Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Месоамерика.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
17.12.2018
Размер:
212.99 Кб
Скачать

Экономика и технология

Производственная база месоамериканской цивилизации была крайне низка. Как уже говорилось, Америка не знала пахотных животных, а в Мексике не было и вьючных. Поэтому главным земледельческим орудием даже в ацтекскую эпоху была палка-копалка (коа) — деревянная палка с обожжённым на огне концом: ею делали в земле ямку, в которую закладывали несколько семян, затем засыпали ямку ногой и шли дальше. Вся обработка земли велась вручную.

Техническую отсталость, как всегда, приходилось компенсировать человеческой изобретательностью. Испанцев поразили чинампы — плавучие огороды ацтеков. Жившие поначалу на двух болотистых островках посреди озера, где не было плодородной земли, ацтеки придумали делать плоты из тростника и водорослей, насыпать на них ил, добытый со дна озера, и на этом иле высаживать растения. Получался и огород, и заодно транспорт, чтобы доставлять овощи на рынок. Каждый год на чинампу приходилось насыпать новый слой ила, чтобы плодородие не убывало. В конце конов чинампа оседала до самого дна озера и превращалась в обычный островок. Из таких вот слившихся островков и возникла та суша, на которой выросла столица ацтеков. В некоторых районах центральной Мексики (Шочимилько, Чало) плавучие огороды можно видеть до сих пор.

Основой земледелия было выращивание кукурузы, перца, фасоли, магея, какао, картофеля, хлопка, сладкой юкки, ананаса, авокадо, папайи, сапота и различных сортов сливы (Соди 1985: 55). Существовала уже и ирригация, известная в долине Анауак с 2000 г. до н.э. (Тлатилько). Немалую роль играла рыбная ловля, за которую область тарасков получила имя «Мичуакан» — «Край рыбаков»: многочисленные пресные озёра этой земли до сих пор остаются прекрасными рыболовными угодьями. В то же время мясной пищи было очень мало: домашняя птица и собаки (если не считать охотничьей добычи, которая в густонаселённых районах не могла быть велика).

Это же сочетание технической отсталости с великолепными трудовыми навыками заметно и в ремесленном производстве. Ацтеки не открыли бронзы, а медь ковали, не разогревая (Косидовский 1968: 289). Кинжалы они делали из обсидиана — вулканического стекла, наконечники для стрел и копий были костяными или каменными, а иглы делались из шипов агавы (один из видов кактуса). Шлифованный или просверленный медными трубочками обсидиан широко использовался в древней Мексике взамен металла. В то же время мексиканцы умели делать тончайшую керамику, а изделия мексиканских ювелиров, выставленные на обозрение в Европе, вызвали восхищение Альбрехта Дюрера и Бенвенуто Челлини. Увы, они не смогли восхитить испанского короля: когда ему потребовались деньги для войн, он отправил ацтекское золото в переплавку…

Впрочем, ацтекам уже была известна бумага из коры местных фикусов, а также каучук (сырая резина из сока некоторых местных деревьев). Из каучука делались мячи для ритуальной игры, а у некоторых народов — и сандалии.

Отдельные области страны издавна специализировались на производстве разных товаров. Так, тотонаки, жившие в северном Веракрусе, были прекрасными гончарами, мастерами плетения и перьеткачества, изготовляли бумагу из коры. Тотонаки платили ацтекам дань тюками хлопка, перьями, драгоценными камнями, циновками, щитами, шкурами, бирюзовыми мозаиками, тканями, цветными покрывалами, одеждой, перцем чиле, маисом, солью и другими продуктами. Северные соседи тотонаков —уастеки приносили в дань: бумагу, белые перья для одеяний, полосатые накидки, жёлтую смолу, сети, пояса, хлопковые ткани, перец чиле, шкуры и многое другое. Эти поборы были очень тяжелы, поэтому тотонаки и уастеки поддержали Кортеса в его походе против метрополии. Миштеки, жившие на юго-востоке страны (в Оахаке), поставляли в столицу следующие товары: узорные покрывала, ремни, юбки, женские блузы — уипили, круглые щиты, перьевые украшения, перья кецаля, драгоценные камни зелёного цвета, бирюзу, золотой песок, пчелиный мёд, маис, чиан (семена, из которых готовят прохладительный напиток), перец чиле, соль, хлопок, подневольную рабочую силу (Галич 1990: 93).

В штате Халиско тоже были поселения и торговые центры, но о них известно мало. Сюда везли кошениль из Хикильпана (Мичоакан) и хлопок из Колимы, Комалы, Ла-Пурификасьон. Правитель Тускакуэско получал дань в виде хлопковых покрывал, маиса, фасоли, хлопка, драгоценностей из золота и серебра.

Естественно, такое разнообразие предполагало развитую торговлю. Мексиканские торговцы, подобно вавилонским тамкарам, были не частными лицами, а агентами своих правителей: купцами, послами и шпионами в одном лице. Очень характерны для этой культуры рынки, каждый из которых специализировался на одном каком-либо товаре (Соди 1985: 54).

Месоамериканцы знали золото — знали слишком хорошо, но денежным металлом оно не было (видимо, золоту придавалось скорее ритуальное значение, как и у древних германцев). В качестве монеты здесь использовались бобы какао, в которых и выражались все цены. Так, раб мог стоить около 100 бобов какао. Крупной «валютой» служили костяные трубочки, наполненные золотым песком. Высшей же драгоценностью, как и у китайцев, считалась яшма, за несколько кусочков которой можно было приобрести груды золота. Вся эта система ценностей поначалу очень раздражала испанцев, не желавших брать яшму в качестве дани. Когда же они поняли, в чём дело, то не без юмора объяснили удивлённым индейцам, что золото им служит лекарством от некоей болезни, которая их постоянно мучает. «Словно голодные свиньи, жаждут они золота» — так писал позже один индейский хронист.