Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
семенникова имц.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
31.03.2015
Размер:
391.17 Кб
Скачать

Непрогрессивная форма существования человечес­ких сообществ

К этому типу развития относятся народы, живущие в рам­ках природного годового цикла, в единстве и гармонии с природой. До недавнего времени этот тип развития преобла­дал на территории планеты: аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири И Севера Европы. В 1915 г. западные антропологи насчитывали приблизительно 650 таких обществ, большинство из которых были тогда еще живы.1Некоторые исследователи считают подобные сообщества реликтовыми, сохранившимися оскол­ками прошлых эпох. Подчеркивается, что культура этих на­родов примитивна, она утратила свою ценность для челове­чества, поскольку оно далеко ушло вперед. Эти общества рассматриваются лишь как полигон для изучения ранних ста­диев развитии человечества. С такой высокомерной позици­ей нельзя согласиться. В человеческом сообществе все само­ценно. Каждый народ вносит свой мазок в богатую палитру истории.

Важнейшей категорией общественного сознания являет­ся представление о времени и цели существования челове­ческого сообщества. Важность ее определяется уже тем, что история есть только там, где есть время. Народы, относящи­еся к этому типу цивилизации, существуют вне историческо­го времени. В общественном сознании этих народов отсут­ствует понятие прошлого, будущего, нет идей о необходимо­сти изменений, развития. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. Эти народы, адаптировавшись к окружаю­щей среде до той степени, которая необходима для поддер­жания и возрождения жизни, видят цель и смысл своего су­ществования в сохранении хрупкого равновесия между чело­веком и природой, в сохранении сложившихся обычаев, тра­диций, приемов труда, не нарушающих единства с природой. При этом типе цивилизаций человек и природа едины, не­раздельны, существуют в гармонии. Духовная культура, ве­рования связаны с обожествлением могущественных сил при­роды: Вода, Земля, Огонь и т.д. Вся жизнь сообщества под­чинена природному циклу. У эскимосов, например, все тру­доспособные члены племени обязаны выполнять в течение года определенные операции, которые соответствуют време­нам года: сезон охоты, сезон сбора плодов и ягод, сезон рыбной ловли и т.д. Кочевые степные племена, перемещаясь одного места на другое в поисках пастбищ, также подчиняются природному годовому циклу.

Народы, существование которых разворачивается в рамках годового природного цикла, ведут преимущественно кочевой или полукочевой, полуоседлый образ жизни. В социальной организации господствует коллективизм: община (ро­довая, клановая), племя. Государства нет, но существуют вла­стные отношения, регулирующие процессы внутри общества. Власть вождя (лидера) опиралась либо на генеалогическое родство (наследственные вожди), либо на традицию (выбор­ные предводители племени). В задачи вождя входило: рацио­нальное распределение жизнеобеспечивающих ресурсов (воды, пастбищ, мест для лова рыбы и т.п.), координация перекоче­вок, охрана стойбищ и кочевий, разрешение внутренних кон­фликтов между клановыми группами или отдельными инди­видами. Функции связи между людьми и обожествляемыми силами природы выполняли либо предводители социумов, либо жрецы (шаманы, колдуны). Вождям, жрецам приписы­вались сверхъестественные способности (харизма), которые, как предполагалось, позволяют им выводить общество из затруднений.

Бесчисленные поколения, сменяя друг друга, бесконеч­ное число раз повторяли сложившийся образ жизни. Здесь нет развития. Сущность этого типа цивилизации: неизмен­ность, гармония и единство с природой. Если изображать пути таких народов графически, то это — замкнутый крут. Неизменность однажды установленного порядка вещей под­держивается системой жестких запретов — табу. Самые страшные табу — запрет на изменения, на прогресс. Жизнь таких народов трудна, она связана с постоянной угрозой со стороны непредсказуемых сил природы. Рисковать самим су­ществованием народа ради "выдумок" и "изобретений", ос­лаблять силы, так необходимые в постоянной борьбе за жизнь, — это самое страшное преступление. Как правило, оно кара­лось смертью. У некоторых народов психологическая сила таких табу была настолько велика, что человек, нарушивший его, умирал сам, хотя никто не прикасался к нему даже паль­цем. Такая жесткость запретов понятна: этот тип цивилиза­ции очень хрупок. Нарушение равновесия между человеком и природой ведет к его разрушению и гибели.

За последние пять столетий этот тип цивилизаций под­вергся масштабному разрушению. Активное освоение терри­торий Земли людьми других цивилизаций привели к тому» что от него остались деформированные анклавы, например» в Австралии, Африке, Америке, Сибири. Встреча с людьми других цивилизаций привела к разрушению хрупкого равно­весия между человеком и природой. Для примера обратимся к истории малых народов Сибири. Разрушение их образа жизни началось с момента колонизации Сибири. Однако у царизма не было сил на освоение огромной территории, и разрушение тогда носило очаговый характер: вокруг пушных факторий, административных центров, портов. Более того, в царское время, особенно в XVII—XVIII вв., проявлялась даже определенная забота о сохранении образа жизни малых на­родов Сибири. Государство было заинтересовано в регуляр­ном получении натуральной дани (ясака) — мехов, ценной рыбы, кости и т.д., что было возможно лишь при сохранении традиционных промыслов. Особенно активно разрушение традиций малых народов осуществлялось в советское время. Под флагом социализма их сделали оседлыми, им навязыва­лись русский дом, русская еда, русский образ жизни, рус­ская культура и образование. Бездумно использовались при­родные ресурсы этих районов, что привело к разрушению среды обитания, подрывало основы их существования. Усло­вия для ведения традиционного образа жизни в настоящее время резко ухудшились. Популяции оленей, зверей, рыбы быстро сокращаются. Жить в гармонии с природой мешает индустриализация, в частности, добыча нефти и газа. Заг­рязнение рек, морей, разрушение почвы в связи с проклад­кой дорог и движением тяжелого транспорта делают природ­ные условия опасными для жизни. Все это обернулось де­градацией и вымиранием малых северных народов. Средняя продолжительность жизни народов Сибири в конце XX в. составляет всего 44 года. Аборигенные народы в значитель­ной мере потеряли свою самобытность и быстро деградировали во всех отношениях. Число аборигенов, проживающих в лесах или занимающихся скотоводством на пастбищах, рез­ко сократилось. Большая часть из них живет в городах и Поселках, потеряла связь с традиционным образом жизни, в значительной мере русифицирована. Однако приобщение малых народов к благам чужой цивилизации обернулось их маргинализацией и люмпенизацией. Они забыли свой язык и обычаи, но плохо адаптируются к современной жизни и про­изводству.

