Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМП Самосозн.личности.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
324.1 Кб
Скачать

1.3 Понятия я, самость, идентичность

В психологии существуют различные трактовки феноменов, непосредственно относящихся к самосознанию: Я, самость.

Понятие "Я" используется [38, с. 133] в различных аспектах:

  1. высшее и сложнейшее образование в духовном мире человека; регулятивный принцип психической жизни, самоконтролирующая сила духа;

  2. динамическая система сознательно осуществляющихся психических процессов;

  3. некий нравственно-психологический, характерологический и мировоззренческий стержень личности;

  4. все чем мы являемся и для мира, и для других людей в своей сущности и прежде всего для самих себя в своем самосознании, самооценке и самопознании.

Согласно Спиркину, Я имеет следующие характеристики:

а) выражается в ощущениях своего бытия в мире, своим самоутверждением;

б) прямо зависит от отдельных психических функций;

в) выступает, прежде всего, как субъект сознания, психических явлений в их интегральной целостности;

г) первично выступает для самого себя не как абстрактный субъект познания, а как конкретно, чувственно воспринимаемая реальность;

д) меняется в зависимости от возраста, болезней, психического состояния, изменений условий жизни, но обладает устойчивостью, обусловленной памятью, единством телесной организации, нервной системой, характером, темпераментом, манерой чувствовать, мыслить и действовать.

Обратимся к рассмотрению понятий Я, самость, самосознание, Я-концепция в некоторых психологических теориях.

В концепции К. Роджерса понятия Я, самость, концепция самости, Я-концепция употребляются синонимично. Самость - организованное, устойчивое понятийное целостное образование, состоящее из восприятия свойств "Я" или "меня" и восприятия взаимоотношений "Я" или "меня" с другими людьми и различными сторонами жизни в совокупности с ценностями, связанными с этими восприятиями. Самость доступна осознанию, хотя это не обязательно.

Появление и развитие самости Роджерс связывает с осознанием ребенком по мере его развития части всего его личного мира как "Я", "Я сам" [31, с.45]. Самость – это постепенно обособляющаяся часть поля восприятия; один из воспринимаемых человеком объектов наряду с родителями, учениками, сослуживцами [там же, с. 43]; осознание человеком своего бытия, своего функционирования [там же, с.45.].

Структура самости рассматривается им как организованная, подвижная, проникающая в сферу сознания форма самовосприятия или последовательно концептуальная модель восприятия характеристик и взаимоотношений "Я" или самого себя и одновременно система ценностей "Я" [там же, с. 46]. В эту структуру включены следующие элементы: 1) восприятие своих свойств, способностей, перцептивные и концептуальные характеристики Я в их соотнесении с другими людьми и окружением в целом; 2) воспринимаемые качества и отношения могут быть даны в прошлом, настоящем и будущем и сопряжены с их негативными или позитивными оценками; 3)ценностные качества, воспринимаемые в их связи с опытом и его объектами; 4)цели и идеалы, воспринимаемые как имеющие положительную или отрицательную валентность [там же, с. 49].

Важными для возникновения в дальнейшем неадекватных механизмов психологической регуляции являются две группы ценностей, входящие в структуру самости: 1)непосредственно переживаемые организмом; 2) заимствованные, интроецированные у других, но воспринимаемые искаженным образом как непосредственно переживаемые. Эти ценности становятся частью собственного феноменального поля (поля восприятия) ребенка, в котором происходит искажение символизации, пресечение осознания опыта.

Всякий опыт или переживание в жизни индивида либо а)символизируются в согласии с самостью; б)игнорируются, если не согласуется с самостью; в)отрицаются или искажаются в символизации как несовместимые со структурой самости [31, с. 51]. Символизация означает допущение опыта, переживаний в сферу сознания, сформулированность реакций человека в его сознании [там же, с.53, 57]. Механизм недопущения опыта в сферу сознания Роджерс интерпретирует так: "опыт, не проникающий в сознание, каким-то образом распознается как таящий угрозу, даже тогда, когда человек прямо не осознает этого, и такое распознавание длится не более мгновения" [там же, с.54].

Роджерс многократно подчеркивает, что поведение человека задается Я-концепцией, что потребности могут удовлетворяться лишь теми путями, которые совместимы с ее организацией, т.е. с представлениями о себе. Я-концепция определяет пути, по которым будет выражаться самоактуализация, т.е. стремление вести себя и развиваться (получать уникальный опыт) в соответствии с тем, как человек сознательно себя воспринимает. В некоторых случаях (стресс, серьезная опасность, сильное давление неудовлетворенной органической потребности) поведение может определяться органическими ощущениями и потребностями, которые остаются несимволизированными. В этом случае поведение не совместимо с концепцией самости и объясняется индивидом "не ведаю, что творю" [31, с.58-59]. Такое поведение, обозначенное Роджерсом психологической неурегулированностью [там же, с.59], сопровождается сильной реальной или потенциальной напряженностью. Если индивид осознает в какой-то мере эту напряженность, то он начинает испытывать чувство тревоги, разобщенность, расщепленность, неуверенность в себе. Вместе с тем, сознательное признание импульсов и восприятий в значительной мере увеличивает возможности сознательного контроля и самоконтроля [там же, с.63].

