Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МКиИ для реферата.doc
Скачиваний:
106
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
3.27 Mб
Скачать

Митанни (Северное Двуречье. 17—10 вв. До н. Э.)

Хурритское государство Митанни (или Маитанне) образовалось в 17 в. и возвыси­лось к 16 в. до н. э. в Северном Двуречье, одном из районов пересечения торговых путей, ведущих из Южного Двуречья к по­бережью Средиземного моря, а также из городов Сиро-Финикии и Палестины на север, северо-запад в области Малой Азии и в Ассирию по среднему течению Тигра. Хурритские цари возглавили это объеди­нение самоуправляющихся городов-госу­дарств. Наивысшего расцвета государство Митанни достигло в 15—14 вв. до н. э. Сто­лицей его был город Вашшукканне (еще не обнаружен археологическими раскоп­ками). В 1400 г. до н. э. на Митанни обру­шилась и разорила его хеттская армия. ]К середине же 13 в. до н. э. его террито­рию завоевало набравшее силы ассирий­ское государство.

Культура Митанни — одна из окраин­ных по отношению к ведущей ветви куль­тур Передней Азии — шумеро-вавилонской. Жившим на территории Митанни хурритам были родственны в этническом отношении урарты и некоторые народы Кавказа. Митаннийская культура оказы­вала долгое и сильное воздействие на культуру Сирии, малоазийских областей хеттского царства, а также районов, лежа­щих к северо-востоку от Митанни, за Тиг­ром.

Строительство здесь, в областях Север­ного Двуречья, вели, как и в Южном Дву­речье, в основном из сырцового кирпича, а из камня делали фундамент, цоколь и колонны. Для балок плоских перекрытий, а также колонн применяли дерево.

Архитектура. Скульптура и рельефы.

Для митаннийской архитектуры, памят­ники которой изучены еще далеко недо­статочно, характерны массивность и при­земистость общих пропорций и членений крепостных стен, культовых и дворцовых сооружений. Характерны для архитекту­ры Митанни и постройки разного назначе­ния типа «битхиланик Дворец-храм в Телль-Халафе (древняя Гузана), сооруженный при царе Капаре в начале 1 тысячелетия до н. э., является интереснейшим образцом зодчества Ми­танни. Принятое в науке определение «дворец-храм» основано на двойном функ­циональном назначении помещений этого здания. Дворец-храм Капары — это наибо­лее ранний из известных в настоящее вре­мя и очень яркий пример постройки типа сиро-хеттского и сирофиникийского «бит-хилани» (общесемитское название, обо­значающее в переводе «дом галереи»).

Определяемый таким местным терми­ном тип зданий восходит к древнейшему традиционному жилому дому Северной Сирии, «Бит-хилани» имеет прямоуголь­ный план, причем фасадом является одна из длинных сторон постройки. Особо ха­рактерным признаком «бит-хилани» слу­жит, кроме того, портик на фасаде, флан­кируемый двумя прямоугольными в плане башнеобразными выступами, над которы­ми имеется своего рода балкон или гале­рея с решетками. Балки перекрытия портика лежат обычно на одной или трех опорах — колоннах или скульптурах» вы­полнявших функцию опор. Широкий пор­тик открывал свободный доступ внутрь здания нагретому воздуху и солнечным лучам, что было необходимо в более про­хладном, чем в Южном Двуречье, климате горных северосирийских районов. Для этой же цели служили и оконные проемы, которые зачастую делали в стенах по сто­ронам портика.

Во дворце-храме Капары, постройке ти­па «бит-хилани», сразу обращают на себя внимание такие стилистические признаки, как прямоугольный план, могучие высту­пы-башни, словно охраняющие находя­щийся между ними портик. Еще несколько выступов и башен на противоположной, задней стене уравновешивали ритм этих архитектурных форм, которые придавали сооружению Капары устрашающий кре­постной облик. Грозно возвышалось зда­ние на вершине холма, в цитадели города, обращенное к нему глухой задней стеной. Оно было хорошо видно издалека благодаря окраске. Возведенные из сырцового кирпича стены покрывала штукатурка, покрашенная желтой охрой. На светлом фоне стен особенно четко выделялась обильная скульптурная декорация.

Как это типично для многих зданий ти­па «бит-хилани», три круглые Скульптуры, две мужские и одна женская, из темно-се­рого базальта служили опорами для балок портика (Берлин, Государственные му­зеи). Столпообразные, статичные фигуры верховных божеств Митанни, стоящих на спинах двух львов и быка, несли на своих высоких шапках-тиарах всю тяжесть плоского перекрытия портика. «Геомет-ризму» архитектуры вторили вертикаль­ность общей композиции, плоскостная трактовка, срезанность боковых сторон фигур-постаментов, подчеркнуто углова­тые переходы от боковых к лицевой объ­емно-плоскостной стороне фигур-кариа­тид. Установленные строго фронтально на массивных кубах-подножиях, которые приподнимают их над спинами животных, эти главные персонажи торжественного убранства храма прекрасно воспринима­лись и с дальнего расстояния. Монолит­ными силуэтами выступали они вместе с подножиями, как в раме, в прямоуголь­нике лоджии. Притягательно сверкали инкрустированные белки глаз с черными точками как бы остановившихся зрачков.

Другие скульптуры из базальта были размещены парами по сторонам лоджии, входа в центральный зал, а также бокового входа. Это фантастические, связанные с мифологией и культовыми представления­ми, трехмерные фигуры крылатых сфинк­сов, грифонов, существ с человеческими головами, телами в перьях и хвостами скорпионов с жалами (Берлин, Государ­ственные музеи; Халеб, музей). Все они были включены в систему кладки стен как элементы их конструкции. На спине каж­дой фигуры были уложены следующие ряды кирпичной кладки. Конфигурация этих скульптур подчинена прямоугольной форме каменных блоков, из которых они высечены, прямоугольной структуре ча­стей здания, его объемов и стен. Фигуры плоские с боков, полностью объемны только их головы. На поверхности извая­ний орнаментально, декоративным релье­фом прорезан рисунок перьев и шерсти.

Так же подчеркнуто геометризована, что сообщает ей своеобразную большую выразительность, и статуя богини, сидя­щей на троне, найденная в одном из помещений храма (начало 1 тыс. до н. э., не сохранилась прежде в Берлине, в Госу­дарственных музеях).

Понизу снаружи здание было опоясано полосой из рельефных композиций на ка­менных плитах-ортостатах, которые были прикреплены к основной кладке из сырцо­вого кирпича. На ортостатах были выре­заны в низком, плоском рельефе фигуры львов, оленей, птиц, фантастических су­ществ, борющихся людей, охотников (Бер­лин, Государственные музеи; Балтимор, Галерея искусств Уолтерса). Они обраще­ны с двух сторон к входу, то есть подчи­нены единому общему ритму движения.

Очевидно, все эти образы, так же как фигуры бога-отца, богини-матери и их сына в портике, связаны с культом. Харак­тер исполнения рельефов —геометризо­ванное и уплощенное обобщение всех форм. Крупномасштабно очерченные общие си­луэты и детали придают композициям сво­еобразную яркую выразительность. Эмо­циональное воздействие рельефов усилено цветовыми сочетаниями: они вырезаны на плитах из темно-серого диорита и желто­ватого известняка, которые чередуются на фоне охристо-желтой стены здания. К то­му же у многих рельефных фигур, как и у круглых скульптур, сверкают инкрустиро­ванные светлые белки глаз и пронзитель­но глядят черные точки зрачков.