Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ya_thesisfull_cc

.pdf
Скачиваний:
33
Добавлен:
15.03.2015
Размер:
1.1 Mб
Скачать

Глава третья

Модели стихир XV-XVIII веков

Пятнадцатый век занимает особое место в истории развития древнерусской культуры и древнерусского певческого искусства как части этой единой культуры. Начало века ознаменовано важным событием церковной жизни – введением нового, так называемого Иерусалимского устава богослужения.

Развитие древнерусского певческого искусства неразрывно связано с развитием русского православного богослужения. Поэтому смена церковного устава и связанные с этим изменения в порядке богослужения, ведут к значительным изменениям в профессиональной певческой культуре. Изменения коснулись практически всех аспектов профессиональной певческой культуры. В течение пятнадцатого века происходят изменения в системе записи песнопений – изменяется словарь знамен. Одновременно с этим процессом формируется новая система певческих нотированных книг. В первой половине пятнадцатого века появляются нотированные кодексы, построенные по принципу «певческих энциклопедий» [1] В состав таких сборников входят, как правило, такие книги как Ирмологий, Октоих, Стихирарь месячный и Стихирарь постный. Состав песнопений Стихираря постного в этот период изменяется незначительно. Следовательно, мало изменяется и система моделей этой книги. Гораздо больше меняется Стихирарь месячный.

Начиная с пятнадцатого века активизируется процесс канонизации русских святых. Формирование отечественного пантеона святых связано с развитием русского месяцеслова, и следовательно – созданием целого ряда служб русским святым. Расширение месяцеслова обусловило направление эволюции Стихираря

71

месячного – певческого кодекса, в котором фиксировались стихиры календарного круга. [2] Процесс эволюции Стихираря месячного непосредственно связан с

процессом развития системы подобнов стихир, поскольку стихиры являлись важной частью вновь создаваемых чинопоследований. В новых службах стихирам «на подобен» отводилось значительное место. В новом Иерусалимском уставе, в отличие от прежнего, Студийского, предписывалась малая вечерня перед великой. Поэтому к традиционным группам стихир-просомойонов великой вечерни и утрени, добавились стихиры «на подобен» на «Господи воззвах» и на стиховне малой вечерни.

Н.С.Серегина приводит список излюбленных моделей стихир на отечественные памяти. Модели расположены по степени употребительности от более к менее употребительным (цифрой в скобках мы отметили гласовую принадлежность моделей):

«Кими похвальными»(2), «Яко добля»(4), «Небесным чином»(1), «О преславное чюдо»(8), «Дом ефраитов»(2), «Радуйся»(5), «Даст знамение»(4), «Зван свыше»(4), «Преподобне отче»(5), «Что тя наречем»(8), «Все упование»(6), «Терпяще мучения»(2), «Ангельския»(6), «Егда от древа»(2), «О дивное чюдо»(1). [3].

Этот перечень свидетельствует о том, что круг моделей вновь создаваемых песнопений значительно меньше, чем круг подвижных образцов предшествующего периода. В этом списке преобладают образцы четных гласов, а песнопения третьего и седьмого гласа не представлены вовсе. Необходимо также отметить, что из пятнадцати приведенных моделей, девять являются стихирами минейного репертуара, а одиннадцать - первые аутомелоны цикла.

Наряду с полными стихирарными сводами, включающими десятки, и даже сотни песнопений славянским памятям, на основе Стихираря месячного формируется книга Праздники. Состав этой книги определяется кругом великих (двунадесятых) праздников. [4] В эту книгу вошли древнейшие песнопения, которые фиксировались в

72

пергаменых списках Стихираря месячного уже с XII века. Тем не менее, круг моделей певческой книги Праздники значительно сокращен по сравнению с моделями Стихираря предшествующего периода и составляет всего десять песнопений (мы их также располагаем по порядку убывания употребительности):

«Небесным чином» (1), «Дом ефраитов»(2), «О дивеное чюдо»(1), «Всеупование»(6), «Радуйся»(5), «О преславное чюдо»(8), «Яко добля»(4), «Дал еси знамение»(4), «Тридневно воскресл» («Третии день»)(6).

