Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Месоамерика.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
17.12.2018
Размер:
212.99 Кб
Скачать

Исторический горизонт

Послеклассический период (от 800-900 гг.н.э. до Конкисты) А.Касо назвал «историческим горизонтом», так как это время уже освещено исторической информацией, письменной (кодексы) или устной (предания). Его начало ознаменовано волнами вторжений с севера. В X в. Центральным нагорьем овладели завоеватели, говорившие на языке науатль, — тольтеки, покончившие с Теотиуаканом, и без того уже переживавшим агонию. Столицей тольтеков стал сначала Кулуакан (ныне район города Мехико), а затем знаменитая Тула Шикотитлан, или Толлан, в штате Идальго. Тольтекская «империя» (если только она когда-либо была единой) простёрла своё влияние от Центрального нагорья до Юкатана и глубин Центральной Америки.

Роль тольтеков в мексиканской истории неоднозначна. Переняв наследие Теотиуакана, они сумели оживить его и развить дальше, а один из их правителей — Топильцин Кецалькоатль — стал религиозным реформатором, пророком довольно высокоразвитой религии, в честь главного бога которой Кецалькоатля («Пернатого Змея») он и принял имя. Само слово «тольтек» означает «человек искусства», «художник», «тольтекайотль» — «тольтекский дух» или «единение искусств и художников» (Соди 1985: 131-132). И в то же время их мировоззрение было насквозь пронизано войной. М.Стингл находит в Туле «дух отвратительного солдафонства. И человеческие жертвоприношения» (Стингл 1982: 113). Правда, эти жертвоприношения появились у тольтеков не сразу — по данным «Кодекса Чимальпопока», лишь за полвека до гибели Тулы (Соди 1985: 129), зато в таких размерах, рядом с которыми в Старом Свете можно поставить разве что эпопею монголо-татар.

Не позднее XII в. Тула погибла в огне пожара, её 10‑й правитель покончил с собой. Население разбежалось, часть тольтеков переселилась в город Кулуакан, часть — на Юкатан, где они возглавили города-государства поздних майя, а часть — даже в Центральную Америку, где их потомки известны под именем «пипиль». Мексика стала добычей новых пришельцев с севера, которых источники знают под обобщающим именем «чичимеков» — варваров. При своём первом правителе Шолотле они овладели всем центральным нагорьем. Впрочем, чичимеки быстро освоили культурное наследие своих предшественников и даже сумели его продвинуть вперёд. Но их держава оказалась непрочной и развалилась уже при пятом правителе.

После этого почти 200 лет в стране продолжаются междоусобицы. На Центральном нагорье, как волки, с нарастающей жестокостью и вероломством рвут друг друга уцелевшие тольтекские, ольмекские, чичимекские и другие княжества. На рубеже XII-XIII вв. в Анауак приходит одно из отставших по пути племён чичимеков, носившее сразу три имени: ацтеки — по своей легендарной прародине Астлан («Страна цапель»); теночки или мешики — по именам своих легендарных вождей. Последнее слово со временем превратилось в нынешнее «Мексика».

Эпопея будущих хозяев Мексики началась плачевно: целый век они бродили по долине, попадая в рабство то к одному, то к другому сеньору, пока в 1325 г. не сумели обосноваться на двух болотистых островах в центре озера Тескоко (острова считались непригодными для жизни, поэтому никто на них не претендовал). Здесь был основан Теночтитлан («город теночков»), будущая столица. Согласно легенде, ацтеки остановились там, где, согласно давнему пророчеству своего бога, увидели сидящего на кактусе орла, державшего в лапах змею. Эта сцена ныне изображена на гербе и флаге Мексики.

В середине XV в. ацтекам удалось избавиться от зависимости и стать самостоятельной силой. В 1434  г. был образован союз трёх городов: Теночтитлана, Тескоко и Тлакопана (Такубы), ставший основой империи. С 1440-х гг. начинается полоса завоеваний, в ходе которых Тройственная Лига за 50 лет с небольшим покорила большую часть Мексики. Ацтеков нередко называют «римлянами Нового Света»: как потому, что им удалось создать мощную военную державу, так и за то, что в культуре они были не столько творцами, сколько наследниками целого ряда других народов.

Впрочем, ацтекам не удалось наладить организованное управление страной. Их государство представляло собой конгломерат слабо контролируемых царств и племён, обложенных тяжкой данью и запуганных кровавым террором, ненавидящих завоевателей и всегда готовых к бунту. Незадолго до Конкисты сапотекам удалось освободиться (Паркс 1949: 40), а воинственным уастекам — отстоять свою независимость. На западной границе ацтекского государства сложилось царство тарасков, с которым завоеватели ничего не могли поделать. Последний император Моктесума (Мокутехсома) II Шокойоцин (1502-1520) вёл уже не столько завоевательные, сколько карательные войны и со временем превратился в обычного восточного деспота-мистика.

Страна явно вступила в тяжёлый кризис, и тут-то в 1519 г. на мексиканском берегу высадился отряд испанского авантюриста Эрнандо Кортеса. В отряде было всего 566 солдат, 110 матросов, 11 лошадей, 14 пушек, 32 арбалета и 13 аркебуз (примитивных ружей). И вот с этими-то силами Кортесу потребовалось только три года, чтобы завоевать всю Мексику — как империю ацтеков, так и неподвластные им области! Объяснение просто: силы индейцев были парализованы взаимной враждой и глубокими общественными антагонизмами.