Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МКиИ для реферата.doc
Скачиваний:
106
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
3.27 Mб
Скачать

Искусство римских провинций

Без характеристики искусства римских провинций картина развития искусства Римской империи не будет полной. Рим­ская империя, владевшая огромной терри­торией, включала в себя области разной степени культурного развития. Восточные области империи (Египет, Передняя Азия, Греция) были очагами древнейших куль­тур; западные провинции — Галлия, Бри­тания, Паннония — находились ко време­ни завоевания их римлянами, то есть в 1 в. до н. э.— 1 в. н. э. еще на стадии формирования классового общества.

Придунайские области — Фракия (ны­нешняя Болгария), Мезия (Румыния) с 4 в. до н. э. были связаны с греками. На западном побережье Черного моря нахо­дился ряд греческих колоний.

Завоеватели романизировали западные провинции, вводили латинский язык, стро­или там города по* римскому образцу с храмами, театрами, амфитеатрами, арка­ми, акведуками. Примерами такого рода городов в Галлии являются города Оранж с его театром и аркой Тиберия, Арль с ам­фитеатром, Ним с театром и знаменитым акведуком (Гардений мост). В провинции Бельгика также сохранились римские по­стройки, например трехпролетная арка в Реми (Реймс) 3 в. н. э.

В старых галльских городах сохрани­лось много скульптурных произведений, преимущественно местной работы. Это изображения галльских божеств, надгро­бия, посвятительные стелы с групповыми портретами ремесленников и торговцев. В галльской скульптуре сочетаются черты античного и местного художественного стиля. Влияние античного искусства ска­зывается в некоторых композиционных приемах, в трактовке одежды, в орнамен­тальных мотивах. Местные черты харак­теризуются большой экспрессивностью лица и вместе с тем неумелым анатомиче­ским построением всей фигуры, обобщен­ной моделировкой, своеобразной трактов­кой прически и особенной точностью в пе­редаче окружающей человека обстановки: мебели, посуды, инструментов. Характерен в этом отношении рельеф из Реми (Реймс, Исторический музей), в котором сочетаются образы римской и галльской мифологии, черты местного и античного искусства. В центре — сидящий галльский бог Цернунос с мешком зерна на коленях. Образ божества и символические фигуры животных около него имеют чисто местный смысл, но стоящие по сторонам Меркурий (Гермес) и Аполлон —боги античного пантеона — скопированы с античных ста­туарных образцов. Мастер, создавший этот рельеф, 'воспроизвел достаточно удачно пропорции -II позы античных статуй. Пла­стическая же моделировка упрощена, детали не проработаны. Типичен для галль­ского искусства рельеф из Реми с изобра­жением мастерской сапожника 3 в. н. э. Формы фигуры плоские, анатомическое строение не проработано, складки одежды обозначены резкими линиями. Но зато заботливо и точно обрисована обстановка мастерской: колодка, инструменты, кор­зинка для обрезков кожи. Замечательны­ми памятниками галло-германской скуль­птуры начала 3 в. н. э., могут считаться рельефы из Неймагена около Трира (Трир, Рейнский государственный музей). На одном из них изображены учитель и ученики, на другом — большая барка, груженная бочками, и рядом с ними груп­па виноторговцев. В первом рельефе ясно выступает влияние античного искусства: в моделировке лиц и фигур, трактовке складок одежды, хотя фасоны костюмов и мебели местного типа. Во втором рельефе понимание натуры и художественно-тех­нические приемы совершенно своеобраз­ны и характерны для местного искусства. Выразительность, живость, портретность без всякой идеализации, яркая психологи­ческая характеристика, может быть, и не уступают лучшим римским портретам, но средства выражения у галло-германских мастеров совсем иные. Художник широко пользуется буравом для моделировки глаз и прядей волос, ушной раковины.

В греческой и римской скульптуре все­гда четко проработаны глазное яблоко, веки, надбровные дуги, рисунок губ, гра­ница волос и бороды, отдельные пряди во­лос. Мастер неймаганского рельефа пре­дельно обобщает формы, лепит голову крупными массами и только глубоким врезом бурава и резкими насечками вы­деляет глаза, рот, волосы. Фигуры вино­торговцев слишком велики по отношению к лодке, но это несоответствие не нару­шает общей выразительности рельефа.

В начале 1 в. н. э. римляне укрепились в альпийских и придунайских провин­циях: Реци и (Бавария), Паннонии (Венг­рия), Фракии (Болгария). Здесь выросло много городов с римским и местным насе­лением. Так же, как и в галльских, в этих городах многие здания строились по рим­скому типу. Богатым городом был Аквин-кум (близ Будапешта) в Паннонии, По­ла (ныне Пула) в Югославии, где сохра­нились две арки, храмы, грандиозный амфитеатр.

