Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции 1.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
04.11.2018
Размер:
1.06 Mб
Скачать

1) Многообразие и несоответствие существующей системы нормирования.

Одних только государственных стандартов у нас около 22 тыс., плюс 1 тыс. строительных норм и правил (СНиП), плюс почти 1 тыс. санитарных правил и норм (САНПиН), плюс тысячи инструкций, ОСТов, ТУ, положений, правил, порядков и других ведомственных нормативных правовых актов, ограничивающих предпринимательскую деятельность. В этих нормативных документах в изобилии содержатся требования устаревшие, избыточные, дублирующие, а порой и взаимоисключающие.

Во многих случаях ведомственные акты не являются доступными, не публикуются и не размещаются на официальных сайтах соответствующих органов власти в Интернете. В результате предприниматели, в том числе иностранные инвесторы, не имеют четкой информации обо всем комплексе обязательных требований, которые они должны соблюдать при осуществлении хозяйственной деятельности, что крайне негативно влияет на предпринимательский климат в стране.

2) Обязательная сертификация товаров и услуг, под которую попадает около 80% товарной номенклатуры (для сравнения, в Европейском Союзе обязательной сертификации подлежит 4% товарной номенклатуры).

По официальным данным ежегодно имеет место порядка 2% отказов в сертификации, при этом более чем 30% продукции забраковывается уже в торговле. Это показывает, что сертификация сама по себе не является серьезным препятствием для проникновения на рынок некачественных товаров. Например, бытовые кипятильники подлежат обязательной сертификации. Однако исследования, проведенные журналом «СПРОС», показали, что 8 из 12 исследованных моделей не отвечают обязательным требованиям по пожаро-безопасности. При этом все модели были сертифицированы.

3) Лицензирование отдельных видов деятельности. В 2000г. в России лицензированию подлежало более 500 видов деятельности, при этом наблюдается тенденция к постоянному расширению этого списка, в том числе за счет необоснованного дробления видов деятельности. Для сравнения, количество лицензируемых видов деятельности в разных странах ЕС колеблется от 30 до 90.

Несмотря на то, что в Законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» (1995г.) четко определено, что к лицензирующим органам относятся государственные органы и органы местного самоуправления, на практике в массовом порядке создаются ведомственные и региональные лицензионные, экспертные и иные центры, обращение в которые для получения предлицензионного экспертного заключения является обязательным. Решение о создании подобных центров принимаются, как правило, ведомственными нормативными актами и решениями региональных или местных администраций. В круг вопросов предлицензионной экспертизы входит исключительно проверка достоверности предоставленных соискателем лицензии информации и документов. При этом в качестве независимых экспертных организаций лицензионной палатой были аккредитованы коммерческие организации, в том числе являющиеся конкурентами соискателей лицензии и лицензиатов. В результате распространения подобной практики получается, что, помимо собственно платы за лицензию, хозяйствующие субъекты вынуждены платить за навязанные услуги по предлицензионной экспертизе документации, причем содержание подобных экспертиз фактически дублирует функции лицензирующих органов, обязанных проверять достоверность предоставляемых для получения лицензии документации.

4) «Административная рента» закладывается в цену, соответственно перекладывается на потребителя, что усугубляет социальные проблемы.

«Административная рента» включает в себя: расходы на оформление документов; расходы на проведение сертификации; расходы на содержание и аренду помещений; расходы на штрафы и взятки и т.д.

В связи с этим сдерживаются рост производства и приток инвестиций, снижается конкурентоспособность отечественной продукции. Наличие многочисленных поборов не только приводит к инфляции издержек, но и укрепляет циничное, непартнерское отношение власти и бизнеса друг другу, развивает заложенное в советское время глубокое недоверие граждан к государству. Денежные средства, которые могли бы быть потрачены на реальное обеспечение безопасности (ремонт, закупку датчиков и измерительной аппаратуры, обучение персонала и прочее) идут на штрафы и взятки.

5) Общая ситуация с проверками - негативная. Эффективность проверок низка, господствуют неформальные договоренности проверяемых и проверяющих. Целенаправленная «бомбежка» проверками используется как в целях банального мздоимства, так и для перехвата собственности, устранения конкурентов и так далее. По оценкам директоров, прямые поборы и вымогательство являются целью 30% проверок. Местные власти используют угрозу «бомбежек проверками» в целях административного и политического контроля над бизнесом. Санкции часто противоправны и оставлены исключительно на усмотрение проверяющих. Практически отсутствует ответственность за ошибочные и незаконные санкции. Правовой беспредел контролирующих служб подкрепляется правовой неграмотностью руководителей предприятий.

Пример статистического анализа деятельности службы государственного надзора ГОССТАНДАРТа России по проверке предприятий в 2001 г.

В 2001г. органами Госстандарта было предъявлено 3065 претензий 1422 предприятиям промышленности, торговли и услуг в части показателей продукции и услуг. 108 претензий (3,5%) действительно касались требований безопасности. Остальные 2957 претензий (96,5%) касались показателей, не имеющих отношения к безопасности (маркировка - 30,5%, наличие сертификатов - 16,4%, показатели внешнего вида и качества - 30%, и т.п.). За несоблюдение всех указанных выше требований к продукции к предприятиям были применены весьма суровые санкции:

- запрет на реализацию плюс наложение штрафа (66,7%);

- запрет реализации без наложения штрафа (88,4%);

- предупреждение и выдача предписаний (всего 4,2%).

