Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МКиИ для реферата.doc
Скачиваний:
105
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
3.27 Mб
Скачать

1 Понтийское государство лежало на южном берегу Черного мор

Глава 3 искусство этрурии

В Италии до римского владычества, кро­ме городов Великой Греции, самой значи­тельной культурной областью была Этру­рия—область, лежащая на западной сто­роне полуострова к северу от Тибра до реки Арно и ограниченная с востока Апен­нинами.

Политически Этрурия представляла со­бою союз 12 городов, причем каждый из них являлся центром объединения не­скольких более мелких городов и поселе­ний. Наиболее значительными и древней­шими центрами Этрурии были города: Вейи на правом берегу Тибра недалеко от Рима, Цере, Тарквинии, Ветулония на по­бережье моря; позже .укрепляются и бога­теют города в глубине страны — Вульчи, Клузиум, Перузия, Аретинум. Во главе каждого союза стояла аристократическая жреческая каста — лукумоны.

Этрусские знатные роды сосредоточили в своих руках большие материальные бо­гатства, а остальная масса свободного на­селения была бесправна и подчинена ари­стократической верхушке.

В 8 в. до н. э. проникают на территорию Италии финикийские торговцы, менявшие изделия финикийских ремесленников на продукцию сельского хозяйства Этрурии. В начале 7 в. до н. э. финикийцам прихо­дится конкурировать с греческими купца­ми, которые к концу 7 в. до н. э. вытес­няют их. Греческие художественные изделия становятся важной статьей импорта Греции в Этрурию.

В период наибольшего политического могущества в 6 в. до н. э. этрусские владе­ния распространились и на долину реки По, на Лациум и на часть Кампании, где движение этрусков на юг встретило отпор греческих колоний. До конца 6 в. до н. э. этрусская династия царей правила Римом. С начала 5 в. до н. э. Этрурия начинает терять свое преобладающее положение в Средней Италии и Тирренском море. Из­гнание в конце 6 в. до н. э. последнего эт­русского владыки Рима Тарквиния Гордо­го нанесло ущерб могуществу Этрурии. С 5 в. до н. э. Рим начал военные действия

против Этрурии, сначала за правый берег Тибра и позднее за всю территорию Этру­рии.

Во время воин с Римом старые торго­вые связи Этрурии с Грецией отнюдь не прерываются, а остаются такими же креп­кими; главным поставщиком художест­венной продукции, особенно в виде рас­писных ваз, становятся еще с середины 6 в. до н. э. Афины.

Период с конца 5 в. до н. э. был време­нем ожесточенной борьбы Этрурии с Ри­мом. К 280 г. до н. э. Этрурия уже вся оказалась под властью Рима. После окон­чания войны в 3—2 вв. до н. э. этрусские города восстановили свои хозяйственные силы; и эти столетия могут быть названы временем второго процветания Этрурии.

В 1 в. до н. э. Этрурия была заселена римскими ветеранами, и культура Этру­рии постепенно теряет свои специфиче­ские черты.

Развитие римского искусства во многом обязано старой художественной культуре этрусков, но все-таки последняя оказалась недостаточно сильной, чтобы отстоять свою художественную самостоятельность. Римляне ввели свой, латинский язык, свои порядки и обычаи; этруски были согнаны с родных мест; и уже ко 2 в. н. э. этрус­ский язык стал мертвым языком, а этрус­ки смешались с другими италиками и римлянами.

Архитектура. Этрусское искусство бога­то памятниками и разнообразно в своих художественных формах. В высшей степе­ни характерны для этрусского искусства погребальные сооружения, их украшения и инвентарь. От многочисленных цвету­щих городов Этрурии осталось чрезвычай­но мало — это главным образом оборони­тельные стены, руины храмов и ничтож­ные остатки жилых домов. В руинах обо­ронительных стен, опоясывавших этрус­ские города на юге и в центре страны, мы находим остатки городских ворот, пере­крытых различными вариантами сводов, от самого простейшего, так называемого ложного свода до полуциркульного со значительным расстоянием между опорами. Примером последнего могут служить так называемые ворота — порта Марция и порта Августа в Перудже (3 в. до н. э.). Этрусские храмы известны в двух вари­антах: большие храмовые сооружения с тремя целлами и глубоким колонным пор­тиком (тип храма, описанный Витрувием) и небольшие храмы с двухколонным портиком и одной целлой (тип храма в Алатри). Этрусские храмы в. отличие от греческих стояли на высоком пьедеста­ле — так называемом подиуме. Они имели деревянное перекрытие, поддерживаемое деревянными же или каменными колонна­ми, а также двускатную кровлю с сильно выступающим карнизом и обычно богато декорировались терракотовыми деталями. В этрусских храмах применялся так на­зываемый этрусский, или тосканский, ордер, представлявший собой своеобраз­ный этрусский вариант греческого дориче­ского стиля. Колонны этого ордера не имели каннелюр, но включали базу и ка­питель, сходную с капителью греческого дорического стиля. Тосканский ордер, не­сомненно, сложился под влиянием грече­ских архитектурных сооружений, возве­денных в архаический период в пределах Великой Греции (храм Геры (I) в Пестуме и другие).

