Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
семенникова имц.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
31.03.2015
Размер:
391.17 Кб
Скачать

Обновление

Разгром фашизма совместными усилиями СССР и стран демократии открыл путь для обновления западной цивилиза­ции. Шло оно не просто — в условиях холодной войны, конфронтации, гонки вооружений. Но тем не менее в 70-е гг. XX в. стало очевидным: западная цивилизация приобрела новый облик. Именно этот обновленный облик Запада явля­ется для современной России столь привлекательным. Что же изменилось?

1. Изменились формы частной собственности. Из в зна­чительной мере индивидуальной она превратилась в различ­ные формы коллективной. Преобладают коллективные фор­мы владения собственностью и капиталом: акционерные, ко­оперативные и т.п.

2. Уменьшилось число абсолютно неимущих и бедных, не имеющих собственности. Путем широкой продажи акций мелким вкладчикам, в том числе рабочим и служащим, путем продажи рабочим недвижимости, поддержки мелких пред­принимателей, трудящиеся превращались в "капиталистов". В западном обществе образовались мощные средние слои — средние и мелкие собственники, которые заинтересованы в стабильности общества, в демократии и охране личности. Социально-классовая дифференциация сгладилась. Ярко вы­раженные классы ушли в прошлое. К примеру, в современ­ной Франции, по оценкам: очень богатых людей — 10% (кста­ти, очень богатых людей не может быть много, и не они определяют уровень и характер общества), бедных также примерно 10%, средние слои — 80%. Социальная база для Разрушительных тенденций значительно сузилась.

3. Новый этап научно-технической революции, качествен­ные изменения в технологиях привели к серьезным измене­ниям в социальной структуре общества. Сокращается численность фабрично-заводского пролетариата, составлявшего кассовую базу классовой борьбы на протяжении полутора столетий. По оценкам американского социолога Д. Белла: "К концу века (XX в. — Л.С.) удельный вес фабричного пролетариата в общей рабочей силе может оказаться столь же ничтожным, как доля фермеров в настоящее время"1. (Доля фермеров составляла в то время на Западе 2—4%.) Следовательно, идея рабочего социализма, диктатуры пролетариат} уходит в прошлое вместе с индустриальным рабочим классом .Однако социалистическая идея остается. Она теряет классовый характер и вновь обретает ценность гуманистического идеала, который помогает совершенствовать непростуюген­ную жизнь.

4. Возросли производительность и качество труда и, сле­довательно, возросло совокупное национальное богатство, Это позволило создать высокий уровень социальной защити личности, сравнительно высокий уровень благосостояния для большей части населения за счет перераспределения нацио­нального богатства в пользу менее обеспеченных.

5. На новый уровень поднялась демократия. Укрепились демократические институты, расширились возможности для влияния каждого гражданина на жизнь общества. Расширилась и производственная демократия: рабочие участвуют в выборах директоров заводов, компаний и т.п. Ограничены монополистические тенденции. Но главное: многое достигнуто в обеспечении прав личности. Права личности — это, пожалуй, главный лозунг, под которым развертывалась борьба за демократию во второй половине двадцатого столетия.

6. Страшный опыт совместной борьбы с фашизмом, крушение колониальных империй, новый уровень развития, требующий интеграции, а не разделения по национальным квартирам, заставил отказаться от национальных приоритетов. На первый план выходят идеи многонационального сообщества: общеевропейский дом, Атлантическое общество и т.д. Европейское сообщество, в которое входило 12 стран, было создано в послевоенный период и оказалось весьма жизнеспособным, обеспечивая экономическое процветание.

Исследователи современной Европы (например, У. Морелли) указывают на глубокий кризис суверенного нацио­нального государства и тенденцию к объединению Европы и мира как необратимую. Возрастающая взаимозависимость государств, обусловленная экономическим развитием, ведет к преодолению абсолютной государственной суверенности. Эхо соответствует задачам общественного прогресса. Ведь его главные факторы — государство, наука, торговля, про­мышленность — не имеют национальности. Более того, они уничтожают национальные особенности, привносят в жизнь человека унификацию и общий стандарт: в одежде, в быту, в производстве.

Все это позволило приобрести Западу второе дыхание, преодолеть распад и обрести новый облик. Однако это вовсе не значит, что жизнь обществ, относящихся к прогрессивно­му типу, стала безоблачной. Этот тип цивилизации по своей сути противоречив, остроконфликтен. На нынешнем этапе, при видимом процветании на фоне отсталых стран, суще­ствуют сложные проблемы. По прогнозам, Запад столкнется с новым разрушительным кризисом уже в первой четверти XXI в., но он будет разворачиваться на другой основе.

Таковы основные типы цивилизаций (типы развития). Страны и народы развиваются либо по одному из этих ти­пов, либо возможны сочетания. Как показывает историчес­кий опыт, жизнь развивается только в тех формах, которые сложились исторически, имеют в своей основе определен­ную систему ценностей. Реальный процесс пойдет лишь в тех формах, которые выработаны человечеством. Человек может их улучшать, сочетать, но не разрушая общественных орга­низмов. Нельзя навязать истории придуманные в кабинетах схемы.