Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Otvety_na_ekzamenatsionnnye_voprosy_po_Istochni...doc
Скачиваний:
78
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
520.19 Кб
Скачать

11. Законодательные источники допетровской эпохи.

В основном, повседневные отношения средневекового человека с окружающими регулировались нормами обычного права (традицией). Роль традиции в Древней Руси была особенно велика, т.к. в силу ряда культурно-исторических причин здесь отсутствовала рецепция римского права, заложившая основы правовых отношений средневековых государств Западной Европы. В какой-то степени роль, эквивалентную римскому праву играли правовые нормы, зафиксированные в Библии. Пока это изучено не достаточно. Следует помнить, что, по крайней мере, до сер. XVII в. на Руси ни один закон никогда полностью не выполнялся (отсутствие со стороны государства возможности контролировать выполнение закона не только на местах, но и в столице: не было соответствующих структур аппарата власти). Это задает определенную специфику в изучении законодательных источников и использовании информации, полученной из них. Законодательные источники допетровского периода можно разделить на: памятники светского права и памятники древнерусского канонического права.

Киевская Русь (до кон. XV в.): начальные фазы законотворчества в Древней Руси практически не отразились в дошедших до нас письменных источниках. Исключение – ссылки на статьи некоего Закона Русского (в договоре с греками 907 г.). Считается, что именно он лег в основу первого памятника письменного права Древней Руси, дошедшего до нас – Русской Правды. Слово "Правда" означало в древнерусском понимании - закон.

"Русская правда" – это основной законодат. источник Др. Руси; составлена в 20-70-х гг. XI в. В создании Русской Правды участвовали вел. кн. Ярослав Мудрый и митр. Илларион. Она является переложением с греческого законодательного канона и определяла, что судит князь, а что митрополит. Правда была составлена в княжеское время, и первой статьей ставила задачу охраны княжеских людей особой пеней, к-рая в случае отсутствия мстителей, шла князю. Правда включалась во все юридические сборники и работала вплоть до XVI в. В настоящее время известно более 100 списков Русской Правды.

Русская Правда была существенно переработана и расширена сыновьями Ярослава – Изяславом, Святославом и Всеволодом – «Правда Ярославичей».

Краткая Правда дошла до нас только в двух древних списках XV в. Она включена в состав Новгородской I летописи, в к-рой под 1016 г. рассказывается о борьбе Святополка Окаянного с Ярославом и победе Ярослава. Краткая Правда состоит из двух частей: из Древнейшей Правды (Правды Ярослава) и Правды Ярославичей. Сокращенная Правда – наиболее спорный памятник; сохранился в двух списках XIV в.; в ней отражено новгородское гражданское законодательство.

В конце XII в. была составлена новая редакция – «Пространная Правда», у которой было три источника: Краткая Правда, Сокращенная Правда и устав Владимира Мономаха. Пространная правда дошла до нас более чем в 100 списках. По своим особенностям списки Пространной Правды могут быть разделены на две ветви. Первая ветвь помещена в Кормчих и в Мериле Праведном. Кормчая или «Номоканон» в первоначальном своем виде были заимствованы из Византии. Она служила руководством для церковных и гражданских судей. Уже в XIII в. Пространная Русская Правда была внесена в особый юридический сборник – «Мерило Праведное». Мерило Праведное включало в себя выдержки из Кормчей (в основном гражданские законы) и было дополнено некоторыми поучениями, написанным для наставления судьям. Вторая ветвь Пространной Правды сохранилась в составе особого юридического сборника, в к-рый входили увещание к судьям и Русская Правда, соединенная с «Законом судным людям».

С нач. XIV в. Русская Правда начала терять свое значение как действующий источник права. Несмотря на традиционную характеристику Русской Правды как единого памятника, более корректно рассмотреть три ее редакции как самостоятельные источники, связанные между собой.

Также существуют церковные уставы Владимира и Ярослава, относящиеся к сфере церковного суда.

XIV-XV вв. Наиболее полным кодексом права является Псковской Судной грамоте (1-я пол. XV в.). В ней отражено судебное право отражено. Она дает представление о мире городских и сельских обывателей, о социально-экономическом развитии города и является первостепенным историческим источником в изучении порядков северо-восточной Руси.

