Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Monogorafia_kazaki_novaya(19.03.2012).doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
22.08.2019
Размер:
1.86 Mб
Скачать

Параграф 3. Состояние региона и его казачества в Смуту

Сделанный ранее вывод о происхождении казачества региона подтверждается дальнейшим его генезисом, в том числе исследованием происходящих в регионе процессов во времена Смуты.

Исследуя происходящие события, можно косвенно проследить генезис казачества региона. Однако, такое исследование затрудняется тем, что в это время в регионе происходит непрерывное вмешательство различных сил, в том числе казачества соседних регионов, особенно запорожского казачества, влияние которого усиливается.

С другой стороны, само казачество, его различные сообщества, Запорожское, Донское и др. распространяют свое влияние на все большую территорию Московского государства и даже его соседей. Казачество становится важной политической и социальной силой.

Выделить собственно казачество региона из этих процессов проблематично даже по косвенным признакам.

Попробуем рассмотреть события в комплексе.

Смута означает социальную размытость общества, когда все социальные слои общества перемешались и не занимают устойчиво своей устойчивой социальной ниши, а социокультурные особенности ушли далеко на второй план34.

География государства и, тем более, пограничного региона оказывается разрушенной и размытой.

Исторический процесс перешел в Великую Смуту с практической потерей московской государственности, завершившуюся (как бы заново) становлением государственности новой династии Романовых. Смута потрясла Московское государство в целом, а также исследуемый регион. Голод, восстания, безвластие особенно проявились в пограничной нестабильной зоне.

Почти все основные события проходили через этот регион и некоторые даже «замешивались» в нем. Массовое сознание здесь неоднократно меняло вектор своего движения. В верхних его неустойчивых слоях шла буря. И только его основы, ментальность, как носитель культурной традиции, с трудом восстановили и сохранили казачество, как носителя своеобразной субкультуры.

Важные события для Московского государства и его соседей произошли на территории региона, однако историю «Самозванства» связывают обычно с Запорожскими и Донскими казаками, не выделяя исследуемое казачество региона. Между тем, например, в 1603г. в Северской земле появились казаки под руководством Хлопка Косолапа35. В их составе были и «стародубские и комарицкие гультяи» (ныне районы Брянской области)36. Потом Комаричи окажутся центром восстания против Московской власти.

После полного поражения от московских войск в битве в 1605г. у деревни Добрынь (400-летие этой важной для московского государства победы практически не отмечалось), атаман Карела у крепости Кромы «связал» московскую армию, что и привело «на царство претендента».

«Гуляйство (гультяйство)», вольница состояла в казачьей армии у первого «Лжедмитрия» в Стародубе. Казаки, видимо, верили в его высокое происхождение. Они станут важной составляющей в борьбе за власть в различных группировках. Следовало бы рассмотреть данную проблему с точки зрения поведения казачества и населения региона.

Тушинского вора», то есть второго самозванца еще называли «стародубским вором». Он начал свое движение на Москву тоже из исследуемого региона.

В целом, одной из самых активных сословных групп, принимавших участие в социальной борьбе «Смутного времени», было казачество. Многие современники, представители господствующего класса, главную угрозу существовавшему порядку связывали с казачеством. Казачество во время «Смуты» разлилось по всей территории Московского государства и далеко за его пределами.

«Заводчиками» «Смуты» сознавали себя и сами казаки. В 1614г., когда смута завершалась, донской войсковой атаман Епиха Радилов в таких выражениях бранил казака, сторонника И.М. Заруцкого: «Пора прийти в познанье, их воровством и смутными словы, сами они ведают, какие крови в Московском государстве розлилися, а все от их воровства и от смутных слов, что вмещают в простые люди».

Регион, как и весь юго-запад от Москвы, по­полнялся за счёт изгнанных своими господами холопов, особенно во время голода 1601 - 1603гг., когда страну постигли сильные неурожаи. В это время усилилось бегство крестьян на юг и на юго-запад, в Северский край. Здесь одних беглых холопов собралось около 20 тысяч человек. За счет них пополнились гарнизоны городов и вольные казачьи станицы. Уходу жителей Московии на окраины способствовал Указ от 16 августа 1603г. о выдаче хозяевам «отпускных» по приказу «Холопьего» суда.

По свидетельству келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына на окраины стекался не только «холопский люд», но и уголовный элемент: «...И егда кто от злодействующих осуждён будет к смерти, и аще убежит в те грады Польские и Северские, то тамо да избудет смерти своея».

В «украинные» города «Севе­ры» московское правительство высылало опальных холопов еще со времён Иоанна IV с наказом «писать их в казаки», в том числе для служ­бы в казаках в Севск, Курск и другие города.

С начала XVII века в связи с голодом положение в России осложнилось и резко ухудшилось.

В казачество вливались и обнищавшие дворяне, и «приборные» люди. Крестьяне уходили в казаки не только для того, чтобы, избавившись от помещиков, свободно возделывать землю, но и для того, чтобы её больше никогда не возделывать и, подобно дворянам, получать жалованье за службу или жить за счёт других.

Борис Годунов стремясь ввести в государстве более строгий порядок, хотел «украины привести в полное повиновение», поэтому казаки были в отношении его политики настроены враждебно. Государство запрещало казакам вообще появ­ляться в городах. Если казаки нарушали «годуновские заповеди», их бросали в тюрьмы.

