Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМП Самосозн.личности.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
324.1 Кб
Скачать

2.2 Содержание самоотношения как компонента самосознания

Вторая составляющая Я-концепции или самоотношение в психологической литературе определяется как аффективный [31], оценочный [24], эмоционально-оценочный [23], оценочно-эмоциональный [21] или эмоционально-ценностный [33; 37] компонент; эмоциональная форма проявления самосознания [36]; самооценка, отражающая степень развития у индивида различных характеристик своего "Я", а также связанных с ним переживаний [17]; совокупность оценочных характеристик и связанных с ними переживаний относительно представлений индивида о себе [4; 18]. В данных трактовках самоотношение и самосознание соотносятся либо как целое - компонент, либо как компонент – целое.

В первом случае, как подчеркивает Сарджвеладзе Н.И. [28, с. 92, 94] - автор первого упоминания термина "самоотношения", самоотношение обозначает не рядоположенное и взаимодействующее с самопознанием, саморегуляцией и самоконтролем психологическое образование, а, напротив, будучи подструктурой личности и, по сути, установочным образованием, включает в себя в качестве одной из своих сторон самосознание и реализуется в актах самопознания, эмоциональном отношении к себе и действиях человека в свой адрес. По мнению Емельянова Ю.Н. [9] понятие "самоотношение" шире понятия "самосознание" и "самооценка", т.к. охватывает неосознаваемые моменты психической жизни индивида, а познание человеком самого себя есть во многом процесс трансформации самоотношения в самосознание.

В большинстве же исследований самоотношение и самосознание соотносятся как компонент – целое, но здесь выделяется несколько групп определений самоотношения.

Дефиниции самоотношения содержат указания на совокупность оценочных характеристик и связанных с ними переживаний по поводу собственных черт субъекта, представленных в когнитивном компоненте Я-концепции. В этих оценках отражается значение для человека тех или иных характеристик, обусловленное строением Я-концепции [4], а то, что человек значит для себя, определяется через его устойчивую ориентацию к действиям в свой адрес [37].

По Чесноковой И.И. через переживание, как необходимого условия существования эмоционально-ценностного отношения личности к себе, осознаются ценностный смысл для личности собственных различных отношений к себе и знак форм самоотношения. Переживания, хотя и связаны во временном плане с осознаванием человеком собственных психологических особенностей (появляются одновременно с формированием более или менее устойчивого понятия о себе), определяются и возникают как результат конкретной жизнедеятельности личности через личностно-мотивационный план сознания, накапливаются вследствие их обобщения и осуществления в разное время и в различных жизненных обстоятельствах. Согласно цитируемому автору, в установлении самоотношения участвуют: 1)осознание переживания; 2)осознание смысла (значение для себя) какой-либо причины (отраженного в сознании содержания), объективно вызвавшей это переживание; 3)осознание человеком собственного отношения к фактам предметного и социального мира. В итоге самоотношение устанавливается на базе оценки тех или иных сторон потребностно-мотивационной сферы; эта оценка осуществляется в тесной связи с оценкой других и с убеждениями человека. На отношение личности к себе в практической деятельности оказывают влияние как достижения личности в разных видах деятельности, оцениваемые и соотнесенные ею с их общественной оценкой, так и отношения партнеров по совместной деятельности [37].

В работе Т.Л. Мироновой [17] самоотношения изучается не только как самооценка, отражающая переживания индивида по поводу собственных черт, но и как когнитивная оценка, отражающая степень развития у индивида различных характеристик своего "Я".

В реальном эмпирическом изучении сложно отделить оценочные характеристики представленных в Я-концепции черт человека от других его безоценочных черт, поскольку все акты самосознания формируются и осуществляются только на основе когнитивных и эмоциональных процессов [37], а в обыденном сознании происходит "систематическое сцепление" "объективного" и оценочного факторов [13]. Создается впечатление, что когнитивный и самоотношенческий компоненты слиты в самосознании до их неразличимости. Вместе с тем, и психологи-практики, и психологи-теоретики усматривают индикаторы самоотношения в вербальных суждениях субъектов. Кон И.С. приводит в пользу различия когнитивного и самоотношенческого компонентов данные, согласно которым в случаях деперсонализации и дереализации дезорганизуется эмоциональный аспект самосознания, но не когнитивный. Люди, осознавая свои отличия от других, обычно сравнивают себя с другими и по "оси "сходство-различие", и по принципам "высший-низший", "хороший-плохой", "правильный-неправильный", что непосредственно затрагивает их самоуважение" [14, с. 238].

