Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шпоргалки по рус. ли. XIXв.docx
Скачиваний:
40
Добавлен:
24.03.2015
Размер:
215.74 Кб
Скачать

12. М. Ю. Лермонтов. Роман Герой нашего времени. Сюжет и композиция.

По жанр. пр-кам – психолог. р-н, один из первых в истории РЛ; впервые полн-тью опубл. в 1840 г. в Пбг, достоверн. данных о предыст. замысла нет, сам. ран. часть «Тамань» б. очерком 1837 г. на автобиог. мат-ле, в «Отеч. Записках» вышли пов-ти Бэла 39, Фаталист 39, Тамань 40. В теч. 38-39 замысел усложн.: внутренне целост. цикл проз. пр-ий, «длин. рассказ», психол. р-н, в центре – не сюжетн. калейдоскоп, портр. галерея эпохи, а многогран. образ гл. героя. Мног. ситуации и люди им. биогр. параллели. Ист-ки и повл. на замысел книги – фр. беллетристика Шатобриана, Констана, Мюссе, де Виньи, Байрон, проза Гоголя, Карамзина, Жуковского, Марлинского; Печ. связ. с образом «лиш. чел-ка» (Карамзин, Гриб., Одоевский, Пушкин). Истин. последов-ть эпизодов: из Питера на Кавказ – Тамань, Кн. Мэри, служба в крепости – Бэла, Фаталист, через пять лет встреча с приятелем – ММ, смерть и публ-ция записок – Предисл-ие к дневнику; гл. герой близок типу байронич. изгнанников-скитальцев; комп-ция опир. на метафору «путь души»; образ видится глазами сторон. набл-ля, псих-ки малодостоверно, затем глазами издателя, псих-ки точно, далее субъективно-лично (отсюда стереоскоп-ть образа). Сложн. игра жанрами: Бэла – пут. очерк, новелла, стилизов. под ром. кавк. повести; ММ – психол. портрет; Тамань – пут. очерк ром. плана; Мэри – сатир. очерк нравов, авант.-люб. и свет. новелла, Фаталист – мистич. р-з, зарисовка станич. быта. Циклизация самост. пов-тей – не вокруг повест-ля, а вокруг раскрыв-ся образа центр. героя; основа психол. портрета Печ. – теория страстей Фурье (не нашедшие выхода в полож. деле душ. силы искажают хор. душу чел-ка); трагизм полож-ия гения д-вия, обреч. на бездеят. прожиг-ие жизни (эгоист поневоле). Второстеп. герои раскрыв. образ гл. героя, индивидуализированы, нек-рые – двойники (Вернер – холод. аналитик, Грушн. – пародийн. вар-т ром. изгнанника); особ. роль у ММ – цельн. миросозерц-ие, гармония, спок-вие, душ. красота, сострад-ие; в их отн-иях сход. проблемы сути нац. хар-ра, смеш-ие добр. и злых начал в чел-ке. Ключ. филос. проблема – вопрос о пределах свободы лич-ти. Особ. темат. линия – история любви, испыт-ия героя: от безымян. ундины через любовь-поединок (Вера, Мэри) к пораж-ию (Бэла); опред. проблема личности (что есть чел-к, что им движет, м. ли он отвечать за поступки…) Р-н б. восторженно принят совр-ками (Гоголь, Аксаков, Булгарин), стал вехой в истории РЛ.

В своих романтических поэмах Лермонтов ставит проблему героя, сильной личности, непохожей на дворянское общество 30 гг. и противопоставленной ему. В ранней повести «Княгиня Лиговская» он стремится реалистически воссоздать современную ему действительность. Лирика, раскрывая его внутренний мир, дала Лермонтову опыт психоанализа. Все эти тенденции его творчества проявились в его романе «Герой нашего времени».

История публикации. Это роман в пяти повестях, он был написан в основном еще в 1838-1839 гг., три его части (Бэла, Фаталист и Тамань) появились в «О.з.» в конце 1839-начале 1840 г. В примечании редакции сообщалось, что вскоре выйдет собрание повестей автора. Но вышел роман. Он имел большой успех. Второе издание вышло еще до смерти Лермонтова в 1841 году. Русские с иностранцами в оценке романа расходятся. Первые ставят роман очень высоко, придавая ему бОльшее значение, чем поэзии. А за границей роман восторга не вызвал.

Основной задачей, стоящей перед автором, было создание образа современного ему молодого человека. Эта задача была во многом подсказана ему «Евгением Онегиным». Но Лермонтов рисовал героя своего времени, т.е. эпохи, наступившей после разгрома декабристского восстания.

Сюжет. Пять повестей. «Бэла». Встреча рассказчика по дороге из Тифлиса во Владикавказ с кавказским ветераном капитаном Максим Максимычем. Тот рассказывает историю Печорина, который некоторое время служил под его начальством в пограничной крепости, и о любовной связи Печорина с кавказской девушкой, черкешенкой Бэлой. «Максим Максимыч». Рассказчик встречается мельком с самим Печориным и ему опадает в руки его журнал (дневник). Остальные три повести выдержки из этого журнала. «Тамань». Приключение, которое Печорин пережил по милости контрабандистов городе Тамань. Многие считают эту повесть шедевром художественной прозы (Чехов так считал, он говорил, что многим в своем методе обязан этой повести). «Княжна Мери». Самая длинная из повестей, короткий роман. Дневник Печорина на Кавказских водах. Он аналитичен, многие записи Печорина посвящены самоанализу. По конструкции повесть слегка пародирует «Евгения Онегина». «Фаталист». Последняя повесть. Печорин здесь только рассказчик и не играет никакой роли.