Стычки между вольными казаками и правительством привели к тому, что казачество своё отношение к Борису Годунову продемонстрировало оружием. И в 1604г. политика в отношении казачества, как к своему союзнику в борьбе с набегами, была пересмотрена. Вольных казаков снова разрешили набирать в гарнизоны. Перевод вольных казаков на положение служилых становился долгосрочной политикой государства. Но это уже была запоздалая мера правительства. Перевод части вольных казаков на положение служилых людей «по прибору», имеющих постоянное место жительства, начался только в 1613 году37. В массовом сознании зародилась и крепла надежда на «своего, хорошего, еще лучше - казацкого царя».

С момента появления на Руси «самозванства» казачество стало через него отстаивать свои собственные интересы. Хотя участие в походах первого «Лжедмитрия» 1604-1605гг. имело сходство с обычной практикой найма казаков за вознаграждение на время военных действий. Здесь слилась традиция найма и собственная надежда на «хорошего» царя.

В Москве знали о военных приготовлениях «Самозванца», но полагались на пограничные крепости, укомплектованные гарнизонами и артиллерией. К осени 1604г. Москва не приняла мер для усиления юго-западных гарнизонов.

13 октября 1604г. войско «Лжедмитрия I» перешло границу Московского государства и выбрало себе путь через Северщину. Его сторонники отводили Северской земле особое место в своих планах. «Царевич» рассчитывал на то, что московскому правительству не удалось ещё насадить в Северщине поместную систему и создать себе прочную опору в лице уездных дворян. Он ожидал найти здесь помощь и поддержку. В надежде на «доброго Дмитрия» казаки и все население ждали его прихода.

По вступлении «Лжедмитрия» в Северу, московские войска вышли навстречу. Вслед за П.Ф. Басмановым в пределы Северской «украйны» выступил М.Б. Шеин. На помощь орловским «головам» прибыл Ф.И. Шереметев.

Первой территорией, примкнувшей к восстанию против Москвы, была обширная Комарицкая волость. Это случилось после того, когда в Севске воевода обязал комаричан выставить для войны с «Дмитрием» 500 человек «даточных» людей, негодование которых достигло предела. 3 декабря в лагере «Лжедмитрия» стало известно, что и «волость Кромы поддалась» тоже. Вести об успехах «истинного царя» проникли и в осаждённый «Самозванцем» Новгород-Северский, который его не принял.

Для подавления восстания через Карачев в Комарицкую волость был послан с отрядом воевода А.Р.Плещеев. Дворяне неохотно покидали свои усадьбы, и сбор поместного ополчения, который чрезвычайно затрудняла к тому же осенняя распутица, затянулся на два месяца.

Д.И.Шуйский, брат известного в истории будущего царя Василия Ивановича Шуйского, «со своими людьми на Дмитриев день покинул Москву» и начал поход в Северскую землю. В Брянске его отряд сделал остановку, ожидая подкрепления. Место было выбрано потому, что через Брянск издавна проходила большая дорога, связывающая Москву с Северщиной. Сюда же прибыл главнокомандующий московскими войсками князь Ф.И.Мстиславский. Собранные в Брянске войска он разделил на пять полков. В составе царской армии насчитывалось примерно 25 тыс. человек, а с холопами численность её достигла, возможно, 40-50 тысяч.

В декабре 1604г. на помощь осажденному «Самозванцем» Новгород-Северскому из Брянска выступила армия под руководством Мстиславского. В нее были включены также 240 стрельцов из Стародуба.

Нерешительный Мстиславский под Новгород-Северским 21 декабря, имея большое превосходство в силах, потерпел поражение и был ранен. Его войско отступило к Стародубу. Но в сам город московская армия не вошла. Гарнизон Стародуба возглавляли воевода М.Ф.Аксаков и голова Г.Кологривов.

«Самозванец» оказался в затруднительном положении. С одной стороны, дальнейшим его военным успехам мешали осаждённая им Новгород-Северская крепость, а с другой - войско Мстиславского у Стародуба.

Пять недель шла борьба за Северскую «украйну». Пали Чернигов, Путивль и другие города Северщины. Причиной успеха стал переход населения, в том числе местных казаков, на сторону «настоящего царя».

В район Новгород-Северского к «Самозванцу» подошло сильное войско казаков из Запорожской Сечи. Между поляками, окружавшими «самозванца» и запорожскими казаками возникли стычки. Это, видимо, явилось причиной отъезда в Польшу воеводы Мнишека, командовавшего польскими войсками.

На замену раненому Мстиславскому Годунов 1 января 1605г. послал князя В.И.Шуйского. Карамзин описал это так: Василий Шуйский, сопровождаемый «множеством чиновных стольников и стряпчих, нашел войско близ Стародуба в лесах, между засеками, где оно ... как бы таилось от неприятеля в бездействии в унынии, с предводителем недужным» - Мстиславским38.

«Самозванец» уже был в это время в Комарицкой волости. От Стародуба московское войско двинулось к Севску, тогдашнему центру волости.

В начале 1605г. «самозванец» уже беспрепятственно занял Севск. Восставшая против Москвы волость предоставила ему жилье, продовольствие, фураж, воинов. По словам Я.Маржарета39, под Севском «Лжедмитрий» «набрал доброе число крестьян, которые приучи­лись к оружию». Армию «самозванца» пополнили 4 тысячи запорожцев, несколько сот дон­ских казаков и несколько тысяч комаричан, путивльцев и черниговцев, в том числе практически все местные казаки.

Далее в центре Северского казацкого края произошла очень важная для судьбы Московского государства и теперь почти забытая битва, которую необходимо, используя имеющиеся источники описать подробнее. В ней решающую роль играли казаки, поддерживающие «самозванца», в том числе северские.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]