Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Манойло А.В. - Технологии мягкой силы на вооружении США ответ России - 2015

.pdf
Скачиваний:
29
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
4.13 Mб
Скачать

Вудро Вильсона и др. Напрямую или косвенно эти учреждения участвуют в осуществлении внешней культурной политики американского правительства, что, в частности, проявляется в организации и проведении не раз упомянутых международных культурных обменов, организации выставок, взаимных обменов экспонатами для проведения экспозиций и т.д.

Весомую роль в реализации внешней культурной политики США и программ публичной дипломатии в целом играют неправительственные организации (НПО). Помимо федеральных ведомств на международной арене действуют сотни и тысячи НПО, которые напрямую или опосредованно выступают в защиту американских национальных интересов и способствуют созданию положительного образа США в мире. По некоторым данным, только во внешнеполитической деятельности США участвует около 15 тысяч НПО, всего же

в Америке их, по информации Госдепартамента, свыше миллиона282.

Развивают активность и международные НПО, а также исследовательские институты, занимающиеся изучением и непосредственно реализацией широкого спектра направлений культурной дипломатии в современных международных отношениях. Характерный пример – более чем активная научная и общественно-политическая деятельность расположенных в Берлине НПО – Института и Академии культурной дипломатии.

Итак, институт филантропических фондов стал одним из важнейших политико-экономических рычагов работы глобальных элит на территории США и одним из наиболее эффективных инструментов реализации политики «мягкой силы» в международном плане. Эти учреждения явились локомотивами продвижения идеологии «глобализма» (фонд

282 Ширяев Б.А. Внешняя политика США. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-

та, 2007. – С. 251.

192

Рокфеллера, в частности, поддерживал ряд организаций, пропагандировавших философию «либерального интернационализма»). Крупные фонды финансируются и создаются не только политически ориентированными институтами, такими как аналитические центры, но также играют ключевую роль в организации университетов и образовательных учреждений, в частности, в сфере изучения международных отношений. Через эти организации элиты получили возможность формировать идеи, обеспечивая постоянную гегемонию в обществе посредством производства и контроля над знаниями.

При этом частные филантропические фонды – главная опора сферы культуры в США и один из основных (хотя и негосударственных) институтов, реализующих культурную политику как внутри страны, так и вовне. Такая ситуация сложилась ввиду отсутствия в системе органов власти США культурного ведомства (аналога нашего министерства культуры) а также потому, что федеральные средства выделяемые на сферу культуры, часто значительно уступают взносам филантропических фондов.

2.1.4. Институты осуществления публичной дипломатии США

Понятие «механизм публичной дипломатии» подразумевает ряд правительственных и неправительственных ведомств, которые формируют и реализуют существующие программы публичной дипломатии в зарубежных странах.

В число ведомств, которые вовлечены в процесс формирования региональных приоритетов, содержания тех или иных программ, распределения финансирования, входят следующие органы исполнительной и законодательной власти США:

Отделы в Госдепартаменте по образованию и куль-

туре (Bureau of Educational and Cultural Affairs), по информационным программам (International Information Programs) и

193

по изучению зарубежной блогосферы (Digital Outreach Team);

Агентство международного развития (Agency of International Development) и Совет управляющих вещанием

(Broadcasting Board of Governors), которые формально явля-

ются независимыми ведомствами, но их главы подчиняются госсекретарю США;

Отделы по публичной дипломатии и Агентство по сотрудничеству в области обороны и безопасности министерства обороны;

Президент, Совет национальной безопасности и Конгресс США.

В число ведомств, которые занимаются реализацией программ публичной дипломатии, входят указанные отделы Госдепартамента, полуправительственные агентства, дипломаты США, а точнее – аппарат атташе по культуре США вместе с Информационными центрами США в зарубежных странах, благотворительные фонды и неправительственные организации США, такие как фонд «Евразия», Фонд Сороса, Фонд Маккартуров, Фонд Форда.