Терапевтическими механизмами изменения Я-концепции являются самопостижение индивидом нового материала; усвоение и сопоставление клиентом открытости терапевта для восприятия любых форм переживания и установок; принятие от человека, которому клиент доверяет, критики; признание этой критики (наедине с собой), жизненные события и ситуации. Когда индивид воспринимает и принимает в единую согласованную систему весь свой сенсорный и внутренний опыт, он начинает лучше понимать других людей [31].

Согласно А. Маслоу, понятие "самость" как и понятия "развития, самоактуализации" – понятия абстракции высокого уровня [23, с.72]. Самость понимается им как существующая в каждом человеке инстинктообразная, наследственно детерминированная, отличающаяся высокой степенью сопротивляемости исконная внутренняя природа, внутренняя сердцевина. Она обладает характеристиками, свойственными всему виду и конкретной личности: потенциальна; нейтральна или добра, но не зла; большая часть ее бессознательна; слаба, легко преодолевается, подавляется, загоняется вглубь или убивается. Однако, подавляемая интра- или интерпсихическими силами, она действует в " подполье", остается действенной детерминантой мышления и поведения, т.к. обладает динамической силой. Эта сила является одним из аспектов "воли к здоровью", стремления к развитию, жажды самоактуализации, поисков своей истинной самости.

Внутренняя природа включает инстинктоидные основные потребности, способности, таланты, анатомию, физиологическое равновесие и уравновешенность темперамента, предродовые и натальные травмы и травмы, получаемые новорожденным. Она проявляется в форме естественных склонностей, пристрастий, внутренних убеждений. Этот сырой материал очень быстро превращается в Я, когда он сталкивается с внешним миром и начинает с ним взаимодействовать.

Самость проявляется во взрослом человеке отчасти посредством ее раскрытия и принятия того, что "есть в человеке" изначально, отчасти является творением самой личности. Если внутреннюю природу не принимают другие люди или сам индивид, то ни о каком психическом здоровье не может быть и речи. Вследствие предательства индивидом своей внутренней природы или своей самости, уклонения от пути, ведущего к самоактуализации; возникает вина – обоснованное недовольство самим собой [23, с.236].

Способ раскрыть свою Самость (и ответить на главные вопросы "Кто есть я?" и "Что есть я") – узнавание человеком того, что ему подходит на основании субъективного критерия – ощущения от делания, которое приносит ему большее удовлетворение, чем иное делание [23, с.73]. Поиск индивидом своей самости представляется поиском изначальных, подлинных ценностей индивида. Он должен включать в себя как осознание человеком своей биологической индивидуальности (потребностей, темперамента, анатомии, физиологии и биохимии, способностей и реакций), так и осознание своей принадлежность к виду, свою общность со всеми представителями рода человеческого [там же, с.228].

Боязнь человеком познать самого себя является причиной многих психологических заболеваний, в то время, как подлинное осознание человеком самого себя обнажает его собственную психопатологию[21, с.60-61].

Г. Олпорт считал синонимичными понятие Я и понятие Эго в его психоаналитической трактовке, поэтому многие устоявшиеся психоаналитические положения об Эго легли в основу его понимания Я.

Для объяснения Я как объекта знаний и чувств Олпорт вводит понятие проприум. Это понятие обозначает включенные в личность те области жизни (функции), которые мы рассматриваем как свойственные нам [29, с. 186], которые обеспечивают своеобразное единство и уникальность личности и в то же время с точки зрения познающей функции выглядят субъективно интимными и важными [там же, с.198]. Проприум неотделим от человека как целого; уже, чем понятия человек и личность; не во все моменты осознается; развивается со временем, т.к. у человеческого вида и отдельного человека есть в нем потребность.

Г. Олпорт рассматривает функции проприума, которые, в свою очередь, обозначаются им как аспекты самосознания [там же, с. 249] или как аспекты самости [там же, с. 252], связанные с развитием Я [там же, с.242-256].

Функции проприума: 1) телесное чувство или телесное Я – поток полностью не всегда осознанных органических ощущений, идущих от внутренних органов, мышц, сухожилий, суставов, вестибулярного аппарата и других частей тела. Чувство телесного Я развивается в течение первых трех лет жизни и на всю жизнь остается якорем нашего самосознания и сердцевиной становления;

2) Чувство самоидентичности, отсутствующее у младенца и постепенно развивающееся в течение первых трех лет жизни под влиянием ряда социальных факторов (результат одевания, называния по имени, отделения от окружения). Начиная с 4-5 лет самоидентичность становится устойчивой, подтверждая человеку факт его существования;

3) Самоуважение, гордость, самолюбие, развиваясь в течение первых трех лет жизни, первоначально выступают как возвеличивание эго, беззастенчивый эгоцентризм, связанный с потребностью выживания;

4) расширение Я (от 4 до 6 лет), т.е. обращение внимания человека по мере его научения на любые объекты, которые человек называет "своими", которые важны для него и восприятие которых связано с аффективной окраской. Те объекты, чувство обладания которыми не связано с аффективной окраской, в проприум не входят [29, с.250].

