Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Отеч. истор..docx
Скачиваний:
197
Добавлен:
15.03.2015
Размер:
15.05 Mб
Скачать

Из воспоминаний Сергея Никитича Хрущева

Отец убедился, сколь сильное воздействие оказывает одно упоминание о ракетах с атомными зарядами. Из этого последовали сразу два вывода: работу над ракетами форсировать и совсем не обязательно иметь много ракет, достаточно заявить о них. Подобный блеф неожиданно сам по себе оказался эффективным средством давления. Выбранная им тактика, ибо блеф нельзя считать стратегией, требовала тщательного сокрытия количества и местоположения ракет. Никакого «открытого неба»! Никакой воздушной разведки над нашей территорией!.. Последствия Суэца оказывали свое влияние практически все последующие годы, их отзвук можно услышать даже в дипломатической канонаде, раздававшейся в период Карибского кризиса.

Вопрос о разоружении

Пока не началось... Президент США Д.Кеннеди и Н.С. Хрущев в Вене.

Во второй половине 1950-х гг. гонка вооружений между СССР и США приобрела невиданный размах. Первая попытка ограничить ее, предпринятая на Женевской конференции 1955 г., не удалась. Осенью 1957 г. СССР предложил ввести мораторий на испытания ядерного оружия, а весной 1958 г. объявил об одностороннем прекращении испытаний. В советском заявлении говорилось, что если США и Англия не прекратят испытаний, то «Советский Союз будет, разумеется, действовать свободно в вопросе испытания атомного и водородного оружия».
Американская сторона сочла этот шаг пропагандистским, поскольку СССР только что завершил большую серию испытаний, а США лишь готовились начать свою серию. Тем не менее обе сверхдержавы начали переговоры по вопросу о запрещении ядерных испытаний.
В сентябре 1959 г. Хрущев прибыл в США с визитом. Это был первый официальный визит главы советского правительства и лидера КПСС в крупнейшую страну западного мира.
Выступая на сессии Генеральной ассамблеи ООН, советский лидер выдвинул проект всеобщего и полного разоружения, рассчитанный на три года. Он предусматривал роспуск всех вооруженных сил и уничтожение всех видов вооружений. На первом этапе вооруженные силы СССР, США и КНР должны были сократиться до 1,7 млн. человек, а Англии и Франции — до 650 тыс. человек. Это предложение всерьез зарубежными державами не рассматривалось.
Советский Союз в начале 1960 г. принял решение об одностороннем сокращении армии на 1,2 млн. человек, т.е. приблизительно на треть, но и после этого по численности личного состава советские вооруженные силы превосходили американские.
Основное внимание во время своего визита в США Хрущев уделил переговорам с Эйзенхауэром о разоружении. Однако вновь камнем преткновения стал вопрос о контроле.

Из мемуаров н.С.Хрущева

И та, и другая сторона понимали, что надо исключить войну. Конкретный вопрос — запретить термоядерное оружие. Американская сторона отстаивала позицию установления международного контроля. Тогда на международный контроль мы никак не могли согласиться. Я подчеркиваю — тогда... Сейчас [в 1970 г.] такой контроль возможен. Он был бы без ущерба для обороны. Сейчас этот контроль был бы взаимным. Тогда мы значительно отставали в накоплении ядерного оружия. Мы не имели нужного количества носителей ядерного оружия, ракет. Самолетами-бомбардировщиками мы не доставали территории Соединенных Штатов. Мы были слабее… Естественно, мы не могли согласиться, потому что контроль был бы не в нашу пользу. Они просто получили бы возможность арифметически подсчитать и определить, что мы слабы! Именно сейчас для них было бы наиболее выгодно покончить с нами путем войны. Завтра будет уже поздно.

Проанализируйте оценку ситуации, данную Н.С.Хрущевым. В чем Вы согласны и в чем не согласны с мемуаристом?

Важнейшим результатом переговоров стало некоторое доверие, возникшее между двумя лидерами, понимание того, что оба они искренне не хотят войны. (Д.Эйзенхауэр, в отличие от многих других американских политиков, не склонен был преувеличивать военный потенциал Советского Союза и считал продолжение гонки вооружений бессмысленным.) По словам С.Н.Хрущева, снова, хотя и ненадолго, «возродился дух Женевы». Лидеры двух стран договорились провести в мае 1960 г. четырехстороннюю встречу на высшем уровне в Париже. В феврале 1960 г. Эйзенхауэр объявил о готовности заключить договор о запрещении всех ядерных испытаний в воздухе, в океане, в космосе и под землей — всех испытаний, «которые могут быть проконтролированы». Советская сторона ответила согласием на контролируемое запрещение испытаний во всех средах. Вопрос о разоружении должен был стать основным на парижской встрече лидеров СССР, США, Англии и Франции. Казалось, появился реальный шанс ограничить гонку вооружений. Однако в мае 1960 г. эти надежды были перечеркнуты.