Кроме того, различные экспертные группы в Госдепартаменте, такие как Отдел планирования (Office of Policy, Planning, Resources) и Межведомственная рабочая группа по оценке образовательных программ публичной дипломатии

(Interagency Working Group (IAWG) on U.S. GovernmentSponsored International Exchanges and Training), Комиссия советников президента по публичной дипломатии (Advisory Commission on Public Diplomacy), различные мозговые цен-

тры (корпорация РЭНД или Центр стратегических исследований), также занимаются сегодня оценкой эффективности реализуемых программ.

Отделы в Госдепартаменте по образованию и культуре и информационным программам подчиняются заместителю госсекретаря по публичной дипломатии (Under Secretary for Public Diplomacy and Public Affairs) и являются

194

инстанциями, которые контролируют осуществление программ.

Названия отделов говорят об их основном назначении: так, Отдел по образованию и культуре занимается формированием и реализацией программ обучения, направленных на представителей элиты или лидеров в зарубежных обществах, а Отдел по международным информационным программам реализует программы по распространению особой печатной, электронной, визуальной и аудиоинформации о США. Также этот отдел готовит пресс-релизы (Washington files), поступающие в дипломатические представительства США и разъясняющие национальную внешнюю и внутреннюю политику.

В различные периоды эти отделы не раз реорганизовывались. После Второй мировой войны администрация Г. Трумэна под давлением со стороны Сената признала необходимость контроля Госдепартамента над программами публичной дипломатии, и в результате был создан особый отдел – Управление по международным информационным и образовательным программам. Созданное в 1953 г. Информационное агентство (USIA) имело независимый статус и до 1978 г. занималось в основном информационной пропагандой. Президент Дж. Картер значительно упростил механизм реализации академических программ и вывел управление по образованию и культуре из структуры Госдепартамента, против чего выступал в свое время сенатор У. Фулбрайт. Сотрудники управления фактически в полном составе были включены в состав Информационного агентства, переименованного в 1978 г. в Агентство по международным связям (АМС). Свое прежнее название – USIA – агентство вернуло только при администрации Р. Рейгана.

До октября 1999 г. Информационное агентство являлось основным администратором академических обменов, финансируемых правительством США. Под давлением республиканского большинства в конгрессе (1995–1999) администрация Б. Клинтона реорганизовала Информационное

195

агентство, и оно вновь было включено в состав Госдепартамента.

Должность заместителя госсекретаря по публичной дипломатии также претерпела значительные пертурбации после 2001 г. До этого на эту должность обычно назначались карьерные дипломаты или представители элитных университетов Северо-Востока (Гарварда, Йеля, Принстона). Администрация Дж. Буша-младшего кардинально изменила подход к качественным характеристикам главы публичной дипломатии. Для реализации политики по «продаже» положительного имиджа США, который стремительно падал в мусульманских странах, на эту должность стали подбираться специалисты, которые главным образом занимались продвижением товаров на рынке, маркетингом, т. е. специалисты из области бизнеса и делового администрирования.

Одной из таких фигур стала Шарлотта Бирс, назначенная на эту должность в 2001 г. Дж. Бушем-младшим с целью реализации политики улучшения имиджа США на Ближнем Востоке. До этого она успешно занималась продвижением продукции на рынке товаров известной продовольственной фирмы «Uncle Ben’s». В администрации Дж. Буша на Ш. Бирс возлагали большие надежды, и госсекретарь К. Пауэлл заявлял, что если реклама по продвижению товаров этой фирмы заставила его самого покупать их, то и Ш. Бирс сумеет заставить и мусульман «покупать» положительный образ США. Однако через 17 месяцев Ш. Бирс неожиданно подала в отставку, так и не сумев улучшить имидж США в странах Ближнего Востока.

В администрации Б. Обамы главой американской публичной дипломатии была утверждена Джудит Макхейл. Она занимала эту должность с 2009 по 2011 г. Основанием для ее назначения послужила эффективная деятельность Макхейл в качестве руководителя телеканала Discovery. Заняв кресло президента никому не известного канала в 1987 г., она сумела не только сделать Discovery чрезвычайно популярным в

196

США, но и завоевать широкое международное признание. Однако президента Б. Обаму привлекли не только организаторские способности Дж. Макхейл. В конце 1990-х гг. она успешно реализовала через свой канал серию программ, несущих в себе обширный и целенаправленный образовательный компонент и серьезно повлиявших на отношение мирового сообщества к острым социальным, экономическим и политическим проблемам Африки.