Новгородская Судная грамота – судебный кодекс Новгородской боярской республики XV в., дошедший в редакции 1471 г. в единственном экземпляре (без конца). Юридическими источниками грамоты явились статьи Русской Правды и местное новгородское право более позднего происхождения. Она посвящена судоустройству и судопроизводству в Новгороде Великом, в ней определены компетенция суда архиепископа, посадника (выборная высшая государственная должность), тысяцкого, великокняжеского наместника и тиуна (привилегированный боярский или княжеский слуга, участвовавший в управлении феодальным хозяйством), указаны размеры судебных пошли. Особое внимание уделено разбору земельных тяжб. Эта грамота отразила также политику вел. кн. московского Ивана III по ограничению произвола новгородского боярства в пользу великокняжеской власти (50 руб. штраф с боярина в случае клеветы на судей и т.п.). Грамота послужила одним из источников Судебника 1497 г.

Уставные грамоты (16 шт.) оформлялись в виде законодательных актов. Винская уставная грамота (к. XIV в.) закрепляла разделение компетенций центральной и местной властей. Устав Владимира Мономаха (113 г.) – постановление, ограничившее произвол ростовщиков в получении долговых процентов. Устав допускал взимание только 100% сверх суммы долга. Этот Устав включен в Пространную редакцию Русской Правды. Устав Святослава Ольговича (1137 г.) – постановление о порядке сборов десятой части с доходов князя в пользу новгородской епархии. Устав возник в период обострения антикняжеской борьбы новгородцев.

Московская Русь (кон. XV-XVII вв.). Двинская уставная грамота (ок. 1397 г.) – документ о порядке наместничьего управления Двинской землей, выданный вел. кн. московским Василием I в тот короткий период, когда Двинская земля принадлежала великим князьям. Непосредственным поводом для нее послужила война между вел. кн. Василием Димитриевичем и Великим Новгородом, во время к-рой великий князь временно захватил Двинскую землю, издавна принадлежавшую Новгороду, но управлявшуюся двинскими боярами. Эта грамота, составленная в интересах бояр и отчасти купцов, на к-рых вел. князь стремился опереться в борьбе с Новгородом, защищала владения и право бояр на холопов, «честь» бояр и т.д. Двинские купцы по ней получили льготы для торговли в Великом Устюге, Вологде, Костроме. В ней встречается статья о праве господина убить своего холопа.

Белозерскую уставную грамоту 1488 г. часто называют предшественницей Судебника 1497 г. основное внимание в ней уделено регламентации деятельности органов административного управления, соотношение функций местных властей и великокняжеских наместников, а также разделение юрисдикций между местным наместничьим судом и центр-м – великокняжеским.

Основные законодательные памятники XV в. - Законы Золотой орды. Это, прежде всего, - Ханская грамота, к-рая давала право на великое княжение. Первым получил ярлык отец Александра Невского - Ярослав Всеволодович, последний - Даниил Галицкий.

Судебник Ивана III или Судебник 1497 г. – первый опыт кодификации общерусских правовых норм. В Европе такого явления как кодексы (собрание всего законодательства по разным направлениям) не было. Судебник Ивана III был утерян. Карамзин, когда писал свою Историю, пользовался латинским переводом. Две экспедиции (северная и центральная) под руководством П.М.Строева (историка, археографа, архивиста) нашли подлинник Судебника Ивана III, что явилось переворотом. Судебник 1497 г. – это сборник законов, сыгравший большую роль в ликвидации феодальной раздробленности, централизации Русского государства и создании общерусского права. Источниками для составления Судебника послужили Русская Правда, Псковская судная грамота, уставные грамоты, великокняжеские указы, обычное право, нормы к-рых были переработаны применительно к социально-экономическим изменениям. Судебник 1497 г. установил единую систему государственных судебных органов, определил их компетенцию и соподчиненность, регламентировал судебные пошлины, расширил круг деяний, признававшихся уголовно наказуемыми (напр., крамола, святотатство), дал новое понятие преступления, а также особого опасного преступления; был установлен (подобно Псковской уставной грамоте) единый для всего государства срок перехода крестьян от одного владельца к другому – Юрьев день осенний – 26 ноября (праздник установлен в честь освящения церкви вмч. Георгия в Киеве в 1051-1054 гг.)

