Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гаврилова Л. учебник.doc
Скачиваний:
980
Добавлен:
14.02.2015
Размер:
1.89 Mб
Скачать

Б

Слово и музыка. Аллилуйя

ольшое значение придавалось единству слова и музыки, что подтверждают целый ряд высказываний авторитетов христианской церкви. «В то время, как ваш язык поет, пусть разум ваш отыскивает смысл слов, чтобы вы могли петь душой, а также разумом» - указывалВасилий Кесарийский2. «Пусть слуга Христа поет так, чтобы не голос певца, а поющиеся слова доставляли удовольствие» - Иероним Блаженный3.

Несмотря на гегемонию слова, в христианскую литургию была допущена и бессловесная музыка – распевание слова «Аллилуйя». Израильский царь Давид сочинил псалом (105), завершающийся мощным хоровым «аллилуйя». По указанию Давида этот псалом был исполнен левитами перед ковчегом Господа:

Спаси нас, Боже, Спаситель наш!

Собери нас, и избавь нас от народов,

Да славим святое имя Твое

И да хвалимся славою Твоею!

Благословен Господь, Бог Израилев,

От века и до века!

Аминь! Аллилуйя!

«Аллилуйя» обрело значение определенного рефрена, употребляясь в различных текстах. Например, Псалом 103 «Благослави, душе моя, Господа». В «Апокалипсисе»:

Аллилуйя!

Спасение и слава,

И честь и сила Господу нашему!

Аллилуйя!

Хвалите Бога нашего,

Все рабы Его и боящиеся Его,

Малые и великие.

Пение «аллилуйя» превратилось в вокализированную «музыку без слов», своеобразное слогосочетание.

Августин пишет: «Мы поем в установленные дни, но думаем о нем каждый день». Согласно ему же, «Аллилуйя» пели в течение 50-ти пасхальных дней: «Пришли для нас дни, чтобы петь аллилуйя… Будьте внимательны, вы, знающие как славить и как петь в сердцах ваших Господу.. и хвалите Бога, ибо это – аллилуйя». «Аллилуйя должно петься во все эти пятьдесят дней… оно пелось рано утром…». «Пойте с ликованием. Ибо это [означает] хорошо петь Богу – петь с ликованием. Что же это такое – петь с ликованием? Быть неспособным выразить в словах то, что поется сердцем…, сердце ликует без слов. И громадный простор радости не имеет границ». По Августину, ликование – это особое состояние души, высшая степень восхищения и упоения. Когда никакие слова не в состоянии передать весь восторг и радость, бушующие в человеке, когда невозможно выразить нахлынувшие чувства при созерцании величия Бога.

Х

Псалмодическое пение

ристианская певческая традиция по своей природе является одноголосной -монодической.Причем, в 4 веке формируется особый декламационный тип интонирования псалмов, который получил названиепсалмодия.

Первые сведения о декламационном стиле в церковном пении дошли до нас из высказываний Афанасия Александрийского (293-373гг.), являющегося, вероятнее всего, самим его создателем: «Божественному писанию подобает славить Бога не только слитным произношением, но и растянутым. Слитным произносятся слова Законов, Пророков и все исторические вместе с Новым Заветом. Растянутым произносятся слова псалмов, од и песен». Из комментариев св. Августина (354-430гг.) ясно, что под растягиваемым стилем произношения понимается речитация4на определенных тонах: «Иногда мне сильно хочется, чтобы и в моих ушах, и в ушах верующих не звучало тех сладостных напевов, на которые положены Псалмы Давида. Мне кажется, правильнее поступал Александрийский епископ Афанасий, который – помню, мне рассказывали – заставил произносить псалмы со столь незначительными модуляциями, что это была скорее декламация, чем пение». Этот стиль является первоначальным видом монодии, который употреблялся во время христианской службы.

Д. С. Шабалин предлагает следующую версию, объясняющую возникновение монодии. Архитектурно-аккустическое пространство базилики (где стали проходить службы после 313г.) создавало эффект значительной реверберации звука. Обычная высотно-глиссандирующая речь распространялась в виде сплошного гула. Прояснение речи наступало лишь тогда, когда она произносилась на определенной высоте звука. Она приобретала внятность и звучность. Такое произношение Священного писания торжественностью своего высотно-определенного звучания способствовало возвышению церковного богослужения до уровня, соответствующего его статусу.