Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Месоамерика.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
17.12.2018
Размер:
212.99 Кб
Скачать

Наука и техника

Математические достижения Месоамерики невелики: даже у ацтеков математика не вышла за пределы арифметики на основе двадцатиричной системы. Эту систему вместе с позиционной записью цифр ацтеки заимствовали от предшественников — майя, а может быть, и ольмеков. Зато была развита магия чисел. Особенно почитались числа 4, 9 и 13, лежавшие в основе календаря (Соди 1985: 53); впрочем, тот же автор отмечает, что у жителей перешейка Теуантепек (граница между древней Мексикой и областью майя) магической цифрой считалась пятёрка (Соди 1985: 140).

Гордостью месоамериканской цивилизации был календарь, достигший вершин у майя (о чём ниже). В VII в.н.э. в Шочикалько (юго-западнее Мехико) состоялся так называемый Собор жрецов — майя, сапотеков, побережья и Теотиуакана. Этот Собор, на месте заседаний которого позже был построен «Храм Кецалькоатля», упорядочил и унифицировал календарные школы (Галич 1990: 121-122).

В Мексике, как и у майя, сочетались солнечный и ритуальный календари. При этом солнечный год состоял из 18 месяцев по 20 дней в каждом, к которым добавлялись ещё 5 (в високосном году — 6) специальных праздничных дней. Ритуальный год у майя насчитывал 260 дней, у тольтеков же — более 500. Ацтекский год начинался 12 февраля.

Счёт лет, как и у китайцев, был циклическим, причём цикл составлял 52 года (срок, через который совпадали солнечный и ритуальный календари и начиналось полное повторение дат). Месоамериканцы верили, что конец одного из таких циклов станет концом света. Поэтому, когда кончался 52-й циклический год, по всей стране проходили траурные церемонии, сопровождавшиеся уничтожением имущества и всеобщим покаянием в грехах. На это время гасили даже вечный огонь, горевший перед истуканами домашних божков и на вершинах пирамид. Траур кончался лишь в тот момент, когда созвездие Плеяд выходило из зенита: это значило, что новый цикл начался. Тогда на вершине одной из гор высекали новый огонь, который особые гонцы разносили по домам и храмам, и начинался шумный 13-дневный карнавал. Последнее торжество такого рода состоялось в 1507 году. К сожалению, сами циклы не нумеровались, поэтому легендарные даты и даты индейских кодексов при переводе на наше летосчисление могут давать ошибку, кратную 52 годам.

Медицина древней Месоамерики по ряду параметров сравнима с медициной древней Греции и Рима, а кое в чём обогнала современную ей Европу. Самые полные анатомические знания были у ацтеков, имевших несколько сот терминов для обозначения частей тела и органов (по сравнению со 150 у майя). Возможно, это было связано с практикой человеческих жертвоприношений, позволявших накопить знания по анатомии (Сорокина 1987: 53-54). Причинами болезней считались грехи, действия вредоносных магических сил, а также особенности календарного года; наряду с этим признавались и естественные причины. Врачевание было основано на эмпирических знаниях и магии и считалось привилегией особых каст. Аптекарские сады ацтеков поразили испанцев: в Европе в то время таких не было.

Медицинское дело было хорошо организовано. У ацтеков было специальное ведомство врачевания, а в армии — особые санитары. В крупных городах имелись военные госпитали и специальные изоляторы для уродов, альбиносов, больных неизлечимыми и неизвестными болезнями. Во время эпидемии её очаг изолировался, а знать покидала этот район. В Теночтитлане была специальная команда для уборки улиц (около 1000 человек), в результате работы которой, по словам испанцев, на улицах «не обо что было споткнуться», а с гор по двум каменным водопроводам подавалась чистая питьевая вода (напомним, что озеро, посреди которого стояла столица, было солёным). В ритуальных и гигиенических целях использовались паровые бани — «темаскальи» (temazcalli) (Сорокина 1987: 157-158).

Впрочем, эпидемии оставались бичом местного населения. Так, падение Тулы некоторые источники объясняют эпидемией кровавой рвоты и поноса. Возможно, что такой же была причина упадка Теотиуакана, руины которого не носят следов разрушения.