В исследовании оценочной функции психики разработаны формы оценки-результата: субъективное переживание, вербальная версия такого переживания; оценочное суждение (мнение); изменение характера взаимодействия субъекта со средой [3].

Во второй группе определений эмоционально-оценочная составляющая определяется через субъективное отношение: эмоционально-ценностное отношение к себе в форме непосредственной эмоциональной реакции и оценочных суждений или переживание собственного отношения к себе [11; 15; 37]; самоотношение или самооценка [37]; отношение к себе или к отдельным своим качествам [4; 18]; Я-отношение [18]; отношение человека к себе в форме мотива самоуважения [14]; специфический вид субъект-субъектных отношений [2; 20; 33].

Как специфический вид субъект-субъектных отношений самоотношение взаимосвязано с отношениями человека к другим людям и их отношением к нему [20, с. 208]; как целостно-личностное отношение самоотношение онтологически выступает как интегративное объединение всех "субъектно-деятельностных" отношений, а гносеологически - "только как отношение к себе как к субъекту определенной деятельности" [33, с. 30]. Во всех видах деятельности и поведения отношения к самому себе следуют за отношениями к ситуации, к предмету, к средствам деятельности, к другим людям [2].

В следующей группе дефиниций самоотношения изучается как структурное образование, компонентами которого являются потребность в себе и в другом, интерес к себе и к другим, эмоциональное и оценочное отношения [1] и как специфическое личностное образование [3; 12; 28; 34]. Самоотношение трактуется и как одно из свойств человека как целого - личности, субъекта деятельности [12]; либо как особое образование - подструктура личности, включенная в общую систему отношений человека, содержательно и функционально связанная с особенностями отношения субъекта к внешне предметному и к социальному миру [28]; либо как устойчивое и активно поддерживаемое личностью ее образование [33;34]; либо как высшее ориентированное на себя оценочное образование личности, реализуемое через такие свойства личности как самоуважение и самооценка [3].

Самоотношение в его позитивном выражении рассматривается в качестве одной из жизненных потребностей человека, выражающейся в сохранении и повышении ценности своего Я [38]; или в качестве специфического, устойчивого и сильнейшего мотива [14; 39], защищающего от тревожности [39]. Наряду с мотивом чувства личного постоянства самоотношение трактуется как мотив самосознания [14, с. 235, 287].

Во всех рассмотренных выше определениях самоотношения как компонента самосознания делается акцент преимущественно на эмоциональном его характере, что вступает в определенное противоречие с разрабатываемой в отечественной психологии Мясищевым В.Н. и его последователями теорией субъективных отношений человека, особенно в части исследования их строения.

В следующей группе определений самоотношение анализируется с учетом строения и уровневой организации самосознания, сходства строения самоотношения и строения отношения человека к другому, несводимости самоотношения к набору эмоций или к парциальным самооценкам [5; 22; 34].

Самоотношение понимается Столиным В.В. [34] как обладающая собственным строением, относительно стабильная и активно поддерживаемая личностью, многомерная структурно-уровневая составляющая самосознания. В строении самоотношения выделяются оперативная эмоциональная система, реагирующая на актуально получаемые в процессах деятельности и общения субъекта знания о себе, и более или менее постоянное собственно самоотношение как предмет психологии самосознания. Функция первой системы – обеспечение немедленной эмоциональной сигнализации о смысле полученного знания о себе с точки зрения тех или иных потребностей и мотивов. Функция второй - обеспечение субъекту долгосрочной стратегии относительно самого себя, выражающейся во внешней социально-предметной деятельности и внутриличностной (внутрипсихической) активности. Как иерархическая структура самоотношение может быть представлено по критерию конкретности-обобщенности ее описания трояко: наиболее полно через обладающие предметным содержанием и эмоциональной спецификой внутренние действия (например, отбрасывание сомнений, самопоследовательность, самоукоризна и т.п.) в свой адрес; через более общий аспект или макроструктуру, включающую различные насыщающие отдельные действия эмоциональные компоненты (самоуважение, аутосимпатия, близость); через наиболее общий компонент самоотношения - общее глобальное чувство "за" и "против" себя, недифференцированное ни по предметному содержанию, ни по эмоциональной специфике, являющееся суммацией позитивных и негативных компонентов по трем эмоциональным измерениям и обладающее свойством аддитивности.

