государственной власти в условиях разделения властей, что не соответствует статье 10 Конституции РФ.

Положения устава, из которых следует, что законом субъекта РФ можно неограниченно расширять полномочия законодательного органа, в том числе в определении форм и методов осуществляемого им контроля, создают возможность фактического превращения администрации из самостоятельного исполнительного органа государственной власти в структурную единицу законодательного органа. Это несовместимо с принципом разделения властей и принципом самостоятельности органов законодательной и исполнительной власти, закрепленным в статье 10 Конституции РФ (см. Постановление от 1 февраля 1996 года N 3-П).

4.Контрольная функция присуща всем органам государственной власти в пределах компетенции, закрепленной за ними Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ, федеральными законами, что предполагает их самостоятельность при реализации этой функции и специфические для каждого из них формы ее осуществления (см. Постановление от 1 декабря

1997 года N 18-П).

5.Элементы подконтрольности и подотчетности исполнительной власти власти представительной не должны противоречить принципу разделения властей и служить основанием для умаления в целом статуса исполнительной власти как самостоятельной, легитимность которой определяется непосредственным волеизъявлением граждан через выборы главы администрации области. Устав области допускает чрезмерное расширение контрольных полномочий областной Думы, поскольку наделяет ее правом осуществлять, наряду с прямо перечисленными, иные контрольные функции в соответствии с законодательством области.

Не установив исчерпывающим образом компетенцию областной Думы применительно к осуществлению контроля за деятельностью администрации области, устав тем самым создает условия для произвольного изменения объема и характера контрольных полномочий областной Думы и фактически устанавливает подотчетность и подконтрольность органа исполнительной власти области областной Думе в качестве общего принципа их отношений, что противоречит статье 10 Конституции РФ, поскольку лишает администрацию области самостоятельности, вытекающей из принципа осуществления государственной власти в РФ на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную (см. Постановление от 10 декабря 1997 года N

19-П).

6.Парламентский контроль за исполнением федерального бюджета является неотъемлемой конституционной формой осуществления Федеральным Собранием государственной власти, одним из необходимых его полномочий как представительного и законодательного органа Российской Федерации и существенным элементом системы сдержек и противовесов в демократическом государстве, основанном на принципах господства права и разделения властей (см. Постановление от 23 апреля 2004 года N 9-П).

7.Постановление от 14 января 1992 года N 1-П по делу о проверке конституционности Указа Президента РСФСР от 19 декабря 1991 года N 289 "Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 6. Ст. 24) <*>.

--------------------------------

<*> Постановление принято на основе Конституции РФ 1978 года (в ред. от 1 ноября 1991 года), ее статьи 121.5, имеющей тот же предмет регулирования, что и статья 10 Конституции РФ

1993 года.

Правовые категории в Постановлении.

Принцип разделения властей; разграничение компетенции между высшими органами государственной власти и государственного управления; компетенция по образованию органов

исполнительной власти. Заявители.

Народные депутаты РФ. Предмет рассмотрения.

Указ Президента РСФСР от 19 декабря 1991 года. Позиция заявителей.

При издании Указа Президент вышел за пределы своих конституционных полномочий. Итоговый вывод решения.

Указ Президента РСФСР от 19 декабря 1991 года N 289 не соответствует Конституции с точки зрения установленного в РФ разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, а также закрепленного Конституцией разграничения компетенции между высшими органами государственной власти и управления РФ.

Мотивы решения.

Один из основополагающих принципов конституционного строя заключается в том, что любой государственный орган может принимать только такие решения и осуществлять только такие действия, которые входят в его компетенцию, установленную в соответствии с Конституцией. Конституция РСФСР не предоставляет Президенту права образовывать министерства.

Разделение и взаимное сдерживание служб государственной безопасности и внутренних дел призвано обеспечивать конституционный демократический строй и является одной из гарантий против узурпации власти. Указ Президента от 19 декабря 1991 года, объединяя функции охраны государственной и общественной безопасности, противоречит ряду законов РФ, содержание которых направлено на соблюдение в Российской Федерации конституционного принципа разделения властей, на охрану в конечном счете конституционных прав и свобод граждан, конституционного строя в целом.

8. Постановление от 19 мая 1993 года N 10-П по делу о проверке конституционности Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 17 июля 1992 года "О газете "Известия" (Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1994. N 2 - 3) <*>.

--------------------------------

<*> Постановление принято на основе Конституции РФ 1978 года (в ред. от 10 декабря 1992 года), в частности ее статьи 3, имеющей тот же предмет регулирования, что и статья 10 Конституции РФ 1993 года.

Правовые категории в Постановлении.

Разделение властей; свобода слова и средств массовой информации; ограничение прав и свобод человека и гражданина; решения законодательных (представительных) органов государственной власти; действие решений Конституционного Суда во времени.

Заявители.

Народные депутаты РФ; члены журналистского коллектива редакции газеты "Известия" (в порядке части первой статьи 165.1 Конституции РФ 1978 года (в ред. от 10 декабря 1992 года)).

Предмет рассмотрения.

Постановление Верховного Совета, которым были решены вопросы, связанные с распоряжением государственной собственностью, и дано поручение издательству "Известия Советов народных депутатов СССР", касающееся его деятельности как государственного предприятия.

Позиция заявителей.

Основные права и законные интересы индивидуальных жалобщиков нарушены в результате отступления при принятии оспоренного Постановления Верховного Совета от норм Конституции, закрепляющих принцип разделения властей, а также право искать, получать и свободно распространять информацию; это создает не соответствующее Конституции обыкновение правоприменительной практики.

Итоговый вывод решения.

Постановление Верховного Совета РФ от 17 июля 1992 года "О газете "Известия" не соответствует статьям Конституции, гарантирующим разделение властей, свободу информации,