5) Я как субъект рационального совладания; рациональное функционирование проприума, осознаваемое и развивающееся от 6 до 12 лет. Оно обеспечивает адекватное приспособление, точное планирование, решение жизненных задач;

6) Образ Я, развивающийся от 4 до 6 лет, представляет рассмотрение человеком себя нынешнего и такого, каким бы он хотел стать. Образ Я помогает привести наше видение настоящего в согласие с нашим видением будущего [там же, с.250];

7) собственное (проприативное) стремление развивается в подростковом возрасте. Для него характерно сопротивление равновесию; направленность на будущее и на объединение личности вопреки всем конфликтам. Цели проприативных стремлений недостижимы [там же, с. 199].

8) субъект познания, чистое Эго, самая сложная и центральная функция проприума.

Олпорт считал, что все психологические функции, обычно приписываемые Я или эго, должны приниматься как данные в научном исследовании личности. Однако эти функции не полностью совпадают с личностью как целым. Это, скорее, особые аспекты личности, имеющие дело с теплотой, единством, ощущением личностной значимости [там же, с. 193]. Функции нерасторжимо переплетены, а локусом действия является личность.

Отметим, что 8-ая функция проприума (субъект познания) не была включена в понимание проприума, обозначенного Олпортом как "Я как объект знания и чувств". Проблема субъекта познания возникает, когда встает вопрос: "Кто тот Я, который знает, что у меня есть телесное Я, образ Я, чувство самоидентичности и проприативные стремления?" [29, с. 255]. Согласно Олпорту, для философии "может быть оправданно рассмотрение Я как устойчивой целостности (возможно, одаренной бессмертием)…но в психологии нам следует избегать резкого отделения Я "как субъекта" от функционирования проприативных систем внутри личности" [там же, с.256]. В этой связи Олпорт писал: "Что касается субъекта самопознания, познающего Я…, то эту загадку мы пока не решили" [там же, с. 162].

Э.Эриксон понимал идентичность как: 1) субъективное вдохновенное ощущение тождества и целостности; 2) сохранение интимности, общности психологического устройства [45, с. 28-30]. Идентичность как процесс "локализован" в ядре индивидуальности и общественной культуре, протекает подсознательно, динамичен, формируется посредством двух оценок: а) оценки индивидом себя с точки зрения того, как другие, по его мнению, оценивают его в сравнении с собой и в рамках значимой для них типологии; б) оценки индивидом их суждений о нем с точки зрения того, как он воспринимает себя в сравнении с ними и с типами, значимыми для него [45, с. 32]. Различая групповую идентичность, идентичность индивида и эго-идентичность, Эриксон определяет последнюю следующим образом. Эго-идентичность в его субъективном аспекте – осознание того, что 1) синтезирование "эго" обеспечивается тождеством человека самому себе и непрерывностью; 2) стиль индивидуальности совпадает с тождеством и непрерывностью того значения, которое придается значимым другим в непосредственном окружении [там же, с.59].

Эриксон подчеркивал, что идентичность в самом общем смысле совпадает с понятиями Я-концепции, Я-системы, Я-опыт [там же, с.218]. В чувстве идентичности достигает кульминации постепенная интеграция Я-образов, осуществленная посредством работы эго по обеспечению избирательного выделения значимых идентификаций на всем протяжении детства [там же, с. 219].

Я понимается Э. Эриксоном как синоним ядра самосознания [45, с. 229]: "я" есть не что иное, как словесное утверждение, согласно которому я чувствую, что я – центр сознания в мире опыта, где я имею последовательную идентичность, и что я владею моим разумом и способен выразить свои мысли и ощущения" [там же, с. 231].

Самость понимается Эриксоном как объект восприятия Я. "Самость" – это то, что "я" отражает, когда оно видит или созерцает тело, личность, и роли, которыми оно прикреплено к жизни, не зная, где оно было прежде или будет после, - это различные "самости", которые составляют нашу единую сложную "самость". Между этими "самостями" существуют постоянные и часто подобные шоку переходы: рассмотрим обнаженную телесную "самость" в темноте, а затем вдруг освещенную; одетую "самость" среди друзей или в компании выше- и нижестоящих; только что пробудившуюся сонную "самость" или выходящую освеженной из прибоя; "самость", преодолевающую тошноту или обморок; телесную "самость" в сексуальном возбуждении или в ярости …Действительно, требуется здоровая личность, для того, чтобы открыто сказать "я" во всех этих условиях, так чтобы в любой данный момент это "я" могло свидетельствовать о "я" осмысленно непрерывной "самости" [45, с. 227-228]. Я полностью сознательны; "самости" большей частью предсознательны, т.е. самости могут стать сознательными, когда Я сделает их таковыми и настолько, насколько "эго" согласится с этим [там же, с. 229].