Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Monogorafia_kazaki_novaya(19.03.2012).doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
22.08.2019
Размер:
1.86 Mб
Скачать

Параграф 5. Казаки во время октябрьских событий

Авторов исследования интересует общее поведение казачества в происходящих событиях, вектор развития казачества как социокультурной группы, как социального субъекта и объекта, участвующего в событиях и находящегося под их воздействием.

Это важно, чтобы понять последующую судьбу казачества как социума, прежде имевшего свое место во всем российском сообществе и свои в нем привилегии, которые (и место и привилегии) в результате юридической отмены сословного деления в результате Февральской революции оно потеряло вместе с другими сословиями: знатью, дворянством, купечеством, офицерством, чиновничеством. И потом в результате Октябрьской революции и последующих событий окончательной, не только юридической, ликвидации этих сословий, в том числе ликвидации экономической и военной основы для его существования.

Проще говоря, что произошло с рядовым казачеством, когда оно фактически оказалось приравненным к обычным крестьянам, а привилегированные слои всего общества исчезли? А казацкая элита, приравненная в императорской России к дворянству, должна была исчезнуть, как и дворянство, и дворянское офицерство?

Тогда мы поймем, куда исчезло и казачество исследуемого региона. Только в нем эти процессы начались и протекали, как было показано, исторически значительно ранее, еще с конца восемнадцатого века, и весь девятнадцатый век, и начало двадцатого века, то есть, постепенно, медленным эволюционным путем.

На Дону и Кубани, где автономное проживание казачества со своим казацким управлением закрепилось, эти процессы пройдут исторически очень быстро и болезненно.

По-другому: как казачество превратится в обычное население, с типичной для всего госудраства системой управления, но с сохранением своих социокультурных особенностей, ушедших на второй социокультурный план?

Попробуем рассмотреть события последовательно.

5.1. Казаки в столичных событиях

В октябре 1917г. в составе Петроградского гарнизона, то есть непосредственно в столице и в близлежащих пригородах, находились казачьи части и подразделения. В самом городе располагались три донских казачьих полка (1-й, 4-й и 14-й), общая численность которых составляла 2,5 тыс. чел.202 [62, 256c], (по другим данным, она доходила до 3,2 тыс. чел.203 [63, 66c]), казачья сотня Николаевского кавалерийского училища (порядка 120 чел.), а также аппарат Совета Союза казачьих войск (примерно 50 чел.).

В Царском Селе располагалась половина (две сотни) бывшего императорского конвоя численностью около 300 казаков. Другая половина конвоя, сопровождавшая Николая II в его поездке в Ставку в г.Могилев и застигнутая там Февральской революцией, осталась на месте, и уже на следующий день после отречения императора была переименована в «Конвой Верховного Главнокомандующего». Генерал М.В. Алексеев отослал конвой на Кубань в распоряжение войскового атамана.

В Павловске находилась 6-я Гвардейская Донская батарея. В Гатчине, Петергофе, Красном Селе, Ораниенбауме были мелкие казачьи подразделения. Общая численность расквартированных в столичных пригородах казачьих подразделений составляла всего 820 человек204 [64, 256c].

В относительной близости к Петрограду находились части III конного корпуса, в состав которого входила 1-я Донская казачья дивизия (9-й, 10-й, 13-й и 15-й Донские полки), Уссурийская конная дивизия (Уссурийский, 1-й Нерчинский и 1-й Амурский казачьи полки и неказачий Приморский драгунский полк), шесть казачьих батарей (пять донских и одна Амурская), двухсотенный уссурийский казачий дивизион205 [65, 117c].

После корниловского выступления, о котором уже писалось, вплоть до 20-х чисел октября происходило рассредоточение частей корпуса по различным городам и населенным пунктам на большом расстоянии друг от друга: от Ревеля (Таллин), Новгорода до Витебска206 [67, 144c]. Части III конного корпуса были разбросаны на расстоянии более 450 км друг от друга вдоль фронта и примерно на таком же в глубь фронта207 [68, 27c].

По свидетельству генерала А.И. Деникина, в октябре после образования Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов Петроградского Военно-революционного комитета (ВРК) «...в последующие дни, после ряда собраний полковых комитетов, почти все части гарнизона признали власть революционного комитета, и последний в ночь на 22-е объявил приказ о неподчинении войск военному командованию»208 [69, 271c].