Этрусские гробницы разнообразны по своему устройству — пещерные гробницы с фасадом, высеченным на поверхности скалы и так называемые изолированно стоящие гробницы. Последние имели за­упокойную камеру, располагающуюся ни­же "уровня земли, а выше устраивалась насыпь (тумулус) конической формы, опоясанная внизу каменным кольцом — так называемой крепидой. Этрусские гробницы этого типа оказали воздействие на архитектуру аналогичных сооружений Древнего Рима (см. дальше мавзолеи Августа и Адриана).

Архитектура заупокойных камер этрус­ских гробниц, с одной стороны, и дошед­шие до нас этрусские погребальные ур­ны—с другой, помогают определить об­лик этрусских жилых домов, прямоуголь­ных в плане, перекрытых четырехскатны­ми крышами с сильно свисающими конца­ми. В центре крыши находилось обычно сквозное отверстие, так называемый комплювий, через которое освещалось главное помещение дома — атриум, во­круг него располагались жилые и хозяй­ственные помещения. Тип жилых домов - этрусков с атриумом продолжал развиваться в архитектуре республиканского Рима, где атриум составлял центр офици­альной половины римского жилого дома.

Изобразительное искусство этрусков 8—7 вв. до н. э. развивается под значи­тельным влиянием восточного искусства и со второй половины 7 в. до н. э. грече­ского.

Привозные художественные изделия Востока, серебряные чаши, кубки, грече­ские расписные вазы служили образцами для этрурских мастеров, которые смело перерабатывали, варьировали восточные и греческие мотивы, приспосабливали их в произведениях искусства согласно своим эстетическим требованиям. К 8—7 вв. до н. э. относятся знаменитые комплексы по­гребальных вещей из больших этрусских подземных склепов, например великолеп­ные золотые, серебряные и бронзовые предметы из могилы Регулини-Галаци близ Цере.

Во второй половине 7 в. до н. э. появ­ляется украшение склепов росписью. Наи­более полное представление о стиле 7 в. до н. э. мы можем себе составить по рос­писи в гробнице Кампана в Вейях. Склеп вырезан в скале и состоит из двух камер с каменными ложами. Две камен­ные статуи львов фланкируют наружный вход. Стена против входа, по бокам двери во вторую камеру, украшена в два яруса росписью с изображением покойного вер­хом на коне в сопровождении демонов смерти, Сфинкса и диких животных. Все фигуры обведены темным контуром, плос­кости локально окрашены. Пропорции человеческих фигур соблюдены в общем правильно, но рисунок сухой и жесткий.

6 — начало 5 в. до н. э.— время расцве­та экономического и политического поло­жения Этрурии и расцвета ее искусства. В Тарквиниях процветают живописные мастерские, в Вейях работает знаменитый скульптор Вулка, которого римляне пригласили к себе для украшения хра­ма Юпитера Капитолийского; Цере сла­вится керамическими изделиями, Клузиум — пластикой из камня, особенно релье­фами. Из греческого искусства этрусские художники используют не только художе­ственные приемы, но заимствуют мифоло­гические образы; Силен, Менада, Гермес, Аполлон, Геракл, Зевс теперь часто встре­чаются в этрусских произведениях.

Если в искусстве 7 в. до н. э. преобла­дали образы животных, реальных и фан­тастических, то теперь человек становится главной темой искусства. Появляются но­вые сюжеты в росписи и в рельефе: заупо­койный пир, оплакивание, охота, спортив­ные и гладиаторские игры.

В росписях и склепах встречаются эле­менты пейзажа, деревья, цветы, и в одном случае нам известен большой приморский пейзаж —это могила Охоты и Рыбной ловли (Тарквинии).

Форма художественного выражения в 6 в. до н. а. во многом условна. В живопи­си и рельефе это проявляется в располо­жении корпуса в фас при профильном по­ложении бедер, глаза в фас при профиле лица. Условно раскрашено темно-коричне­вым мужское тело, а женское — светлым. Но вместе с тем этрусские мастера в тече­ние 6 столетия до н. э. овладевают пра­вильным построением пропорций, изобра­жением разнообразных движений, вырази­тельностью жеста. Большое внимание в этот период уделяется натюрморту —- раз­личной утвари, мебели, одеждам. Такова роспись могилы Львиц (Тарквинии).