Таким образом, самоотношение многомерно [5; 34]: его структурными образующими для самосознания взрослого человека выступают четыре измерения: самоуважение, аутосимпатия, близость и предполагаемое, отрефлексированное человеком отношение к нему других, одновременное наличие которых зависит от уровня самосознания. Относительное постоянство самоотношения личности обеспечивается его аддитивностью, одновременным поддержанием глобального самоотношения на возможно высоком уровне и определенного аспекта самоотношения (прежде всего, самоуважения) на низком. Блокирование антипатии к себе в сознании человека является наиболее важным защитным механизмом самоотношения [34]. Выведение самоотношения из знаний о себе, связывание самоотношения и образа Я происходит только в феноменальном плане, субъективно.

Пантилеевым С.Р. самоотношение понимается как индикатор успешности самореализации субъекта как личности. Оно есть феноменологически представленное выражение (вербальная презентация) смысла "Я" для субъекта, в котором существуют две разноуровневые подсистемы – система самооценок (активно защищается в том числе и с помощью механизма самоподачи) и система эмоционально-ценностных отношений ("чистое самоотношение", презентирующее смысл "Я" для самого субъекта и функционирующее в режиме внутреннего диалога)" [10; 22].

При решении вопроса о строении самоотношения Пантилеев С.Р. [22] исходит из отказа от представлений об универсальном характере общего самоотношения и об аддитивности самоотношения в пользу его динамической иерархии, акцентируя внимание на семантически и эмоционально индивидуализированных формах самоотношения у разных субъектов. Иерархическое строение самоотношения выводится им из социальной ситуации развития, иерархии деятельностей и стоящими за ними смыслообразующими мотивами и мотивами-стимулами. "Каждая конкретная социальная ситуация развития задает иерархию ведущих деятельностей и соответствующих им основных мотивов и ценностей, по отношению к которым индивид осмышляет собственное "Я", наделенное личностным смыслом" [22, с. 45]. Выражение смысла "Я", согласно цитируемому автору, осуществляется как с помощью самооценочных суждений и сопровождающих их эмоциональных реакций, так и с помощью эмоционального самоотношения на общественно выработанном языке эмоциональных межличностных отношений. Самооценочная подсистема иерархизируется по принципу "психологической центральности" М. Розенберга (по степени отчетливости в сознании, субъективной значимости, последовательности и логической согласованности самооценок друг с другом), основана на оценке человеком собственной эффективности в достижении целей, связывается с эмоциями, сигнализирующими субъекту о том, способствуют ли его особенности успешности деятельности, побуждаемой мотивами-стимулами [22].

Эмоционально-ценностная подсистема самоотношения в меньшей степени зависит от успехов или неудач, в своей основе определяется смыслообразующими мотивами, не связана с характерологическими особенностями человека, не основывается на том или ином восприятии собственных личностных проявлений и не связана с формой презентации самооценки субъектов [10; 22]. Компоненты самоотношения, будучи не совпадающими и даже противоречащими друг другу, организуются в целостную систему по принципу смысловой интеграции, согласно которому смысловые отношения занимают более высокое место в иерархии, определяя, в итоге, обобщенное устойчивое отношение субъекта к самому себе [22].

Взаимосвязь самооценочной и эмоционально-ценностной подсистем осуществляется через сопровождающие их функционирование эмоциональные состояния (выражаются в чувстве тревожности, депрессии, самоуничижении) – в общем чувстве удовлетворенности или неудовлетворенности своими личностными свойствами.