Богатейшими восточными провинциями империи были Сирия и Египет. Сирия .имела большое значение в торговле с Индией и Китаем. В Сирии были очень силь­ны традиции древневосточной культуры, но в городах, возникших в период элли­низма, преобладали античные культурные элементы. Особенно были богаты города: Лаодикея, Апамея и Антиохия.

Антотохия — большой город с многоэтаж­ными домами, храмами, термами; главная улица, длиною почти шесть километров, была обрамлена величественной колон­надой с портиками. Во многих частных и общественных зданиях полы были укра­шены мозаиками. Одна из великолепней­ших мозаик (Принстон, Музей универси­тета) из римской виллы 1 в. н. э. изобра­жает пирующих Диониса я Геракла, пля­шущих сатиров и вакханок, другая — Аф­родиту и Адониса, суд Париса. Отдельные сцены заключены в орнаментальную рам­ку. В композиции, в образах, живописной манере мастер мозаики работает в тради­циях эллинистической живописи.

Во 2 в. н. э. приобретает большое значе­ние сирийский город Пальмира, сделав­шийся в 3 в. н. э. центром самостоятель­ного государства. Пальмира уже в древ­ности считалась одним из красивейших го­родов, и ее имя сделалось нарицательным. Вдоль широких улиц тянулись крытые колоннады, заканчивающиеся огромными арками. Если стиль архитектурных соо­ружений носил чисто античный характер, то масштабы и пышность декоративных элементов несут на себе влияния древне­восточной архитектуры. Э, Пальмире от­крыта большая семейная усыпальница (подземная катакомба), состоящая из нескольких камер, стены которых были покрыты росписью. Большое центральное помещение перекрыто полуциркульным сводом, в середине которого написан ме­дальон со сценой похищения Ганимеда. В простенках между входами в усыпаль­ницы изображены крылатые гении (Ни­ке), стоящие на сфере и держащие порт­реты в круглых рамах. В люнете помеще­на многофигурная композиция..— Одиссей узнает Ахилла, спрятанного Зртаря Ликомеда,—подобная композиция известна в помпеянских росписях.

Портреты покойных написаны в тради­циях древневосточного искусства: темным контуром обрисованы черты лица, свето­тень отсутствует» преобладает локальный цвет. Такая графическая манера мало на­поминает греко-римскую живопись. Ху­дожники достигли некоторого портретно­го сходства, но всем изображениям при­даны одинаковая бесстрастность выражения, неподвижность черт, застылость взгляда.

Пальмирские рельефные надгробия и скульптурные портреты носят такой же» характер, что и живописные портреты. В более ранних скульптурах 2 в. н. э. мож­но видеть общие черты с римскими порт­ретами того же времени: задумчивое, со­средоточенное выражение лица, пышные мужские прически, но приемы трактовки прядей волос близки приемам, известным нам по древним памятникам переднеазиатского искусства. Пальмирские портреты 3 в. н. э. уже далеки от римских психо­логических портретов: это изображение совершенно как бы окаменевших лиц с неподвижным взором. Тщательной отдел­ке отдельных прядей волос, ювелирным украшениям, узорам на одежде уделено большее внимание, чем проработке анато­мического строения головы, плеч, рун.

Недалеко от Пальмиры находился куль­товый комплекс — святилище римских и местных богов— Ваальбек (рис. 22). Ак­рополь Ваальбека и близлежащие храмы строились с конца 1 в. н. э. до 3 в. н. э. и представляли собою великолепный архи­тектурный комплекс. На Акрополь вели Пропилеи в виде шестиугольного двора, обрамленного колоннами. Далее распола­гался огромный двор с портиками. В глу­бине двора возвышался грандиозный храм Юпитера, периптер коринфского стиля с монолитными двадцатиметровыми ко­лоннами. За приделами Акрополя стоял второй большой храм, посвященный Вак­ху, также представлявший собой коринф­ский периптер; внутренняя поверхность стен храма расчленена коринфскими по­луколоннами и эдикулами в два яруса; кроме того, в глубине целлы на возвыше­нии устроен был небольшой портик из разноцветного мрамора. Третий, неболь­ших размеров храмик, круглый в плане, с коринфскими колоннами и сложным раскрепованным антаблементом, с выступаю­щим портиком (3 в. н. э.), поражает изы­сканностью своих форм. Весь комплекс Ваальбека, так же как и колоннады Паль­миры, выполнен в античных архитектур­ных формах, но в колоссальных масшта­бах; в декоративном убранстве выступают характерные черты искусства Востока.