В отличие от греческой этрусская скульптура создавалась не из мрамора (залежи которого были открыты на терри­тории Италии лишь в 1 в. до н. э.), а из глины и бронзы либо из местных пород камня — известняка и травертина.

Замечательными образцами терракото­вой скульптуры являются большие сарко­фаги с изображением на крышке возлежа­щих супругов, статуя Аполлона (Рим, му­зей вилла Юлия) и части статуи Гермеса из Вей, а также многочисленные террако­товые раскрашенные антефиксы с голова­ми Силена и Менады.

В первой половине 5 в. до н. э. усили­вается влияние греческого классического искусства в этрусской живописи и пласти­ке именно в пропорциях фигур, которые становятся более стройными, и в типе ли­ца, приближающегося к середине 5 в. до н. э. к классическим формам.

Тяжелое время войн с Римом во второй половине 5—4 вв. до н. э. не могло не от­разиться и в искусстве. Сокращается чис­ло роскошных расписных склепов в связи с обеднением многих старых знатных ро­дов. Главными свидетелями художествен­ной деятельности того времени являются теперь скульптуры из глины, местного камня и бронзы, литье из которой до­стигает удивительного совершенства. Примером может служить знаменитая бронзовая скульптура Химеры (Флорен­ция). Бронзовые изделия, коробки и зер­кала с гравировкой говорят о высоком ма­стерстве рисунка.

Под влиянием греческой архитектуры этрусские храмы строят из камня и фрон­тоны украшают терракотовыми скульпту­рами.

Живопись Этрурии конца 5—4 вв. до н. э. продолжает находиться под большим влиянием греческого искусства. Грандиоз­ные композиции Полигнота, разработка живописных проблем в работах Зевке иса, Паррасия, Тиманфа и великих живопис­цев фиванско-аттической и сикионской школ 4 в. до н. э. знаменовали собою столь блестящий расцвет греческой живописи, что значение этого художественного явле­ния вышло далеко за пределы Греции.

В росписях 6 и первой половины 5 в. до н. э. главное место отводилось картинам пиров, музыки и танцев, состязаниям ко­лесниц. В росписях конца 5—3 вв. до н. э. мы видим другое настроение: мрач­ные картины подземного мира, неумоли­мые строгие владыки Аида — Плутон и Прозерпина, страшные демоны — чудови­ща, угрожающие покойным и терзающие их. Бели еще и рисуются картины заупо­койных пиров, то участники их полны грусти и печали.

Замечательными примерами росписи этого периода являются могила Чудовища в Тарквиниях и могила Щитов (Тарк­винии) .

В 4 в. до н. э. и в последующие столе­тия большое место занимает в этрусском искусстве портрет — не только скульптур­ный, но и в росписях в гробницах. Та-. ковы, например, изображения покойных в могиле Щитов, где показаны за­гробный мир, подземные божества и де­моны.

В 3—2 вв. до н. э. Этрурия под властью Рима пережила свой второй хозяйствен­ный и культурный подъем, хотя и не та­кой блестящий, как в 5—4 вв. до н. э. Ис­кусство и этого периода продолжает раз­виваться по двум главным направлениям: одно связано с эллинистическим искусст­вом, другое — традиционно-местное. Па­тетика пергамской школы нашла свой от­клик в работах этрусских художников. Примером влияния эллинистического ис­кусства могут служить терракотовая фи­гура божества (вероятно, Аполлона) 3 в. До н. э. с фронтона храма в Фалериях; роспись могилы Тифона, где гиганты со змеиными ногами повторяют образы Пергамского алтаря. В росписи могилы Тифона видна развитая живописная техни­ка: полутонами, игрою света и тени пере­дана моделировка обнаженного тела ги­ганта.

Яркая самобытность этрусского искус­ства больше всего проявилась в этот пери­од в скульптурном портрете. Теперь широко входит в погребальный обычай за­хоронение в саркофагах и урнах из тер­ракоты, реже камня, с изображением воз­лежащего покойного на крышке.

Портрет на саркофаге или урне чаще всего только физиономический и редко поднимается до психологического. Таковы, например, портреты на саркофаге неизвестного (Вольтерра, Этрусский музей) 2 в. до н. э., из Тарквиний, на саркофаге Лар-ции Сеянти (Флоренция, Археологиче­ский музей), все они отличаются боль­шой портретной точностью, без всякой идеализации передающей нам облик эт­русков.

Хотя в начале 1 в. до н. э. началась ин­тенсивная романизация Этрурии, местные художественные мастерские еще продол­жают работать в старых традициях. К чис­лу таких позднеэтрусских памятников принадлежит большая бронзовая статуя оратора; на статуе начертано по-этрусски имя оратора — Авл Метелл (Флоренция, Археологический музей).