Именно умение Дж. Макхейл продвигать определенную идею через информационное сообщение и «продавать» на международном рынке определенные образы вселяет новые надежды в творцов публичной дипломатии США. Будучи высокопрофессиональным телевизионщиком, Дж. Макхейл проводит основные принципы публичной дипломатии США главным образом в информационных программах, поэтому функции Отдела по международным информационным программам сегодня значительно расширены. Именно Д. Макхейл предложила в июле 2009 г. совершенно новую стратегию публичной дипломатии США, которая реализуется сегодня Госдепартаментом США.

В своем вступлении под названием «Публичная дипломатия: национальный стратегический императив» Дж. Макхейл указала, в частности, на следующее:

1.Основная цель публичной дипломатии новой адми-

нистрации – это восстановление доверия (credibility) со сто-

роны зарубежной общественности к США.

2.Администрация Б. Обамы будет руководствоваться концепцией «умной силы» в реализации программ публичной дипломатии.

3.Концепция «вовлеченности» или «взаимодействия» (engagement), т.е. мягкое изменение политического режима авторитарных режимов посредством развития демократических институтов и гражданского общества, будет также широко использоваться в программах публичной дипломатии.

197

4. Такие страны, как Афганистан и Пакистан, обозначены приоритетными для реализации в них программ публичной дипломатии.

5) Молодежь, имеющая стремление к демократии, будет основной целевой аудиторией новой публичной дипломатии, поскольку именно она способна оказывать давление на авторитарные режимы.

6.Правительственная публичная дипломатия будет дополняться программами неправительственных организаций и частными инициативами.

7.Радио, спутниковое телевидение и Интернет названы в качестве основных методов реализации программ публичной дипломатии. Вторым по важности инструментом публичной дипломатии являются, по мнению администрации Б. Обамы, личные контакты между американцами и представителями зарубежного общества, а третьим – обучение зарубежной аудитории основам английского языка.

8.Еще одной новой чертой публичной дипломатии стал тезис о том, что США должны больше слушать зарубежную аудиторию, нежели «читать ей лекции», чтобы понять, как зарубежная целевая аудитория оценивает США и воспринимает месседж о США. Дж. Макхейл заявила, что необходимо больше считаться с интересами других стран, а США должны использовать своё лидерство для обеспечения людей объективной информацией.

9.Положительный имидж президента Б. Обамы будет широко использоваться в программах публичной дипломатии.

10.Необходимо отказаться от стратегии публичной дипломатии предыдущей администрации, направленной исключительно на силовую демократизацию стран Ближнего Востока. Президент Б. Обама заявил, что его публичная дипломатия в странах Ближнего Востока будет продвигать скорее идеи взаимного уважения, процветания, партнерства, а не принудительной демократизации.

198

Исходя из новой стратегии, вовлеченность, повышение доверия к Америке со стороны зарубежной публики, указание на Афганистан и Пакистан как самые приоритетные страны в публичной дипломатии США, использование сети Интернет, SMS-информирования, а также имиджа президента Б. Обамы являются сегодня новыми чертами публичной дипломатии США.

Летом 2011 г. Д. Макхейл подала в отставку и ее обязанности были переданы главе отдела по образованию и культуре Анне Сток (Ann Stock). Это назначение свидетельствовало о намерении администрации США усилить роль традиционных программ публичной дипломатии, таких как образовательные обмены и проекты в области культуры. Такой поворот событий был неслучайным, поскольку с 2010– 2011 гг. администрация США попыталась провести четкую грань между традиционной и цифровой дипломатией. Цифровая дипломатия, которая включала в себя и информационные проекты, реализованные при помощи сети Интернет, была сконцентрирована в руках помощника госсекретаря А. Росса, а такие традиционные направления, как образование и культура – в руках А. Сток. Поэтому и роль Д. Макхейл оказалась весьма неопределенной, что и послужило причиной ее отставки.

