Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3 семестр: Лекции по исторической географии.pdf
Скачиваний:
164
Добавлен:
07.06.2015
Размер:
21.1 Mб
Скачать

146

Рис. 39. Площадь хуторов и отрубов на землях сельских обществ в 1907-1916 годов (в % к надельной земле, 1905 год)

Легенда к рис. 39: 1 - более 25; 2 - 20-24; 3 - 15-19; 4 - 10-14; 5 - 5-9; 6 - 0-4; 7 - старые районы хуторского расселения.

Комментарий к рис. 39: Размеры разверстки земли сильно различались по губерниям. Там, где у крестьян было очень мало земли, реформа не получила достаточного развития, так как считалось, что минимальный размер самостоятельного надела должен быть не менее 15-20 десятин земли. Но и там, где земельное обеспечение было выше среднего, крестьяне особенно не нуждались в улучшении землепользования, так как большой надел, пусть и разбросанный чересполосно, давал возможность безбедного существования. В этих губерниях землеустройство чаще ориентировалось на устранение чересполосицы с помещиками и с соседними сельскими обществами. Но наиболее благоприятные дм проведения реформы условия имели губернии со средними по величине наделами, а также там, где и до реформы общинников было мало - прежде всего на Правобережной Украине.

Больше всего случаев выхода из общины наблюдалось в Поволжье и Новороссии, где община была размыта товарным зерновым хозяйством. Второй ареал успешной хуторизации примыкал к Прибалтике, в которой хуторское расселение существовало издавна.

Источник: Великий Октябрь. Атлас. М.,1988. С. 35.

Социалисты настаивали на конфискации помещичьих земель и распределении их между крестьянами. Но их точку зрения нельзя считать обоснованной. К 1905 году в руках дворян оставалось 53 миллиона десятин земли, крестьяне имели 165 миллионов десятин купленных и надельных земель. Разделение помещичьих земель между крестьянами не могло в значительной степени увеличить площадь крестьянского землевладения, что полностью подтвердилось в 1918 году, когда советские аграрные деятели откровенно признали, что лозунг конфискации помещичьих земель был лишь средством революционизирования деревни, и не имел серьезного экономического значения.

Столыпин пошел по другому пути. В соответствии с подготовленным им указом каждый домохозяин, владеющий надельной землей, имел право требовать ее "укрепления" в личную собственность. Указ поощрял отвод укрепленной земли к одному месту для образования отрубного или хуторского хозяйства. Другой частью столыпинского закона стала продажа крестьянам частновладельческих земель через крестьянский земельный банк, но предложение земли было невелико.

Столыпинская реформа также предлагала помощь всем, желающим переселиться на свободные земли Сибири и Дальнего Востока. Идея реформы была вполне логичной, и успех её был очевиден. К 1916 году из общин выделилось 2 миллиона домохозяйств. Землемеры выполнили в натуре проектов на площади 18 миллионов десятин. Крестьянский банк приобрел свыше 4 миллионов десятин, которые продавались или сдавались в аренду нуждающимся в земле крестьянам. При поддержке специально созданного переселенческого управления в 1906-1913 годы за Урал переселилось около 3,5 миллиона человек.

ТРАНСПОРТ НА РУБЕЖЕ XIX – XX ВЕКОВ

После строительства Московско-Петербургской железной дороги в 1851 году железнодорожное строительство в России не велось вплоть до окончания Крымской войны. Поражение обнаружило транспортную отсталость России, парализовавшую перевозку войск, боеприпасов и снаряжения.

В пореформенное 30-летие развернулось бурное железнодорожное строительство, которое наложило наиболее заметный отпечаток на экономическую географию империи. Железные дороги быстро стали основой имперской транспортной системы, оттеснив на второй план шоссейные тракты, судоходные реки и каналы.

147

Рис. 40. Железные дороги России в 1914 году: 1 - железные дороги; 2 - границы СССР; 3 - территории, присоединенные к СССР после 1945 года

148

Комментарий к рис. 40: До начала мировой войны были построены четыре основных группы железных дорог. В первую группу входили железные дороги, идущие от Москвы на север и верхнюю Волгу, в Среднее и Нижнее Поволжье, на юг через Орел, Харьков и Новочеркасск и на запад через Минск и Смоленск.

Во вторую группу вошли дороги, ведущие к Прибалтийским портам из Поволжья, Украины и Центра.

Третью составили железные дороги, ведущие к азово-чсрноморским портам из западных, южных и северокавказских районов.

Четвертая группа включила дороги Польши и Белоруссии, соединенные с сетью центральных, южных и прибалтийских дорог.

Источник: Никольский И.В. География транспорта СССР. М.,1978. С. 116.

Железнодорожная сеть испытала два десятилетия особенно быстрого роста - в 1866-1876 и 1891-1901 годы. В 1860-е годы большая часть линий была построена для доставки в Москву сырья и продовольствия.

Временем соединения основных аграрных районов с экспортными морскими портами были 1870-е годы. В 1880-е были построены важные замыкающие линии, а в 1890-е железные дороги достигли окраин империи. Тогда же украинская дорожная сеть была доведена до плотности, близкой к западноевропейской.

В эпоху промышленного подъема 1890-х годов развернулось строительство густой сети дорог на юге России, в основном для обслуживания Горнозаводского Юга. Линия Екатеринбург-Челябинск подключила железнодорожную сеть Урала, прежде полностью автономную. В 1891-1900 годы почти полностью была построена Транссибирская магистраль, предназначенная для колонизации Сибири и Дальнего Востока, и проложена Закаспийская железная дорога от Самарканда до Ташкента и в хлопковый район в Ферганской долине.

