Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гаврилова Л. учебник.doc
Скачиваний:
980
Добавлен:
14.02.2015
Размер:
1.89 Mб
Скачать

В

Литература

литературе любовь к латыни как универсальному языку гуманистической учености (который стремятся восстановить в ее выразительном античном богатстве) соседствует со стилистическим совершенствованием национальных, народных языков. Городская новелла и плутовской роман наиболее ярко выражают живой и задорный универсализм ренессансной личности. Для эпохи также характерны роман как таковой и героическая поэма (тесно связанные со средневековой авантюрно-рыцарской традицией), сатирическая поэзия и проза (образ мудрого шута обретает теперь центральное значение), разнообразная любовная лирика, пастораль как популярная межвидовая тема. В театре на фоне бурного развития разных форм драмы выделяются пышные придворные феерии и городские празднества, порождающие красочные синтезы искусств74.

В

Музыка

музыкальном искусстве эпохи Возрождения своего высшего расцвета достигают духовные жанры. Центром композиторского профессионализма по-прежнему оставалась церковь, поэтому магистральным жанром эпохи стала месса. Она оказалась идеальным формой для воплощения централизующей идеи Бога, возвышенной сферы философского созерцания, настроения глубокой сосредоточенности, погруженности во внутренне созерцание Бога в себе, отрешенности от всего обыденного, мирского, суетного. Месса является крупной циклической формой, многоголосной полифонической композицией, пронизанной единой тематической идеей. В качестве тематического источника используются как мелодии григорианских хоралов, так и светских песен. Значительную эволюцию претерпевает и жанр мотета: от изоритмии к строфической имитационной форме; от разнотекстовости к однотекстовости; от бифункциональности к чисто церковной практике бытования.

В культуре Возрождения складываются и многообразные формы светского музицирования. Расцвет городов, развитие придворных традиций музыкального искусства способствовали появлению большого числа придворных капелл, привлекавших на службу крупнейших музыкантов, а также формированию жанров, тесно связанных с бытовыми и фольклорными традициями. Существенно, что жанровая панорама светской музыки отличается ярким национальным своеобразием. В Италии развиваются фроттола, виланелла, мадригал; во Франции расцветает шансон; в Испании – романсеро, вильянсико; в Германии – Lied.

Подобно многоликой картине художественных национальных школ Возрождения, многообразна география композиторских школ Европы. Центральную роль в развитии западноевропейской музыки сыграла школа нидерландских полифонистов, сложившаяся в XVвеке и оказавшая мощное влияние на развитие национальных композиторских школ в ЕвропеXVIвека: итальянской, французской, немецкой, испанской, английской. Именно в творчестве нидерландских мастеров формируется имитационная полифония, а у Й. Окегема и Я. Обрехта в концеXVстолетия складываются нормыполифонии строгого стиля.Этот стиль станет определяющим для творчества всех композиторовXVIвека.

Нидерландская полифоническая школа

В

Предпосылки для формирования композиторской школы европейского значения

ХV– началеXVIвека Нидерланды75 были едва ли не самым могущественным и процветающим государством Европы. Это был своеобразный перекресток мировой торговли – крупный морской порт. В стране активно развивалась промышленность, особенно сукнодельческие фабрики. Не случайно города Нидерландов являлись крупнейшими центрами науки, философии и искусства. В области философии и литературы крупнейшими фигурами являлись Эразм Роттердамский и Ян Руисброк. Особенно высокого развития достигает музыка, которая звучала повсюду, сопровождая все стороны общественной жизни: в соборах, во дворцах, в купеческих и цеховых собраниях, в частных домах и на улицах. По свидетельствам иноземцев, посещавших страну, народ Нидерландов был необыкновенно музыкален. Бюргерская – городская культура определяла многое, как в профессиональном, так и народном искусстве. Особую роль в светской культуре играли капеллы, создаваемые при дворах влиятельных феодалов, герцогов и князей. Помимо этого, существовали объединения народных музыкантов и «риторические камеры» - литературно-ремесленные цеха (близкие немецким мейстерзингерам76), где большую роль уделяли музыке. При кафедральных соборах создавались специальные школы певчих –метризы, которые можно назвать первыми профессиональными учебными музыкальными заведениями в Европе. Там изучали не только музыку, но и все семь свободных искусств тривия (грамматика, риторика, диалектика) и квадривия (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Именно из метриз вышли известные нидерландские музыканты и ученые.

Все эти социально-исторические условия создали благоприятную почву для формирования в ХVвеке в Нидерландах крупнейшей композиторской школы. Она стала наследницей высокоразвитой французской полифонической культуры, что объяснялось не только территориальным соседством с Францией. Но тем обстоятельством, что, начиная с 1384 года, различные области Нидерландов захватывались правителями герцогства Бургундского, а к 1441 году страна была полностью включена в состав Бургундского герцогства. В 1477 году Нидерланды были присоединены в империи Габсбургов – «Священной Римской империи немецкой нации». Данными историческо-социальными особенностями предопределяется двойственный характер нидерландской культуры – это коснулось и особенностей языка, и общности с сокровищницей немецкой народной песни, и преемственностью с французскими музыкальными традициями.

Непосредственным предшественником нидерландской полифонической школы была бургундская группа французских музыкантов, которую можно рассматривать как своего рода французский компонент того, что станет нидерландской школой. Это Пьер Фонтен, Рихард де Локевиль, Никола Гренон, Арнольд и Гуго де Лантен, Иоганн де Лимбургия и некоторые другие французские мастера, действовавшие в герцогстве Бургундском, главным образом в кафедральном соборе Камбрэ или при дворе герцога Филиппа Доброго. Они представляли в основном французскую полифоническую традицию, хотя были не чужды и итальянским влияниям. Достаточно сказать, что Фонтен, Гренон, оба де Лантена побывали в Италии, и им доводилось также работать в Риме.