С началом восстания Временное правительство сразу же предприняло попытки по привлечению для борьбы с ним части 1-го, 4-го и 14-го Донских полков. В ночь с 24 на 25 октября председатель Временного правительства (правый эсер) А.Ф. Керенский отдает приказ о направлении на подавление «беспорядков» находившиеся в столице донские полки209 [70, 201c]. В эти полки была передана телефонограмма № 65457, подписанная генералом Багратуни и комиссаром Центрального исполнительного комитета (ЦИК) Милевским, с приказом Керенского «...не теряя ни минуты, выступить на помощь Центральному Комитету Советов, революционной демократии, Временному правительству...»210 [71, 168c]. Вряд ли казаки, как и современный читатель, понимали, кого они должны были защищать, от кого и почему.

Казаки не поспешили выполнить данный приказ. Тогда же, в ночь с 24 на 25 октября, командующий Петроградским военным округом полковник Полковников разослал телеграммы на имя председателя Временного правительства Керенского и командующего Северным фронтом генерала Черемисова, в которых сообщал: «Доношу, что положение в Петрограде угрожающее. Уличных выступлений, беспорядков нет, но идет планомерный захват учреждений, вокзалов, аресты. Никакие приказы не выполняются. Юнкера сдают караулы без сопротивления, казаки, несмотря на ряд приказаний, до сих пор из своих казарм не выступали»211 [72, 286c].

Спустя два часа генерал для поручений при Верховном Главнокомандующем Левицкий в разговоре по прямому проводу с начальником штаба Верховного Главнокомандующего генералом Духониным передал последнему текст телеграммы с приказом Керенского командующему Северным фронтом, командиру 42-го пехотного корпуса и начальнику 5-й Кавказской казачьей дивизии направить все полки 5-й Кавказской казачьей дивизии с артиллерией, 23-й Донской казачий полк и все остальные казачьи части, находящиеся в Финляндии, в Петроград в распоряжение начальника Петроградского округа полковника Полковникова. Причем, если нет возможности перевезти их по железной дороге, эти части должны были идти походным порядком212 [72, 286c].

В ходе разговора одновременно была передана еще одна телеграмма с приказом Керенского командующему Северным фронтом немедленно отправить в Петроград все полки 1-й Донской казачьей дивизии со своей артиллерией по железной дороге, а в случае невозможности сделать это – походным порядком213 [72, 287c]. Вместе с Керенским приказ подписал и войсковой старшина Греков от Союза казачьих войск.

Находившиеся в Финляндии 5-я Кавказская казачья дивизия и 23-й Донской казачий полк не выполнили поступившего приказа и не покинули места своего расположения. Через два дня полковые казачьи комитеты 5-й Кавказской дивизии приняли постановление о том, что «...казаки не будут выполнять приказов Временного правительства, а пойдут вместе с Советами»214 [73, 194c].

В течение всей ночи с 24 на 25 октября между штабом Петроградского военного округа и членами правительства, с одной стороны, и 1-м, 4-м и 14-м Донскими полками, с другой, шли телефонные переговоры относительно выхода этих полков к Зимнему дворцу на защиту Временного правительства215 [74, 304c]. По словам Керенского, казаки настаивали на придании им пехотных частей и «...упорно отсиживались в своих казармах и на частые телефонные звонки все время отвечали, что они через 15–20 минут „все выяснят“ и „начнут седлать лошадей“»216 [75, 201c].

В результате многочасовых переговоров на Дворцовую площадь прибыло только три сотни 14-го Донского полка217 [76, 144c]. Утром 25 октября командиры всех трех донских полков довели до сведения Временного правительства, что общим решением полковых комитетов казаки отказываются выступать на его защиту без поддержки пехотных армейских частей, броневых автомобилей и пулеметов218 [77]. Отказ действовать без пехоты они подтвердили в ответ на новый телефонный приказ штаба Петроградского военного округа о немедленном выступлении219 [78, 691c].

Днем 25 октября в Зимний Дворец прибыла делегация казачьих полков. Министры Временного правительства А.И. Коновалов и Н.М. Кишкин уговаривали прибывших защищать правительство. Казаки вновь категорически заявили, что «...ни один казак не выступит»220 [79, 42c]. На возобновившемся после этих безрезультатных переговоров заседании Временного правительства Коновалов сообщил о безуспешных попытках уговорить казаков221 [80, 420c]. [81, 160c].

Утром 26 октября прибывший в штаб Северного фронта Керенский вновь приказал частям 3-го конного корпуса двигаться на Петроград. Благодаря усилиям его командира генерала Краснова днем этого же дня первые эшелоны с казаками отправились в путь. Краснову удалось собрать всего шесть сотен 9-го Донского полка и четыре сотни 10-го Донского полка. По словам самого П.Н. Краснова, на Петроград двинулось в общей сложности 700 казаков222 [84, 155c].

