Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3 семестр: Лекции по исторической географии.pdf
Скачиваний:
166
Добавлен:
07.06.2015
Размер:
21.1 Mб
Скачать

56

Рис. 05. Древние города Подмосковья:

Легенда к рис. 05: 1 - возникшие до 1237 года; 2 - возникшие после 1237 года; Периоды исчезновения или утраты городских прав: 3 - до 1237 года; 4 - с 1237 года до конца XVII века; 5 - в XVIII веке; 6 - существующие города.

Комментарий к рис. 05: Усиливающаяся Москва уничтожила форпосты соперничавших с ней феодальных княжеств - Вертязин, Микулин, Добрятин, Перемышль, Хотунь. Перемещение пограничных рубежей к юго-востоку сделало ненужным слишком частую сеть городов-крепостей Поочья: Лабынск, Тешилов, Лопасню, Белгород, Ростиславль, Окск.

Источник: Лаппо Г.М. Рассказы о городах. М., 1976. С. 56.

Московское государство предпочитало колонизировать новые территории под защитой специально учрежденных приграничных городов, часть из которых, после того как границы отодвигались дальше прекращала свое существование. Вместо нихвдоль главныхдорог, которые вели вглубь новых территорий, создавались цепочки форпостов.

Они охраняли торговые пути и обеспечивали безопасное продвижение людей и грузов. Если направление их передвижения вдруг смещалось из-за изменившейся конъюнктуры, вдоль новых трасс быстро возникали другие города, а старые приходили в упадок и исчезали.

При Петре I Россия смогла укрепиться на берегах Балтики, Азовского моря, Каспия и Тихого океана. Выход на международные торговые коммуникации и подключение к ним глубинных районов

57

страны способствовал появлению новых типов городов - морских портов (Санкт-Петербурга, Таганрога, Петропавловска-Камчатского) и связанных с ними внутренних транспортных узлов. На Урале быстро возникали города-заводы: Нижний Тагил, Екатеринбург, Невьянск, за пределами Урала - Липецк и Петрозаводск.

Рис. 06. Оборонительные линии России и города пограничья 1550-1800-е годы

Комментарий к рис. 06: Год указывает дату строительства. В XII-XV веке южнее Московского княжеского домена располагалась обширная буферная зона опустошенной земли между рубежом русской обороны по Оке и северными границами татарских кочевий. Для охраны этого рубежа рязанские князья впервые применили сочетание цепочек крепостей с глубоко эшелонированным предпольем и охранную стражу из крещеных татар, получивших тюркское название "казаки". Этот опыт сочетания активной и пассивной обороны оказался очень удачным и хорошо зарекомендовал себя для оттеснения кочевников на юг и юго-восток.

На наиболее угрожаемом участке - водоразделе Дона и Днепра - эти оборонительные линии, сменяя друг друга и перемещаясь все дальше на юг, прошли за 200 лет тысячекилометровый путь от Оки до Перекопа. Эта стратегия использовалась вплоть до конца XIX века и способствовала зарождению многих важнейших звеньев российской городской сети в Европе и Азии.

Источник: Тhе Cambridge Encyclopedia of Russia and the Soviet Union. Cambridge University Press, 1982, p. 51.

Создание опорных центров городского каркаса для усиления внутрихозяйственных связей и освоения новых территорий продолжалось и позднее, особенно в последней четверти XVIII века, когда при Екатерине II были основаны Харьков, Оренбург, Херсон, Николаев и Одесса, заложившие базу для российского хлебного экспорта через Черное море.

Пугачевское восстание 1773-1775 годов выявило слабости административного контроля над территорией и потребовало срочного проведения губернской реформы. Несмотря на ее поспешность и

58

"градостроительную горячку", многие из учрежденных тогда административных центров оказались вполне жизнеспособны и содержали в себе предпосылки для дальнейшего развития. В результате в стране сформировалась иерархическая сеть, достаточно полно охватившая всю территорию страны. Первый ее ярус образовали 42 центра наместничеств (губерний), а второй - 503 уездных города.

С начала эпохи промышленного переворота (1830-1840) крупные предприятия предпочитали размещаться в сельской местности, тяготея к гнездам давних кустарных промыслов. Это вело к расхождению двух линий развития городского расселения: официальных городов, выполнявших в основном лишь административные и торговые функции, и экономических городов, юридически еще сельских центров. Эта большая группа поселений получила городской статус лишь спустя много десятилетий. До революции случаи преобразования промышленных и торгово-промышленных центров в города были единичны (Иваново-Вознесенск, Павловский Посад).

После революции разрыв между экономической ролью и городским юридическим статусом был устранен. В села были превращены 106 городов, в которых преобладали мелкие торговцы, ремесленники и чиновники, 36 городов - в поселки городского типа, а 182 фабричных и заводских поселения, давно достигшие размеров города, получили городской статус. По политическим и идеологическим причинам советская власть относилась к промышленному городу как важнейшему элементу системы расселения, считая его базой пролетарского влияния на деревню и наиболее подходящей основой для регионального административного управления.

В1926 году в СССР насчитывалось 737 городов, что считалось тем не менее недостаточным. Многие полагали, что необходимо дальнейшее наращивание городской сети. Образование новых городов включало в себя два процесса - формирование городов с центральными функциями и создание специализированных центров для размещения ведущих отраслей промышленности. Первое способствовало совершенствованию контроля над территорией, а второе означало, что индустриализация и ее плоды останутся исключительно городским достоянием.

Вэпоху сталинской индустриализации градообразование пошло неслыханными прежде темпами. В 1927-1931-е годы был образован 101-новый город, а в рекордном 1938 году - 139-й. В последующие годы в среднем ежегодно возникало по 20-25 городов в год, позднее по мере исчерпания сельского миграционного потенциала темпы замедлились и к началу 1990-х упали почти до нуля. Принято считать, что с 1940 года около 60% прироста городского населения было обеспечено миграцией из села, 20% - за счет естественного прироста городского населения и около 17% - за счет переименования сел в поселки городского типа.

Потребности в новых центрах удовлетворялись также за счет старинных горнозаводских, заводских и фабричных сел, сельских районных центров, бывших некогда городами, но впоследствии утративших свой статус. Подсчитано, что примерно 70% из всех городов, образованных после 1926 года, имели городской эмбрион. Большая часть остальных городов, возникших на "пустом" месте, появилась в качестве опорных центров ведущих отраслей тяжелой промышленности (Магнитогорск, Новокузнецк, Норильск, Березники, Братск). Во многих случаях городам и поселкам Сибири, Урала, Крайнего Севера, Дальнего Востока и Казахстана давали начало концентрационные лагеря, где содержались раскулаченные и репрессированные.

59