Катастрофические последствия переделки жизни малых народов в значительной мере осознавались уже в "застойное время" — в 70 е гг. Была предпринята попытка восстановить хоть в какой-то мере традиционный образ жизни, поддер­жать угасающие силы, усилилось внимание к ценностям этих народов. Местная интеллигенция — учителя, врачи, народ­ные депутаты — весной призывали молодежь выйти в тундру на сбор дикорастущих корешков и ягод, чтобы восстановить естественный баланс. Однако эти попытки не дали эффекта. Воспитанная в интернатах в традициях русской культуры, молодежь не откликалась на такие призывы. Судьба этих народов трагична. И то, что она трагична во всех частях све­та, утешает мало.

Следует, однако, отметить, что еще встречаются народы, относящиеся к этому типу цивилизации в чистом виде. Со­всем недавно мир облетело известие, что американские эт­нологи нашли затерянное в лесах Амазонки племя, которое не знало металла. Открыто подобное сообщество и в Новой Гвинее. Уникальные кадры были показаны по телевидению во всем мире. Наверное, у многих из тех, кто их видел, мель­кнула мысль: "Как безнадежно они отстали от человечества". Однако людям другого типа цивилизации надо понять: они не отстали, они просто никуда не шли. Они живут в своем мире и счастливы в единстве и гармонии с природой.

Важно помнить: этот тип цивилизации очень хрупок, при этом типе нет развития. Общество как бы движется по замк­нутому кругу и разорвать этот круг можно только извне. Природный катаклизм (извержение вулкана, наводнение и т.п.) или встреча с людьми других цивилизаций могут сло­мать сложившийся порядок жизни и вызвать изменения.

Мир долго не признавал ценности этого типа цивилиза­ции и относился к ним варварски. Однако, когда человече­ство вплотную подошло к экологической катастрофе, опыт этих народов вырос в цене. Не случайно такое широкое раз­витие в мире получило движение зеленых, основной девиз которых: "Назад к природе". А пример уже есть — первый тип цивилизации.

Долгое время считалось, что при этом типе цивилизации не используется интеллект человека. Однако это не так. Ис­торический опыт свидетельствует о глубоком знании и ис­пользовании законов природы, о высоком уровне развития мышления в таких сообществах. Богатейшая мифология этих народов длительное время рассматривалась как развлекатель­ная или нравоучительная. Лишь в последнее время научное изучение мифологии показало: мифотворчество своеобраз­ная и очень эффективная форма познания мира, которая опирается на фантазию человека. Особенностью этой фор­мы познания является осознание высокой степени абстрак­ции через образ, миф. В этом познании народы, относящие­ся к первому типу цивилизации, могли обгонять другие на­роды, хотя мир об этом и не подозревал. Например, теория теплового расширения Вселенной считается достижением науки новейшего времени и разработана с применением точ­нейших современных научных методов. Оказалось, что эта теория давно сформулирована и зафиксирована в мифах.

Насколько богата по содержанию мифология аборигенов, рассмотрим на одном простом примере. Категории жизни и смерти применительно к конкретному человеку и к человече­ству являются основополагающими в духовной жизни любо­го народа, к какому бы типу цивилизации он не принадле­жал. Эти категории находят отражение в мировых религиях, в трудах философов, в общественном сознании. Любопытно, как осознаются они в мифологии народов, живущих в при­родном мире. В Африке, у готтентотов существует такая ле­генда. Месяц (Луна) послал к человеку зайца и велел пере­дать: "Как я, месяц, умираю и возрождаюсь, так и ты, человек, умрешь и снова возродишься". Но заяц плохо выполнил поручение. Он сказал человеку: "Как умирает месяц, так ум­решь и ты, человек, и больше уже не воскреснешь"1. Обратите внимание: какого высокого уровня абстракция изложена в °6разной форме. Жизнь человечества бесконечна, новые поколения сменяют предыдущие, обеспечивая беспрерывное возрождение и продолжение жизни. Луна, пройдя все фазы возродится вновь полной. Поколение людей, прожив жизнь от детства до старости, будет сменено другим. Но жизнь конкретного человека конечна, одномоментна и никогда не повторится. Бестолковость зайца оставляет человеку надежду, так же как оставляет ее христианство, обещая жизнь поел; смерти. В настоящее время богатейшая мифология этих на родов является предметом серьезного научного изучения* Мифологизированность сознания, восприятие мира че­рез образ, легенду, миф очень устойчиво. Характерная черта ментальности продолжает существовать у народов, в значи­тельной мере ассимилированных и деградирующих. Специа­листы отмечают: на территории Западной Сибири у многих обрусевших хантов и манси в современных условиях сохра­няются устойчивые язычески-мифологические структуры со знания1. Эта особенность затрудняет им освоение индустри­альных производственных отношений и технологий, основанных на рациональном восприятии мира.