Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3 семестр: Лекции по исторической географии.pdf
Скачиваний:
166
Добавлен:
07.06.2015
Размер:
21.1 Mб
Скачать

111

лаборатории по производству сложных синтетических наркотиков располагаются в Москве и СанктПетербурге.

ГЕОГРАФИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ

На территории бывшего СССР на начало 1991 года насчитывалось от 5,5 миллиона до 7,5 миллиона наркоманов, из них 1,5 миллиона - в России. Волна наркотизации распространяется с юга на север через крупнейшие города в связанные с ними сельские районы.

Не последнюю роль в быстрой наркотизации сыграло знакомство советских солдат с наркотиками в Афганистане. По некоторым оценкам, процесс наркотизации будет продолжаться еще десятилетие, после чего он может стабилизироваться, но уже через несколько лет число наркоманов может возрасти до десятков миллионов человек. В этом отношении Россия проходит через те же стадии, что и страны Европы и Северной Америки.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАРКОБИЗНЕСА

В последние годы наркобизнес приобрел вполне определенные очертания. Почти весь объем продаваемых в России наркотиков поступает из Азербайджана и Средней Азии. Переработка наркосырья в соответствии с классической веберианской моделью размещения тяготеет к районам производства и располагается, главным образом, в Азербайджане, Туркмении, отчасти в Киргизии и на Украине. Здесь же находятся и мозговые центры наркокартелей. Территорию бывшего СССР делят между собой 3 крупнейших наркокартеля - Кавказский, Среднеазиатский и Приморский. Их прибыли на 2-3 порядка выше, чем в легальной экономике при очень высокой скорости оборота. Каждая тысяча рублей, вложенных в наркобизнес, дает около 1 миллиона рублей прибыли в среднем за 2-3 недели.

ЭКСПОРТ И ИМПОРТ НАРКОТИКОВ

В последние годы наркокартели начали массовые поставки марихуаны в Европу. По сырьевым запасам конопли страны бывшего СССР не имеют себе равных в мире. Российские поставщики постепенно начинают доминировать на европейском рынке мягких наркотиков, поскольку их цены в сотни раз ниже, чем у конкурентов. В свою очередь в Россию импортируются сильные "классические" наркотики: героин, кокаин и галлюциноген ЛСД, платежеспособный спрос на которые уже достаточно высок. Транзитные перевозки из Южной и Юго-Восточной Азии в Европу, осуществляемые во многих случаях через территорию России, могут легко трансформироваться в прямые поставки.

Лекция 07. ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ЭКОЛОГИИ РОССИИ

Принято считать, что отношения между человеком и средой зависят от стадии эволюции, на которой находится общество, и от тех ценностей, которые оно исповедует.

Марксистская идеология, ставшая государственной в 1917 году, неизбежно должна была привести к изменениям в политике природопользования. Она прямо постулирует, что все природные ресурсы подлежат национализации и бесплатно распределяются между пользователями, которые обязаны организовывать их эксплуатацию в соответствии с плановыми заданиями.

Разумеется, советский подход к управлению природными ресурсами часто пересматривался. Но несмотря на все перемены, основы политики природопользования, демонстрирующей способность общества победить окружающую среду, оставались неизменными.

В этой лекции мы проследим эволюцию советской идеологии и практики природопользования и обсудим те результаты, к которым они привели.

112

РАННИЕ ПОДХОДЫ К ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ

В соответствии с марксистскими схемами социализм открывает реальные возможности для всеобщего материального достатка и процветания, если не изобилия. Марксисты полагали, например, что учение Т. Мальтуса, впервые указавшего на ограниченность земельных ресурсов и невозможность прокормить быстро растущее население, становится в условиях социализма неверным. Они считали, что пессимистические сценарии Мальтуса справедливы только в том случае, если земля остается в частной собственности у капиталистов, которые склонны к ее неэффективной, эгоистической эксплуатации. В словиях социализма наука и техника должны были "по определению" работать в интересах всего общества, а не только его привилегированных классов.

Но это не значит, что перед социалистическим обществом ставилась задача находиться в гармонии с природой. Наоборот, фактически это общество конструировалось, чтобы конфликтовать с ней. Причина этого в том, что окружающая среда описывалась идеологами марксизма как находящаяся в состоянии беспорядка и хаоса. Социализм должен был ликвидировать этот хаос, покорить природу и реконструировать ее в своих интересах. Именно поэтому для всего советского периода понятие "покорение природы" играет центральную роль в официальной идеологии.

Частная собственность на природные ресурсы казалась марксистам главной причиной их чрезмерной эксплуатации и бесполезной траты. В противоположность этому, национализацияресурсов и их планомерное использование приравнивались к мудрой экономии и охране. Первые природоохранные декреты были целиком основаны на этих предпосылках.

