Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия2.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
684.03 Кб
Скачать

47. Проблема истины в философии.

Под истиной традиционно понимают соответствие знаний (формулируемых в высказывании) своему предмету. Несмотря на распространенность такого понимания, в истории философии существовало немало (зачастую прямо противоположных) интерпретаций проблемы истины. Это объясняется тем, что философы по-разному оценивали онтологический статус предмета знания и придавали ему разные содержательные характеристики. Такой предмет для некоторых (Ф. Бэкон, Гольбах, Фейербах и другие, склонные к материализму мыслители) был принадлежностью объективного, независимого от сознания мира. Для других он относился к идеальной сфере (мир идей у Платона, комплекс ощущений субъекта у Беркли, Абсолютный дух у Гегеля, целевые установки личности в прагматизме, интерсубъективные конвенции у Пуанкаре). Главным пунктом противоречий тем самым является вопрос об отношении сознания и бытия (является ли сознание бытием, или же только производным от него). Во многом в зависимости от ответа на данный вопрос рассматривалась проблема достижения истины, познаваемости бытия. Античные скептики (Пиррон) не усматривали возможности преодоления разделенности познающего и познаваемого, сознания и бытия, а значит достижения истины. Кант признавал невозможность познания объективно существующего (вещей в себе), однако не отказывался от понятия истины, которая превратилась для него в общезначимость, интерсубъективную общепринятость. Мыслители, констатировавшие разделенность бытия и сознания и вместе с тем возможность достижения истины, исходили из идеи изоморфизма сознания и бытия. Сторонники мнения о первичности объективного материального мира считали при этом, что сознание изоморфно бытию (Локк, диалектические материалисты). Их оппоненты утверждали, что бытие изоморфно сознанию (Декарт, Гегель). Хайдеггер, полагавший, что разделение бытия и сознания не является исходным, придерживался мнения об изначальной открытости бытия человеку, а значит и обладании им истиной (онтология подручного).

Фундаментальными проблемами в вопросе об истине выступали в классической философии а) проблема критерия истины, трактовка которого соответствовала принятому определению истины (идея у Платона, индивидуальный чувственный опыт у Беркли, общественно-историческая практика у Маркса); б) проблема соотношения истины с заблуждением; в) соотношения абсолютной истины с истиной относительной (универсальной является модель движения к абсолютной истине посредством истин относительных); г) проблема соотношения фактической и логической истины (лейбницевское разделение на истины разума и истины факта).

В неклассической философии происходит своего рода де-онтологизация истины: последняя лишается объективного статуса и мыслится как форма психического состояния личности (Кьеркегор), как полезный вид заблуждения (Ницше), как ценность, которая "не существует, но значит" (Риккерт и в целом баденская школа неокантианства). В философской герменевтике феномен истины (Гадамер) реализует себя сугубо в контексте языковой реальности. Параллельным вектором неклассической трактовки истины выступает позитивизм, для которого она представляет собой также феномен языкового ряда, устанавливаемый в контексте проблемы верифицируемости.

В современной философии постмодерна проблема истины не является актуальной, поскольку в качестве единственной и предельной предметности в постмодернизме выступает текст, рассматриваемый в качестве самодостаточной реальности вне соотнесения с внеязыковой реальностью "означаемого".

В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Это значит, что любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые познание должно стремиться учесть как можно точнее. Игнорирование определенности ситуации, распространение истинного знания за пределы его действительной применимости неминуемо превращает истину в свой антипод - в заблуждение. Даже такая простая истина как положение о том, что "сумма внутренних углов треугольника равна 2d" истинно лишь для Евклидовой геометрии и становится заблуждением за ее пределами, например, в геометрии Лобачевского-Римана.

Гегель также подчеркивал, что истина не является чем-то застывшим, раз и навсегда данным. Она имеет процессуальный характер.