Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Колеров М. - Война- внешняя политика России и политическая борьба 1999-2009 - 2009

.pdf
Скачиваний:
6
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
8.22 Mб
Скачать

Das Futur Zwei: 2008 – 2009

Что может быть политически нового?

1.Признание Россией Южной Осетии и Абхазии

2.Признание Арменией Нагорного Карабаха

3.Признание Азербайджаном Турецкой республики

Северного Кипра

4.Федерализация Грузии без Южной Осетии и Абхазии — с автономизацией, кроме Аджарии, как минимум, Квемо-Картли (Борчалы)

5.Ассоциированные отношения Южной Осетии с

Россией (Северной Осетией)

6.Система региональной безопасности, созданная

Россией, Турцией и Ираном

7.Система региональной безопасности стран Каспийского моря

8.Система региональной безопасности России, Турции, Ирана, Армении, уравновешенная членами НАТО: Азербайджаном и Грузией (и Арменией? ).

9.Система региональной безопасности России, Турции и Ирана, включающая Азербайджан, Армению, Грузию.

10.Система региональной безопасности России, Турции, Ирана, Азербайджана, Грузии, Армении, включающая Абхазию и Южную Осетию (и Нагорный Карабах? )

11.Союз Армении и России по аналогии с Союзом Белоруссии и России

12.ПризнаниеСШАнезависимостиИракскогоКурдистана

13.Федерализация Украины

14.Конфедерация Молдавии и Приднестровья

41

ВОЙНА: ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА

На что нет ответа?

1.Восстановится ли единый фронт Турции и Азербайджана в отношении Грузии?

2.Насколько стабильным и перспективным будет аль- янс Турции и Ирана, особенно против Курдистана?

3.Когда вступят в НАТО Грузия и Азербайджан?

4.Вступит ли в НАТО Армения?

5.Когда будет реализован промежуточный план кара- бахского урегулирования «мир за земли»?

6.Гарантирует ли новая система безопасности кори- дор из Азербайджана в Нахичеванскую автономию по аналогии с Лачинским коридором в Карабах или протектором Нахичевани останется Турция?

7.Когда политически реализуется крымско-татарский сепаратизм в Крыму?

8.Станет ли Турция вторым, после России, гарантом безопасности независимой Абхазии?

9.Какие новые цели определит себе радикальное ис- ламское и иное диверсионное подполье на Северном

Кавказе России, а также в Абхазии?

21 августа 2008

После победы, накануне войны: принуждение к власти

Война в Южной Осетии рез- ко ускорила историческое время, переживаемое Россией. И не только потому, что многие конфликтные прогнозы и предупреждения, о которых твердили обществу добро- вольные «ястребы» против многочисленных конъюнктур- ных «голубей», оправдались.

Бог миловал Россию: высшая государственная власть спасла страну от самого страшного преступления, кото- рое только может преследовать всех живущих и действу- ющих на Кавказе, — от слабости. Принуждение к миру, совершённое Россией в Грузии, спасло осетин и абхазов от уничтожения, отодвинуло от всех нас мучительную «войну всех против всех» на СеверномКавказе, сохранило целостность нашей страны, прекратило отвратительную ложь бесхребетного «партнёрства», которую так истори- чески долго, больше двадцати лет, была вынуждена тер- петь страна, отступая перед цивилизаторами-расистами, гитлеровскими коллаборационистами и воспитателями

Бен-Ладена.

43

ВОЙНА: ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА

Глобальный финансовый кризис, начавшийся в США, уничтожил инвестиционно-банковский бизнес, а вместе с ним — и саму «философию капитализации», когда цена экономики любой страны прямо зависит от медийной упаковки, от того, что увидела в своём телевизоре амери- канская пенсионерка. Желтизна съела свой собственный капитал. Самодостаточный, охамевший американский PR остался наедине со своей упаковкой, которая из за ка- кого то странного провинциализма всё ещё считается убедительной в Старом Свете и в России, особенно в дип- ломатической их части.