ПЕРВЫЕ ДЕКРЕТЫ О ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИИ

Вянваре 1918 года был издан декрет о национализации земельных и водных ресурсов. Он дополнял и развивал самый первый декрет о земле, передававший в собственность государства большие сельскохозяйственные поместья, принадлежавшие до этого частным владельцам. В июне 1918 года был издан еще один декрет, возлагавший ответственность за управление национализированными лесными ресурсами на местные органы власти. В их обязанности входило также соблюдение правил охоты и использования огнестрельного оружия.

В1923 году был одобрен другой закон, запрещавший промышленным и торговым предприятиям сброс загрязненной воды. Со временем масштабы государственного контроля расширялись, и до смерти Ленина было издано 15 декретов, имеющих отношение к охране природы и регламентирующих природопользование.

Исполнительным органам на местах помогали добровольные организации, среди которых ведущая роль принадлежала Всероссийскому обществу охраны природы, основанному в 1924 году. Эти первые общественные организации имели широкую поддержку, поскольку опирались на развитые традиции общинного природопользования.

Но и в 1920-е годы, когда охранительская концепция еще не ставилась под сомнение, в большинстве первых законов содержалось указание на главную цель такой охраны - спасение ресурсов для их экономического освоения в будущем. Возможно, единственным важным исключением был декрет 1919 года о создании сети национальных заповедников.

МАРКСИЗМ И СТОИМОСТЬ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Среди разделов советской экономической теории, оказавших негативное влияние на природопользование, особое место занимала интерпретация марксистской теории стоимости. Маркс полагал, что труд является основным элементом для определения стоимости товара. Он считал, что увеличение цены товара по мере продвижения от производителя к потребителю не отражает его

113

реальной стоимости, а всецело зависит от манипуляций со спросом и предложением. По мнению Маркса, это и позволяло хозяевам средств производства эксплуатировать потребителей. С его точки зрения, "справедливая" цена товара равна сумме затрат на изготовление и соединение его компонентов. Иначе говоря, природные ресурсы не имеют стоимости до тех пор, пока к ним не будет приложен человеческий труд.

Вот почему в экономиках советского типа вся земля, вода, лес и другие природные ресурсы предоставлялись природопользователям, по существу, бесплатно. Последствия такой интерпретации марксистской теории трудовой стоимости оказались вполне предсказуемыми.

Обращение с природными ресурсами как с бесплатным товаром было враждебно их рациональному использованию и охране.

КУРС НА ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЮ И КОНЦЕПЦИЯ "ПОКОРЕНИЯ ПРИРОДЫ"

Новая экономическая политика, введенная Лениным в 1921 году, потребовала легализации частного предпринимательства, но основные компоненты национальной экономики, в том числе и природные ресурсы, оставались государственной собственностью. С началом сталинского курса на ускоренную индустриализацию политика бережного природопользования сменилась политикой агрессивного "покорения природы".

Типичным для нового отношения к природе был вопрос использования водных ресурсов. Даже во времена Ленина скромные гидростроительные проекты вызывали всеобщий энтузиазм. В 1920-е годы было запроектировано строительство десятков плотин на многих реках Европейской России. Эти проекты были составной частью плана ГОЭЛРО, самой ранней советской схемы регионального планирования.

Хотя план предусматривал строительство не только гидро-, но и тепловых электростанций, первые из них были более популярны у коммунистических пропагандистов. Где еще они могли бы найти столь впечатляющее свидетельство способности советского человека покорить природу?

Одним из таких проектов было строительство Волховской ГЭС. Она была введена в строй в 1926 году под марши оркестров и гром аплодисментов и стала наглядной иллюстрацией для изречения Ленина "коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны". В конце 1920-х этот лозунг был поднят на новые высоты, и начался самый настоящий и решительный "штурм природы".

БЕЛОМОРО-БАЛТИЙСКИЙ КАНАЛ

На рубеже 1930-х годов Сталин решительно поддержал широкий круг инициатив, которые были сформулированы в терминах борьбы между советской наукой и техникой с одной стороны и капризами природы с другой. Типичным примером, подчеркнувшим худшие черты сталинской эры, стало строительство Беломоро-Балтийского канала. Этот канал, сомнительный в военном и экономическом отношении, должен был быть построен всего за 20 месяцев при проектной длине 227 километров. Напомним, что Панамский канал, длиной около 80 километров, был построен за 25 лет. На строительстве предстояло вручную вынуть более 20 миллионов кубометров скального грунта, построить 19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб и 33 канала. Это грандиозное строительство, контролировавшееся ОГПУ, стоило жизни 100 тысячам заключенных.

114

Рис. 28. Беломоро-Балтийский канал, 1931-1933 год

Комментарий к рис. 28: Беломоро-Бажийский канал был одним из первых примеров новой стратегии "покорения природы". В течение 2 лет его вручную строили сотни тысяч заключенных. Канал предназначался для отхода кораблей Балтийского флота в велое море в случае блокирования противником финского залива, но оказался способен пропускал, только небольшие корабли и подводные лодки.

Хозяйственные грузы оказалось удобнее перевозить по железным дорогам Карелии, и все усилия по созданию канала в конечном счете оказались бесполезными.