Позднее появилась дорога Пермь-Котлас, которая в интересах помещиков Центра отводила часть дешевого сибирского хлеба непосредственно к экспортным портам Белого моря. Особой группой дореволюционных железных дорог стали стратегические линии, проложенные в западных и прибалтийских губерниях: Петербург-Варшава, Москва-Брест, Бологое-Седлец.

Лекция 09. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ СССР 19171945 ГОДОВ

РЕВОЛЮЦИЯ И ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ

Одной из тех деструктивных теорий, которых так боялся Столыпин, был марксизм в интерпретации В. Ленина. Он привел большевиков к победе, но вопрос заключается в том, была ли русская военная экономика в такой степени неэффективна, что это не могло не привести к коллапсу царского режима. Благодаря росту производительности труда в промышленности производство вооружений в 1915-1916 годы быстро возрастало и уровень жизни оставался стабильным вплоть до конца 1916 года.

Вероятно, одной из самых важных экономических предпосылок революции было изъятие рабочей силы из аграрного сектора через мобилизацию и вызванный этими мерами кризис продовольственного снабжения.

После захвата политической власти большевики преобразовали Верховный экономический комитет Временного правительства, осуществлявший централизованный контроль над экономикой, в Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). Ленин, склонявшийся первоначально к схемам смешанной экономики, в условиях начинающейся гражданской войны и падения производства счел необходимым приступить к национализации всей крупной промышленности (28 июня 1918 года).

149

Остальные промышленные предприятия были экспроприированы 29 ноября 1920 года, и период до марта 1921 года стал известен позднее как период военного коммунизма.

Главным стимулом полной национализации промышленности была проблема снабжения всем необходимым во время гражданской войны. Национализацию дополнило жесткое директивное управление промышленностью и транспортом, а также насильственное изъятие продовольствия у крестьян. Но в этом пренебрежении к рынку и деньгам можно проследить и идеологические мотивы - антипатию к стихийности рынка и приоритетность натурального планирования.

Правительство терпимо относилось к инфляции, если само не поощряло ее, и в 1920 году денежная масса, находящаяся в обращении, возросла с 225 миллиардов до 1169 миллиардов рублей, Е. Преображенский, главный советник Троцкого по экономической политике, назвал это "пулеметом комиссариата финансов, атакующим буржуазную экономическую систему с тыла и использующим законы этой системы для ее разрушения". Были ликвидированы все банки, а потом и сами деньги, которые собирались заменить "трудовыми единицами".

Государственный бюджет финансировал работу всех национализированных предприятий, которые таким образом освобождались от необходимости во взаиморасчетах. Окончательно обесценившиеся деньги заменила натуральная плата. Поэтому, в частности, государственной комиссии по электрификации России пришлось составлять план потребности в энергии и промышленных материалах не в денежных, а в физических единицах.

Для того, чтобы выполнить этот план, в феврале 1921 года был образован Госплан. Он контролировал ключевые отрасли промышленности, банки и внешнюю торговлю.

НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

С 1920 года объем производства опустился ниже 20% от довоенного уровня, душевой доход упал на 60%. Крестьянские восстания 1920-1921 годов были серьезным предупреждением партийному руководству о необходимости отхода от эксцессов командной экономики. В декабре 1920 года Ленин инспирировал резолюцию ЦК, критикующую Троцкого за увлечение милитаризацией труда, и представил Х съезду партии формулу замены продразверстки продналогом, взимавшимся в зависимости от величины дохода и числа едоков в семье.

В течение этого и следующего года плата, взималась натурой, но с 1923 года частично и с 1924 полностью она стала выплачиваться наличными. Крестьянин мог теперь реализовать свои излишки на рынке, и таким образом начало НЭПа ознаменовалось возвращением к нормальной денежной экономике.

Денежная реформа 1922-1924 годов остановила инфляцию и ввела новый рубль, частично обеспеченный золотом, а также восстановила банковскую систему для контроля над денежным обращением.

Декреты, изданные в августе и декабре 1921 года, передали собственникам более 90% всех национализированных ранее предприятий, но тем не менее в госсекторе было занято 84 % всей рабочей силы, и он выпускал большую часть продукции, что позволяло государству удерживать "командные высоты" в экономике. Даже в самый пик НЭПа, в 1925-1926 годы, частные предприятия производили только 3,5% всей промышленной продукции,, а иностранные концессии, разрешенные в марте 1923 года и ликвидированные в сентябре 1928 года, - всего 0,4%. Государственное вмешательство резко ограничивало оптовую торговлю, но 3/4 розничного товарооборота к 1923 году уже находилось в руках частных торговцев. Все эти меры улучшили положение национальной экономики, и позднее Сталин объявил в своем "Кратком курсе истории ВКПб", что в 1926 году восстановительный период завершился, хотя расчеты независимых экспертов говорили о том, что показатели национального дохода и душевого промышленного производства к концу 1920-х годов были на 15-25% ниже, чем в 1913 году.

Курс поддержки независимого крестьянства, сформулированный Лениным как союз рабочего класса с крестьянством и основанный на необходимости восстановить уровень производства продовольствия, был еще раз продемонстрирован в ходе ценового кризиса 1923-1924 годов.