Реализм романа имеет особые черты, отличающие его от пушкинского реализма. Лермонтов сосредоточивает внимание читателя на внутреннем мире героев в значительно большей степени, чем это делает это Пушкин. Сам Лермонтов в целях подчеркивания психологизма романа, утверждает, что «история души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».

Композиция. С этим стремлением, – прежде всего, раскрыть внутренний мир героя – связана и своеобразная композиция романа. В построении его Лермонтов исходит не из событийной его стороны, а из основной задачи – раскрытия образа Печорина. Белинский угадал этот композиционный замысел Лермонтова – постепенно ввести читателя во внутренний мир героя. Поэтому Печорин сначала показан нам таким, каким его видел М.М., т.е. взгляд со стороны – неполное раскрытия облика героя (Бэла). Потом повествование переходит к автору, наблюдения которого были очень краткими, чтобы много добавить (М.М.) Тогда в роли рассказчика выступает сам Печорин. Сначала он сообщает о событии, в котором грает лишь второстепенную роль: интригующее происшествие заслоняет собой образ героя (Тамань). Только затем он становится центральным лицом. Тогда образ становится все более понятным (Княжна Мери). Последняя повесть вносит уточняющие штрихи в характер героя (Фаталист). В этой повести Лермонтов ставит вопрос о свободе воли или предопределении судьбы людей. Эта манера изображения героя (когда самим автором так скупо сказано о прошлом героя) существенно отличалась от того, к чему приучил читателя Пушкин. Даже портретная зарисовка героя стремится дать не столько внешнее изображение героя, сколько показать противоречия его внутреннего мира.

Печорин – герой романа. Способен на благородные и искренние страсти, но жизнь лишила его возможность их проявлять, и его опустошенное сердце похоже на потухший вулкан. Печорин имел не только большое литературное, но и большое социальное влияние, ему подражали не только в литературе, но и в жизни. Печорин тесно связан с передовой общественной мыслью своего времени.

Говоря о людях предшествующих поколений, он сам причисляет себя к их жалким потомкам, которые скитаются по земле без убеждения и гордости: «Мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Людей прошло поколения Печорин мог наблюдать в городе С. – Ставрополе, месте ссылки некоторых декабристов. Общение их факт примечательный. Но сам он потерял веру в возможность осуществления великих идей, которые вели людей предыдущего поколения. «Мы ко всему равнодушны, кроме самих себя», – говорит он. Его неверие, скепсис и эгоизм – результат эпохи, наступившей после 14 декабря. Лермонтов довольно скупо говорит о формировании личности своего героя, но сам Печорин в нескольких местах романа говорит о своем прошлом. Он даже говорит М.М., что его душа испорчена светом. В его исповеди перед Мери отразилась скорбная история увядания человеческой души. Лучшие чувства, осмеянные светом, приходилось хоронить в глубине сердца. Удивительно ли, что они умерли? Друзья возводят небылицы. Возлюбленные, обнимая другого, смеются над тобой. Дружба – это рабство одного и владычество другого. Любовь – наслаждение сорванным цветком, который, надышавшись, следует выбросить на дороге, – авось, кто-нибудь поднимет. Такая позиция тяжела прежде всего для того, кто на ней стоит. Отсутствие веры в подвиг, в любовь, в дружбу, скука лишают для Печорина жизнь какой-либо ценности: «Что ж? Умереть так умереть. Потеря для мира небольшая; да и мне самому уже порядочно скучно». Всеми своими действиями Печорин доказывает искренность своих слов. Таков он во всех повестях. Безразличный ко всему, он между тем щедро одарен природой. Сильнее всего в нем проявляется сила острого ума, проникающего во все явления жизни. Он человек высокой культуры, обладает даром понимания сущности человеческих характеров, особенно слабостей. О саркастическом остроумии Печорина свидетельствуют его блестящие характеристики окружающих его людей и отточенные афоризмы о человеческом счастье, о любви, о свойствах женщин. Привычка к самоанализу дополняется беспрестанным наблюдением над окружающими. В сущности все отношения Печорина с людьми являются своеобразными психологическими экспериментами, которые интересуют героя своей сложностью и на время развлекают его.

Печорин сам ощущает свои большие возможности. На страницах своего дневника он признается, что чувствует в своей душе силы необъятные, и догадывается, что назначение ему было высокое, но он все же не знает, зачем он жил, для какой цели родился. Сознание потерянных возможностей преследует его. Однако характер Печорина нельзя объяснить исключительно обстоятельствами, оправдывая тем самым его недостатки. Он разбрасывает свои силы по мелочам, вечно увлекается «приманками страстей пустых и неблагодарных». Вся его жизнь – это, главным образом, цепь донжуанских подвигов, изобретательность, блеск, завлекательность, которых не прикрывает их пустоты. Любовь Печорина никому не приносит счастья, и встреча с ним – источник страданий. Внешне сдержанный и холодный, он старается крыть от других, а порой и от самого себя чувства любви и дружбы, опасаясь чьей-то насмешки над порывом. Сам Лермонтов в предисловии указывал на типичность своего героя. Белинский писал о силе духа и могуществе воли Печорина, и что он прекрасен и полон поэзии даже в те минуты, когда человеческое чувство восстанет на него». Примечательно, что единственным человеком, с которым Печорин с удовольствием общался и говорил был разночинец и материалист доктор Вернер, также презиравший аристократическое общество.

Образ Максим Максимыча – линейного капитана, простого скромного и непритязательного солдата, доброго, здравомыслящего. Скромный без всякой позы патриотизм героя, который при самом Ермолове получил два чина за дела против горцев. Белинский подчеркивал в М.М. национальные черты: глубокую человечность, душевную теплоту, нежное сердце. Причем, все эти качества в М.М. соединяются с трезвым взглядом на жизнь. Это связующее звено между Пушкинским капитаном Мироновым и толстовскими армейскими офицерами (Тушиным, например).