Цели похода оставались для казаков неясными. К тому же, как напишет в своих воспоминаниях генерал А.И. Деникин, в то время «...казаков сильно смущали их одиночество (т.е. отсутствие поддержки со стороны других, прежде всего пехотных, армейских частей – авт.) и мысль, что они одни идут против народа»223 [85, 93c].

В эти дни и ночи формировались новые государственные органы власти – «советской».

Петроградский «Совет рабочих и солдатских депутатов», его «Военно-революционный комитет» взял власть в свои руки в городе и передал ее открывшемуся «Второму Всероссийскому съезду Советов рабочих и солдатских депутатов». Его депутаты были избраны после поражения выступления Корнилова, то есть, в конце августа – сентябре по всей стране. Совет объявил себя высшим органом государственной власти, сформировал Всеросийский Центральный Исполнительный Комитет во главе с Каменевым. Вскоре, после острого кратковременного кризиса его место займетЯ.М.Свердлов.

ВЦИК, в свою очередь, создал новое «временное» (до «Учредительного собрания») правительство, получившее название «Совет народных комиссаров» («Совнарком») во главе с В.И.Лениным. Должность «комиссаров» была введена еще Временным правительством. Об их участи в управлении казачьими территориями было уже упомянуто.

Органы новой власти были сформированы (несколько позже и «Совнарком») из предствителей разных левых партий социалистической направленности, которые уже входили в Советы и ВРК.

Возник «блок советских партий» и многопартийная «советская система».

Основную роль в ней играли партии: большевиков (РСДРПб) – «рабочее-крестьянская» партия; социалистов-революционеров (левых) – «крестьянская» партия; «трудовой крестьянской» партии («трудовики»); «анархистов-коммунистов» («анархисты»).

Продолжим краткий анализ.

27 октября казаки Краснова без боя занимают Гатчину. Находившиеся там солдаты и матросы, направленные из Петрограда навстречу войскам Краснова, были разоружены казаками. По свидетельству большевика Н.И. Подвойского, «...уже после первой перестрелки казаков с красногвардейцами и войсками, началось братание»224 [87, 43-44c].

В тот же день к войскам Краснова подошло еще две сотни 10-го Донского полка с 2 орудиями225 [88, 155c]. 28 октября Краснов отдает приказ о дальнейшем наступлении на Петроград226 [89]. В этот же день его части занимают Царское Село. Тогда же к ним подходят еще три сотни 1-го Амурского казачьего полка из состава Уссурийской конной дивизии. Но амурцы, по словам Краснова, заявили, что «...в братоубийственной войне принимать участия не будут, что они держат нейтралитет»227.

В это же время и сами донские казаки через свои полковые комитеты заявили Краснову, что до подхода пехоты они дальше не пойдут228 [90, 162c]. Генералу удалось успокоить казаков.

Керенский уехал в тыл, в Гатчину и позднее с помощью американского посольства уехал из России в США.

К вечеру 29 октября в распоряжении генерала Краснова находилось всего 630 казаков, 18 орудий, броневик и бронированный поезд [90, 164c]. Краснову пришлось долго убеждать казаков продолжить движение вперед. Утром 30 октября казаки возобновили наступление.

Под Пулковом они были встречены сводными отрядами Петроградского ВРК, состоявшими из красногвардейцев, солдат и матросов. После боя казаки вынуждены были отойти в Царское Село, а затем и дальше, в Гатчину229 [90, 177c]. Таким образом, попытка использовать казаков для подавления октябрьского выступления оказалась безуспешной.

К концу осени 1917г. общие политические взгляды казачества в основном оставались прежними, что весьма наглядно продемонстрировали итоги выборов в Учредительное собрание в казачьих областях. В большинстве войск казаки в основном голосовали за, так называемые, казачьи списки, в которых были представлены наиболее авторитетные в казачьей среде лица.

В выборах в «Учредительное собрание» большинство армейского казачества поддержало казачьих кандидатов. Небольшая часть казаков голосовала за «эсеров» и представителей других партий. Так, например, из общего числа донских казаков-фронтовиков 78,1% проголосовало за «казачий» список, 16,1% - за «эсеровский», 3,1% - за «большевистский»230 [93, 136c]. [94, 250c].

За своих казачьих кандидатов проголосовало подавляющее большинство и стародубских казаков.

Можно сделать вывод, что в сознании большинства казаков, по-прежнему, продолжали доминировать традиционные общеказачьи взгляды. Влияние политических факторов еще не было доминирующим, но оно услиливалось.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]