Таким образом, система пения «на подобен» в Стихираре месячном развивается за счет создания новых песнопений на отечественные памяти. Для распева вновь создаваемых текстов используются не все аутомелоны, а лишь ограниченный круг образцов. Те же напевы звучат и в службах двунадесятых праздников. Можно сказать, что существует довольно ограниченный круг мелодий, которые являются своего рода «интонационной базой» служб календарного цикла. Видимо, именно эти, чаще других звучащие напевы, могли восприниматься как интонационная и стилевая норма эпохи.

Втечение пятнадцатого века формируется нотированный Октоих. Как отмечает З.М.Гусейнова, нотированная книга Октоих складывается в трех разновидностях: собственно Октоих, Шестоднев и Изборный Октоих [5] Более всего получили распространение первая и вторая разновидности этой книги. Изборный Октоих также встречается достаточно часто, хотя и не в “чистом” виде. Основу изборного Октоиха составляют осмогласные подборки песнопений Октоиха. Например, “Стихиры воскресны на 8 гласов”, “Степеннные антифоны на восемь гласов” и т.д. [6]

Впятнадцатом веке, вместе с появлением нотированного Октоиха, продолжается традиция древних «Подобьниц» Типографского устава: появляются устойчивые разделы певческих рукописей, которые построены по осмогласному принципу и имеют самоназвание «Подобники (подобны) на восемь гласов». [7] Эти

73

подборки существуют в рукописной традиции вплоть до XVIII века, а в 1772 году включаются в изданный св.Синодом нотный Октоих. [8]

Мы выделяем несколько этапов существования «Подобников» в рукописной традиции» в зависимости от того, в какой певческой книге они записываются. Первый этап – это древнейший период, эпоха Кондакарей. В эту эпоху существуют только «Подобьницы» Типографского устава и гипотетическая подборка из Благовещенского Кондакаря. Второй период связан с тремя подборками, которые существуют в составе сборников-конволютов: это два подобника из ефросиновского сборника (КБ 9/1086) и подобник из рукописи Тр 408. Первые две относят в 20-40 гг. XV века, третью подборку – ко второй трети этого столетия. Третий период охватывает более полутора столетий (с последней четверти XV до первой половины XVII вв.) и условно может быть назван “эпохой Октоиха”, так как в этот период подобники чаще всего либо примыкали к Октоиху,либо являлись частью изборного Октоиха. Следующий – четвертый -период существования подобников связан с книгой Обиход и приходится на первую половину XVII – XVIII вв. Последний период существования подобников, который будет нами рассматриваться – это время существования нотолинейных версий подобников, которые помещались в книге Ирмологион (Ирмологий). Этот период охватывает весь восемнадцатый век.

74

§ 1. Подобники XVпервой половины XVII вв.

В сборнике инока Ефросина (РНБ, КБ 9/1086 [9]) находится две подборки моделей стихир. Весь сборник датируется 70-ми гг. XV века, подобники же, по крайней мере на тридцать-сорок лет старше: их относят к 20-40 гг XV столетия. Как показывает почерковедческий анализ, они написаны разными писцами: первый сборник написан «почерком три», второй – «почерком четыре». Ни один из этих почерков не определен как ефросиновский.

На вопрос о происхождении этих подборок пока не существует ясного и однозначного ответа. В то же время совершенно очевидна их генетическая связь с древними «Подобьницами»: об этом свидетельствуют принцип строения подборок, характер заголовка и наличие одинаковых текстов в составе. Мы попытаемся установить, какое место занимают эти подборки в развитии системы подобнов стихир. Для этого нам необходимо исследовать каким образом эти подборки соотносятся: а) между собой и с ближайшей по времени подборкой из рукописи Тр408, б) с рукописями предшествующе эпохи, в) с подборками следующей эпохи.

Обе подборки ефросиновского сборника (первую мы обозначим КБ1, вторую КБ2) нотированы. Начало тетради, в которой записана первая подборка, утрачено: она начинается с третьей строки богородична первого гласа «Небесных чинов» (слова «крепкая помощнице» л.277). Видимо в рукописи, из которой изъята эта тетрадь, подборка начиналась на обороте предшествующего листа. Подборка КБ2 не имеет конца: она обрывается после второй строки песнопения восьмого гласа «Что вы наречем» вместе с окончанием л.297 об. Обе подборки не имеют заголовка. Обе подборки нотированы не полностью. Без крюковой строки в обоих случаях записаны тексты «Свыше званыи» четвертого гласа, «О преславьное чюдо» восьмого гласа; в обоих случаях нотирована только первая

75

строка аутомелона пятого гласа «Радуйся» [10]. КБ1 и КБ2 различаются по числу представленных в них образцов: в первом случае подобник включает 21 песнопение, во втором – 27. Можно предположить, что первоначально КБ1 состояла из 23 песнопений: одинаковый порядок расположения моделей первого гласа в обеих подборках позволяет дополнить первый глас текстами «Прехвальнии мученицы» и «О дивьное чюдо». Разница в количественном составе существует не только из-за утраты песнопений первого гласа в КБ1, но также из-за меньшего количества образцов второго гласа (нет песнопений «Терпяще мучения» и «Просветителя нашего») и отсуствия образцов седьмого гласа.