Время изменило свой ход потому, что исторический опыт России слишком обилен классическими примера- ми переменчивости судьбы, когда завоёванное русским оружием — в пыль уничтожалось русской дипломатией, в бессмыслицу забалтывалось русской бюрократией, в ли- тературныйанекдот превращалосьрусскими«пикейными жилетами». Победа в пятидневной войне, одержанная Россией в самый острый момент общенациональной опас- ности, за которой внятно для всех вырисовывалась близ- каякатастрофа,быласпасением,нонеокончаниемдрамы. Драмы впереди. И от них так же не спасёт «партнёрская» вежливость.

Так насильники, шутя, всё ближе ходят кругами­ наджертвой,покаона,вбезумнойнадежденаслучай,стес- няется сопротивляться. И становятся истребительными машинами, как только жертва осмеливается на сопротив- ление.

Привыкнув смотреть на происходящее внутри страны изеёпостсоветскогоконтекста,ясявнымудивлениемвос-

44

Das Futur Zwei: 2008 – 2009

принимал оживившиеся аккурат перед войной разговоры о внутриполитической «оттепели». Казалось отчаянным солипсизмом — здесь, перед лицом наступающих вокруг наших границ с своей машинной логикой войн — ко- му то вести речь о демобилизации, «либерализации» и «оттепели» государства. Но это не болезненный солип- сизм, а предательство — новые вызовы требуют новой мобилизации, для которой нерушимый блок «голубей», бюрократов смутного времени и «пикейных жилетов» — может быть, в лучшем случае, лишь пассажиром.

«Мир ловит» нас в статику победы ли, нарушений ли статус-кво, но мы не имеем права остановиться — мы не можем «отличать» этой победы от пораженья. Потому что мир для нас становится более справедливым, но менее комфортным. Достойная жизнь вообще дискомфортней самоубийства.

Мобилизация присутствия России в Евразии не может бытьисчерпананидипломатией,ниобороной,нимодным, но быстро устаревающим, мифом глобализации и «гума- нитарного обмена». Само экономическое преимущество России здесь, теперь, после того как глобальный финансо- вый кризис открыл уничтожающий «огонь по (финансо- вым) штабам», к счастью, отвязалось от пиарной пупови- ныкапитализации.Когдарыночныймирбежитотценных бумаг — инвестируя в технологии и материальные ресур- сы, Россия успешно может только на своем континенте завязывать узлы новых валют с логистикой инфраструк- туры, транзитом, трафиком рабочих рук и знаний.

Вот именно знания о том, что окружает нас у наших границ и адекватная знаниям власть России на постсовет-

45

ВОЙНА: ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА

скомпространстве—болеевсеговдефиците.Вналичии— этнографическая пропаганда, советская информационная война, псевдокультурное доминирование жёлтой прессы, рассказывающей о России на языке гламура, криминаль- ной хроники и софт-порно, ничтожный экспорт образо- вания, непреодолимая ксенофобия миграционной поли- тики, брежневские поцелуи «друзей», минимальная, даже в минимуме своём скупленная западными и восточными грантами, наука о тех, кто нас окружает. Кто сам в себе, для себя и для нас, таит новую угрозу.

Сентябрь 2008

Плевна навсегда. Инфляция эксклюзива

1.

На Старой площади Москвы, рядом с ведомствами, ведущими круглосуточную борьбу заинтересынарода,вотуже120летстоитчасовня-памят- ник тысячам русских воинов, 130 лет назад пожертвовав- шим жизни в бою под болгарской Плевной, и выжившим, пожертвовавшим на эту чугунную часовню свои гроши. Когда эта часовня возводилась, все политические ре- зультаты кровавой и победной русско-турецкой войны 1877–1878годовзаосвобождениеБолгариибылиужебез- возвратно потеряны русской дипломатией и на Балканах, и в самой Болгарии. Это памятник славы русского ору- жия и поражения русской дипломатии. Потому он лишён помпезности и не любим пропагандой.

Когда Россия только ещё начала побеждать в авгус- товской войне 2008 года, единственным содержанием которой была защита осетинского народа и вместе

47

ВОЙНА: ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА

с ним — защита себя самой от резни, подготовленной, профинансированной и совершённой шакалами «евро- пейских ценностей», каждый русский человек, в чьём ис- торическом и культурном сознании живы 1878 год и его трагический доброволец Всеволод Гаршин, спрашивал себя: что теперь будет и с этой победой?