В 1547 г., в юные годы княжения Иоанна Грозного, произошло восстание. В этой обстановке появился Судебник Ивана IV или Судебник 1550 г. (иначе «Царский Судебник»). Непосредственной причиной принятия Судебника была необходимость консолидации сил для подавления народных выступлений, ограничение боярского произвола в суде и управлении. Судебник принят при участии Боярской думы и утвержден в 1551 г. Стоглавым собором и является развитием Судебника 1497 г. В новом "Судебнике" отражена тенденция к закреплению централизации управления. Основываясь на совместных решениях Ивана IV, бояр и высшего духовенства, Судебник ликвидировал судебные привилегии удельных князей и усилил роль центральных государственных судебных органов. В Судебнике впервые в истории Росси закон был провозглашен единственным источником права. В нем более четко отделены статьи одна от другой, чем в Судебнике 1497 г. К первым статьям предыдущего Судебника были добавлены правовые нормы, определяющие наказания должностных лиц за неправедный суд и взяточничество. Судебные полномочия царских наместников ограничивались. Отражая политику дальнейшего закрепощения крестьянства, Судебник подробно определял положение холопов, в том числе кабальных холопов, уточняя порядок выплаты пожилого при уходе крестьянина от землевладельца, ввел новую пошлину «за повоз», уплачивавшуюся в случае отказа крестьянина от выполнения обязанности привезти с поля урожай землевладельца, подтвердил Юрьев день. Судебник 1550 г. способствовал окончательной ликвидации феодальной раздробленности в Русской государстве.

На том же Стоглавом соборе в 1551 г. принят "Стоглав" (Судеб. уложение), в кот-м расписаны взаимоотношения светских и церковных властей. «Стоглав» – сборник постановлений Поместного собора 1551 г., разделенный на 100 глав. Его появление объясняется необходимостью борьбы с нарушениями устоев церковной и монашеской жизни, падение авторитета Церкви после ожидавшегося в 1492 г. конца света, а также изменением правового статуса светского государя, официально венчавшегося на царство в 1547 г. В Стоглаве помещены вопросы царя собору и ответы собора. В качестве новой гос. доктрины принято православное самодержавие. Была расширена сфера компетенции царской власти, в обл. духовной жизни, однако Церковь сохранила за собой решения важнейших вопросов, касавшихся ее внутренней жизни.

Судебник 1589 г. («Судебник» царя Феодора Иоанновича) – сборник правовых норм Северного Поморья. Его источники – местное обычное право, как предполагают, несохранившаяся уставная грамота царя Феодора Ивановича (1584-1598 гг.) и Судебник 1550 г. Судебник явился попыткой приспособить нормы Судебника 1550 г. к специфическим условиям северных районов Русского государства (отсутствие светской феодальной собственности, преобладание крестьянского землевладения с постепенным распадом общины, наличие развитого имущественного расслоения в среде городского и сельского населения). Хотя этот Судебник не был официально утвержден, он служил руководством для сущей двинской области в кон. XVI- 1-й пол. XVII вв.

Соборное Уложение 1607 г. – законодательные акты, принятые царем Василием Шуйским в течение 1607 г. в связи с массовым бегством крестьян от помещиков в армию Болотникова. Сущность этих законов сводилась к полной крепостной зависимости крестьян от их господина: крестьянский «выход» впредь вовсе запрещается, и тот, кто принял чужого крестьянина, платит не только убытки владельцу вышедшего, но и высокий штраф.

В 1649 г. принимается "Соборное уложение". Волнения, мятежи, массовые жалобы на неправосудие и лихоимство в Московском государстве побудили царя и его советников подумать об улучшении судопроизводства и управления. (В 1648 г. правительство решило взыскать за 2 года недоимок с населения, что привело к восстанию в столице. Царь Алексей Михайлович пошел на уступки. Было принято решение о созыве земского собора для составления нового Уложения. Еще до восстания даже дворяне выступали против московской волокиты и неправильных судебных решений.) В Уложение включены законы, к-рых в судебниках не было. В 1-й главе введена смертная казнь за богохульство и за бесчиние в церкви (если кто воспрепятствует совершению в церкви Литургии). Во 2-й главе говорится «о государской чести». Смертная казнь полагалась злоумышленникам на жизнь государя, изменникам, бунтовщикам, а также замышлявшим завладеть государством и престолом. Вся эта глава была вызвана Смутным временем, когда было совершено множество преступлений против верховной власти. За изготовление фальшивых денег фальшивомонетчикам заливали горло расплавленным металлом. Крестьяне еще больше закрепощались, чем прежде – был введен бессрочный сыск беглых крестьян (вместо прежних 10 лет). Служилому сословию было запрещено покидать службу, а сословиям тягловым покидать место жительства. Уложение является завершительным этапом становления законодательства единого Российского государства, чем определяется его значение как исторического источника. Оно дает важную информацию по социально-экономической и политической истории России XVII в. В нем отразился переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму, была зафиксирована роль Церкви в государстве, определены понятия государственного суверенитета, безопасности, подданства, военного долга, государственных, политических преступлений, разработаны вопросы материального и процессуального права и судопроизводства.