Сравнение подобников ефросиновского сборника с подборкой Тр408 обнаруживает как сходство, так и различия. Основные отличия подобника Тр408 в том, что эта подборка во-первых не нотирована, а во-вторых имеет довольно развернутый заголовок: «Подобники певаемы от осми гласов по всему году в минеях и в ох[тае]” [11]. Особенностью этой подборки является то, что целый ряд образцов только упоминается в виде инципита со ссылкой на рядовые певческие рукописи (приводим с раскрытием сокращений и титлов): «О дивное чюдо писан месяца августа в 15 день”. Таким образом записаны шесть из 29 образцов. В ефросиновских подборках также встречается пример инципитной ссылки. В КБ1 антифон третьего гласа «Поставиша тридесят» предлагается смотреть «в страстех». Такого рода отсылки довольно часто встречаются в подборках следующих периодов. Но если в систему ссылок Тр408 включены только Стихирари, то в более поздних подборках упоминается также Октоих.

Итак, самая полная из трех подборок – Тр408 включает 29 песнопений. Совершенно очевидно, что произошло сокращение численности моделей по сравнению с «Подобьницами», также изменился состав подборок. В новые подобники не вошел целый

76

ряд песнопений «Подобьниц», прежде всего - все те песнопения, которые не использовались как модели в Стихирарях предшествующего периода. Появились также новые образцы из числа моделей пергаменных Стихирарей, которые также входят в состав более поздних подобников (цифры в скобках обозначают глас): «Просветителя нашего»(2), «Поставиша тридесят»(3), «О преславьное чюдо»(8), «Мученицы Твои»(8). Произошло перемешение аутомелона «Терпяще мучения» к моделям второго гласа, а модель пятого гласа из «Подобьниц «Радуися постъныих» заменена на «Радуися живоносный кресте». Некоторые модели, появившись только в одном-двух списках, исчезают из подборок: «Господь вшед на крест» (четвертый глас, КБ2), «Мученицы Твои»

(шестой глас, Тр408, КБ 573/830).

Общая особенность трех рассматриваемых подборок – наличие среди моделей первого гласа богородична «Грешних молитвы». В следующем периоде (в конце XV – первой половине XVII вв.) это песнопение бесследно исчезает из подобников, но неизменно включается в «Богородичны на осьмь гласов». «Богородичны», которые часто соседствуют в рукописях с подобниками, как правило, примыкают к Октоиху или являются его частью. В следующих периодах в состав «Богородичнов» иногда включается стихира «Небесных чинов», а в подобнике, расположенном следом, может быть указано, что «Небесных чинов» писан в «Богородичнах». [12]. На наш взгляд, включение богородична «Грешних молитвы» в подборки из конволютов свидетельствует о том, что, подобники и «Богородичны» были «взаимопроницаемыми» и мыслились как части Октоиха . Это предположение подтверждается также наличием в списке КБ2 в четвертом гласе текста «Господь вшед на крест», который в последующую эпоху, наряде с «Грешних молитвы» часто встречается в составе «Богородичнов на восемь гласов».

77

Таким образом, в рассматриваемый период идет процесс формирования и стабилизации состава подобников и определение их места в системе нотированных певческих рукописей.

Сравнительный семиографический анализ КБ1, КБ2 и «Подобьниц» Типографского устава показывает, что версии подборок XV века безусловно более близки между собой, чем с древней версией. Разночтения касаются, прежде всего, знакового состава строк и графического оформления кадансов. Соотношение синтаксиса мелодических и текстовых строк в основном сохраняется. Остается неизменным преобладание речитативно-силлабического склада и характерного для него строения строки: интонационновыразительные начало и конец строки и речитативная середина. (Пример 9). Таким образом, три рассматриваемых подобника представляют переходный этап, сочетая в себе черты как предшествующей эпохи, так и наступающего нового этапа в развитии древнерусского певческого искусства.