После 1878 года были дипломатическая капитуляция на Берлинском конгрессе, уничтожившая большую часть плодов победы, ступор и конец Великих реформ, расту- щее разочарование левых, правых и центра, поиск выхо- да в «диктатуре сердца», 1 марта — убийство монарха и, на следующий год после поставления памятника Плевне, самоубийство Гаршина.

В русском историческом сознании слишком живы все эти итоги войны за освобождение Болгарии, чтобы оно не сравнивало их с войной за защиту и освобождение Южной Осетии, с итогами признания независимости Абхазии. Мы, свидетели и участники двадцатилетнего унижения России, слишком хорошо знаем, что, сколь бы ни были катастрофическими экономические итоги со- ветской власти, как бы убийственна ни была для СССР

и затем России агрессивно-невнятная смесь националь- ной политики, главным инструментом нашей капиту- ляции была именно дипломатия, каста государственных служащих, в наименьшей степени связанная с жизнью своей страны и жертвами её народа. Эта капитуляция сформировала такие внешние условия новой России, ко- торые не только идейно и территориально поставили её на грань выживания, но и функционально почти лишили её права на самозащиту, ultima ratio любой политики.

48

Das Futur Zwei: 2008 – 2009

Но и эти последние, в условиях недавней России едва ли не равные смелости кролика, припёртого к стене, «кроличьи» аргументы самоотверженной самозащи- ты — только начало ежедневной мучительной работы, столь мало любимой русскими бюрократами, готовыми героически умирать, но крайне мало способными му- жественно жить. Мы боимся, что русская дипломатия

вочередной раз принесёт победы своей армии и страны

вжертву своему «европейскому» комфорту. И Плевна станет памятником новым «победам».

2.

Мучительный блеск постсоветской бюрократии, не- мым стадом дожидавшейся политической воли лидеров страны к элементарной самозащите, слишком памятен нам из августа 2008 года. Пока год за годом, в пятидеся- тикратном увеличении только прямых военных расхо- дов Грузии, на Россию надвигалась большая кавказская катастрофа, перед лицом которой почти любое решение было наихудшим — и отступление с Кавказа на Волгу и Дон, и демонстрация силы без её применения, — поч- ти не было бюрократических голосов, которые бы хоть отчасти резонировали с общественным предчувствием катастрофы. И общество не может не видеть, что едино- гласный бюрократический хор прозвучал не тогда, когда президент, премьер, армия и русское общество начали войну за Осетию и Россию, а лишь когда победа стала

фактом.

49

ВОЙНА: ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА

Бюрократический хор остался хором, а не систе- мой мужественных усилий. Иначе август и сентябрь 2008 года не стали бы временем беспрецедентного мему- арно-медийно-аналитического бенефиса первых лиц го- сударства, Медведева и Путина — первых лиц, а не госу- дарства. Иначе не пришлось бы им лично, а не десяткам ведомств и тысячам специально обученных чиновни- ков, в нарушение привычной и для Запада, и для России меры откровенности и дозы присутствия, эксклюзивно выступать едва ли не перед всеми разновидностями аналитической мысли, СМИ, корпораций. Торговать таким эксклюзивом, вступать в игру с такими джокера- ми, разумеется, беспроигрышная стратегия для мелких игроков административного рынка.

Вот только на следующий день она превращается в полууспешную тактику просвещения лидером страны уже не корпораций, а каждого немецкого дурака с те- лекамерой, чьи фаршированные «европейскими цен- ностями» мозги хорошо дополняются европейской те- лецензурой. Что поделаешь? Там, где бюрократический хор сменился бюрократической Плевной, эта инфляция

безальтернативна.

3.

Адвокаты Сталина всегда испытывают неудобство перед лицом миллионных жертв сталинского СССР. И напротив, хорошо чувствуя эту кровь и проводя прямую аналогию между советским, сталинским и русским, шакалы «европейских ценностей» уверенно со- ревнуются в подсчётах всё большего числа жертв: 5, 10,

50