Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Отеч. истор..docx
Скачиваний:
197
Добавлен:
15.03.2015
Размер:
15.05 Mб
Скачать

Из книги с.Амброза «Эйзенхауэр: солдат и президент»

Встреча на высшем уровне закончилась, не успев начаться; не осталось ничего и от надежд на разрядку и разоружение, которые были связаны с ней... Если бы Эйзенхауэр не дал разрешения на этот последний полет... Если бы Хрущев не поднял сильного шума из-за незначительного происшествия... Если бы оба лидера могли довериться собственной интуиции, а не техническим советникам и генералам... Эйзенхауэр был очень близок к тому, чтобы согласиться на запрещение испытаний без инспекционных проверок. Хрущев был близок к тому, чтобы согласиться допустить инспекционные группы в Советский Союз. Никто не знает, как развивалась бы холодная война и что было бы с гонкой вооружений, если бы на них повлиял импульс, который мог бы зародиться от взаимодействия этих двух людей. Но оба старых человека позволили, чтобы их страхи пересилили их надежды, поэтому встреча в верхах окончилась ничем и был упущен наилучший шанс замедлить гонку вооружений в шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые годы.

Согласны ли Вы с предположением о том, что при большей склонности сторон к компромиссу парижская встреча на высшем уровне могла стать переломной в отношениях между Востоком и Западом? Насколько оправдано было, с Вашей точки зрения, решение Хрущева покинуть парижскую встречу?

Германская проблема. Берлинский кризис 1960—1961 годов

Неудача парижской встречи на высшем уровне болезненно сказалась не только на разрешении вопроса о разоружении. В Париже предстояло разрешить еще одну сложную проблему — германскую. Советский Союз настаивал на принципе «двух Германий». Западные державы, особенно ФРГ во главе с канцлером К.Аденауэром, продолжали добиваться объединения страны, точнее — поглощения ГДР Западной Германией (свободные выборы не могли привести к иному результату — не только потому, что население ФРГ было больше, чем в ГДР, но и из-за недостаточной лояльности восточных немцев просоветскому правительству). В 1958 г. правительство СССР предложило западным державам подписать мир с обоими германскими государствами, закрепив тем самым раздел страны. Западный Берлин должен был стать демилитаризованным вольным городом. СССР предупредил, что в противном случае он через полгода заключит с ГДР сепаратный мирный договор и передаст ей полную власть над Восточным Берлином. Это поставило бы Западный Берлин в трудное положение. Правда, в конце концов, в Москве приняли решение отложить на неопределенное время подписание мирного договора с ГДР, чтобы не обострять без особой нужды отношений с Западом — тем более, что, по словам Хрущева, «у нас никаких спорных вопросов с ГДР не существовало». Во время визита в США в сентябре 1959 г. Хрущев пришел к выводу, что в Париже Эйзенхауэр может пойти на уступки в германском вопросе. Провал парижской встречи крайне обострил противостояние между двумя германскими государствами и между державами-победительницами.

Из мемуаров н.С.Хрущева

К тому времени … ФРГ стала самым сильным в Европе государством, обогнав и Францию, и Англию… Экономический подъем в ФРГ называли тогда «немецким чудом»… В печати приписывали это чудо Людвигу Эрхардту… Заработная плата рабочих там существенно возросла по сравнению с зарплатой в ГДР и других социалистических странах. В Западную Германию потянулись рабочие из Италии, Югославии, Турции, прочих стран. Конечно, потянулись туда люди и из ГДР, особенно наиболее квалифицированные. Стала бежать интеллигенция. Ушло много врачей, студентов и просто абитуриентов, окончивших средние школы. В ГДР они получили образование, в ФРГ — работу. Перебежало немало инженеров… Я долго искал выход. Самый простой выход и для нас самый приятный — экономическое опережение Западной Германии… К сожалению, такие условия соревнования тогда не получились… Требовалось быстрое и конкретное решение… Постепенно у меня созрела мысль, как закрыть лазейку в Западный Берлин… Иных мнений не возникло, поскольку к тому времени из ГДР ушла в ФРГ масса народу, измеряемая миллионами.

На Западе ожидали, что СССР попытается вновь, как и в 1948 г., организовать блокаду Западного Берлина. В этом случае предполагалось возобновить воздушный мост под прикрытием военных самолетов. По свидетельству тогдашнего военного министра ФРГ, Ф.-Й.Штрауса, США готовы были даже применить ядерное оружие против советских полигонов в ГДР. 1 августа 1961 г. в боевую готовность были приведены 65 частей и подразделений американских ВВС. Однако советское решение оказалось иным. 13 августа 1961 г. Берлин разделили заграждения, через которые пропускались лишь представители западных держав, да и то под контролем органов госбезопасности ГДР. Вскоре временные заграждения сменила бетонная стена. Разразился новый Берлинский кризис. Советские и американские танки стояли в нескольких метрах друг от друга. Однако советское руководство было твердо уверено, что всё ограничится словесной войной — на боевые действия Запад не пойдет. Берлинская стена, просуществовавшая до 1989 г., стала мрачным символом раздела Европы на враждующие военно-политические блоки.