* * *

Следующий этап существования подобников (с последней четверти XV до первой половины XVII века) по времени совпадает с периодом в истории древнерусского певческого искусства, который обычно определяют как “эпоху расцвета”. Это время связано с активными мелодическими поисками, становлением нового мелизматического стиля, бурным развитием местных певческих школ. [13]

В существовании подобников это время отмечено стабильностью состава, структуры и места в певческих рукописях. Количество подобников в этот период значительно увеличивается, они становятся почти обязательным разделом крюковых певческих

78

сборников. Так, почти три четверти из числа нотированных певческих сборников конца XV начала XVII из Епархиального собрания ГИМ, имеют в своем составе «Подобники на восемь гласов». [14] При описании подобников этого периода мы попытаемся выявить

типовые черты подборки: состав, структуру, место в рукописи и семиографию, а также отметить основные отклонения от центральной тенденции. Материалом для анализа стали 56 списков подобников из древнерусских певческих рукописей.

В рассматриваемый период существует два типа подоборок: “Подобники на восемь гласов” и “Указ подобником”. Подборки первого типа составляют большинство. Они нотированы и входят в состав певческих нотированных рукописей.

Подборки второго типа немногочисленны: нами выявлено пять списков. Четыре из них находятся в ненотированных Минеях месячных из Соловецкого собрания РГБ, которые относятся к рубежу XV-XVI вв., пятая – в нотированной певческой рукописи РГБ, ф.228 №34 (2-я четверть XVI в.). Эта подборка записана между “Подобниками на восемь гласов”, которые примыкают к Октоиху, и Стихирарем месячным. [15] Как уже говорилось “Указы” не нотированы, они содержат

перечисление инципитов моделей по гласам с указанием количества строк. В Таблице “Указы” Приложения представлен репертуар этих подборок и количество строк для каждого образца (цифры обозначают количество строк, сокращение “к/х” обозначает “на колико хощеш”) Под таблицей приводится текст списка Сол 531/550, который содержит самые развернутые комментарии.

“Указы” включают от 11 до 15 образцов, перечисленных в гласовом порядке. Отступает от гласового принципа тольно список Сол 524/543. В этой рукописи “Указ” записан на нижнем поле листа и в отличие от других списков не содержит никакой другой информации, кроме количества строк. Все подборки не содержат

79

образцов третьего и седьмого гласов. Вместо этого есть поянение, что “ Глас 3. на подобник не поют. Точию на самогласен. … Глас 7 на подобник не поют. Яко ж указася в 3мъ гласе.» Подборки типа “Указ подобником” не имеют прототипов в

предыдущих периодах. Основные сведения, ради которых на наш взгляд создавались “Указы” – это количество строк в моделях и способ распевания текстов по тому или иному образцу. Специфика содержания заявлена уже в названии: “ Оуказъ подобникомъ. На колко которой хощеш пети», а также в развернутых пояснениях, сопровождающих перечисление моделей: «Званыи свыше. На 12 или на 10 за нужу строк мало. А боле 12 или менши 10 не красно поетца. Да крылошаномъ смутно». [17] По-видимому, “Указы” служили справочным пособием для руководителей клиросных хоров - головщиков. Появление подборок такого типа скорее всего связано с новыми тенденциями, которые наметились в древнерусском певческом искусстве к этому времени. Древнерусская певческая культура, как культура средневекового типа сочетает устный и письменный компоненты. В процессе существования традиции соотношение этих компонентов в культуре изменяется: по мере развития музыкального письма сокращается роль устной передачи информации. В рукописях появляются практических сведения, существовавшие ранее исключительно в устном виде. [18] Подборки типа “Подобники на восемь гласов” в этот период имеют довольно стабильное положение в рукописях: они тяготеют к певческим книгам, построенным по осмогласному принципу. Чаще всего они примыкают к Октоиху: подборки обычно помещаются в конце Октоиха. Довольно часто подобники соседствуют с другими осмогласными подборками, составленными из традиционно “октайных” жанров: степенными антифонами, богородичнами, “Самогласнами на восемь гласов” (т.е. стихирами воскресными). В певческих рукописях из собрания Иосифо-Волоколамского монастыря [19] подобники записываются вслед за Ирмологием.

80