Однако через несколько месяцев Анна Сток подала в отставку, и с апреля 2012 г. публичную дипломатию США возглавила Тара Соненшайн (Tara Sonenshine). Ее первые шаги продемонстрировали намерение развивать цифровую дипломатию. Портал Twitter стал ее основным инструментом общения с мировой аудиторией, что нашло положительный отклик со стороны госсекретаря Х. Клинтон.

Созданием новых стратегий и оценкой эффективности реализованных программ публичной дипломатии занимаются такие ведомства Госдепартамента, как: Отдел планиро-

вания (Office of Policy, Planning, Resources for Public Diplomacy), который определяет политические приоритеты пуб-

199

личной дипломатии США и Отдел оценки программ пуб-

личной дипломатии (Mission Activity Tracker (MAT), ко-

торый был создан для измерения эффективности программ публичной дипломатии для достижения конкретных внешнеполитических задач.

Отдел планирования был образован в 2004 г. и является наиболее закрытым ведомством для широкой публики. Отдел формирует долгосрочные стратегии, разрабатывает программы публичной дипломатии, а также оценивает необходимое количество финансовых ресурсов для осуществления той или иной программы. С 2007 г. в Отделе функционирует сектор (Mission Activity Tracker) по изучению отношения зарубежной интернет-аудитории к США. Более того, от-

дельный сектор (Evaluation and Management Unit) в данном отделе занимается оценкой эффективности реализованных программ публичной дипломатии в разных странах. Время от времени сектор публикует краткие отчеты о некоторых реализованных программах (как, например, оценка эффективности реализации «программы Э. Маски» в России), представляюшие собой неоценимый источник информации не только о способах реализации той или иной программы публичной дипломатии США, но и о методах оценки эффективности этих программ, используемых американскими экспертами.

Отдел мониторинга зарубежной блогосферы (Digital Outreach Team) – правительственный механизм, который осуществляет программы публичной дипломатии Web 2.0. В 2006 г. в Госдепартаменте появилась группа специалистов для анализа сообщений и дискуссий, протекающих во всех возможных международных и национальных социальных сетях. Группа, состоящая из десяти специалистов, сделала основной упор в своей деятельности на сбор информации из арабских социальных ресурсов, в которых настроения антиамериканизма развиты в наибольшей степени. Кроме того, специалисты данной команды принимают участие в дискуссиях, регистрируясь в социальных сетях в качестве рядовых

200

участников или модераторов дискуссий. Команда пытается разъяснить пользователям поведение США на международной арене и противодействовать дезинформации, поступающей в социальные сети со стороны таких террористических движений, как Талибан и Аль-Каида.

В 2007–2008 гг. были созданы еще порядка пятнадцати отделов в Госдепартаменте, ЦРУ, Министерстве обороны, а также в Агентстве международного развития. Эти отделы занимаются анализом международных и национальных социальных сетей, блогов, чатов, а также транслированием позитивной информации о США в Интернет-ресурсы. Например, в ЦРУ был создан специальный отдел – Open Source Center, который ежедневно осуществляет мониторинг зарубежных Интернет-изданий газет и журналов и формирует реакцию на негативную информацию о США. Данные «ответы» распространяются через социальные сети и блогеров. Наибольшее число подобных отделов создано в Министерстве обороны США. Девять отделов, разбросанных по родам войск, занимаются анализом содержания сайтов, а также распространением позитивной информации о США по социальным сетям. Общее число аналитиков, занятых подобной деятельностью, сравнительно небольшое: около 500 человек. Каждый отдел, исключая некоторые отделы Пентагона, состоит из десяти-двенадцати сотрудников.

Межведомственная рабочая группа по оценке образовательных программ публичной дипломатии (Interagency Working Group (IAWG) on U.S. GovernmentSponsored International Exchanges and Training) занимает-

ся исключительно измерением эффективности программ обучения. Группа состоит из большого числа специалистов по разным странам, которые проводят анализ американских программ по каждой стране мира. Отчеты данного ведомства зачастую являются более содержательными, чем отчеты Отдела планирования. В настоящий момент американские эксперты используют два основных критерия для измерения

201