ВЫВОДЫ:

Служащие системы Госстандарта России незаконно расширяют сферу контроля, т.к. проверяют не обязательные требования к продукции и услугам, а любые по своему усмотрению.

Сотрудники Госстандарта произвольно трактуют понятие безопасности продукции и услуг, исходя не из требований законодательства, а из собственных интересов и целей (все проверенные показатели отнесены к показателям безопасности, в том числе органолептические, и даже такие, как отсутствие запасной ткани и пуговицы к пиджаку мужскому и т.д.).

В надзорной деятельности Госстандарта России основной является карательно-фискальная функция, а не функция предупреждения и пресечения нарушений.

Совмещение в одном органе следующих функций:

- установления обязательных требований к продукции и услугам;

- надзора за соблюдением этих требований;

- контроля-проверки соответствия продукции и услуг этим требованиям;

- определения степени вины предприятий за несоблюдение установленных требований и характера налагаемых санкций;

- наложение санкций;

приводит к тому, что такой контрольно-надзорный орган постоянно стремится расширить сферу своего контроля. Из этого следует, что функции по установлению обязательных требований, надзора за их соблюдением, контроля проверки соответствия им, и назначения санкций должны быть разделены, а их выполнение должно быть возложено на различные государственные органы.

В свете понимания этих проблем была выработана концепция реформирования системы технического регулирования, реализованная в ФЗ «О техническом регулировании», который был принят 27.12.02г. и вступил в силу с 01.07.03г. Закон определил механизмы, которые должны способствовать достижению следующих целей:

- Ликвидация препятствий в виде необоснованных административных барьеров для развития бизнеса (прежде всего, избыточного ведомственного нормирования и контроля, обязательной сертификации).

- Снятие ограничений для технического прогресса и нововведений (главным образом, обязательных требований стандартов).

- Стимулирование предпринимательской инициативы, в том числе путем активного вовлечения бизнеса в нормотворческий процесс.

В связи с вышеизложенным Россия, как и все другие страны, должна разрабатывать программы по преодолению барьеров в торговле, тем более что реализация данных программ дает огромный экономический эффект.

В основе программ по преодолению технических барьеров в торговле лежит деятельность государств в области технического регулирования. Под регулированием понимаются действия государства, организующие поведение на рынке хозяйствующих субъектов. Объектами технического регулирования являются продукция, процессы жизненного цикла продукции, работы и услуги.

Безопасность - главный приоритет системы технического регулирования и обязательное требование.

Согласно определению, представленном в Законе, техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

В этом огромном определении просматриваются главные элементы технического регулирования:

- Установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции, процессам ЖЦП. Реализуется через принятие и применение технических регламентов на продукцию и правила по метрологии.

- Установление и применение на добровольной основе требований к продукции и процессам ЖЦП, выполнению работ и оказанию услуг. Реализуется через стандартизацию.

- Правовое регулирование в области оценки соответствия. Реализуется через оценку соответствия (сертификацию и декларирование соответствия, государственный контроль и надзор, аккредитацию, испытания, регистрацию).

Технический регламент (ТР) - это документ, который является носителем обязательных требований. По мере принятия технических регламентов на те или иные объекты государственные стандарты на эти объекты будут приобретать добровольный характер.

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с рядом принципов:

1) Независимость органов аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, исполнителей и приобретателей. Термин «приобретатель» объединяет понятия «покупатель» и «заказчик». Под независимостью следует понимать отсутствие любой формы зависимости - организационной, административной, финансовой.

2) Недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля и органа по сертификации. Госстандарт вывел из состава ЦСМ органы по сертификации. Этот принцип вытекает из принципиальных различий в правовом статусе указанных органов: первые являются государственными органами, функции вторых осуществляют лица и организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

3) Недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию. То же самое объяснение, что и в принципе 2.

4) Недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов. Этот принцип также направлен на обеспечение независимости этого органа.

5) Применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг. Применение этого принципа направлено на совместимость установления требований и форм их изложения в технических регламентах и документах в области стандартизации, тем более что ряд национальных стандартов будет служить «доказательной базой» технических регламентов.

6) Единая система и правила аккредитации. Выполнение этого принципа обеспечивается утверждением систем и правил аккредитации Правительством РФ.

7) Единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия. Этот принцип следует учитывать и при проведении добровольной оценки.

8) Единство применения технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок.

9) Соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития. Этот принцип указывает на то, что уровень требований ТР и национальных стандартов, а также материально-техническая база сертификационных лабораторий должны отвечать мировому уровню, а организация работ по оценке соответствия должна быть идентична зарубежной практике.

10) Недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации.

Законодательство РФ о техническом регулировании состоит из Федерального Закона от 27.12.2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и нормативных правовых актов РФ.

Федеральные органы исполнительной власти (Минздрав России, Минсельхоз России, МЧС России и др.) вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера (за исключением технического регулирования в отношении оборонной продукции).

Главная цель технического регулирования - принятие технических регламентов.