Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Dorfman2002.doc
Скачиваний:
62
Добавлен:
31.03.2015
Размер:
206.85 Кб
Скачать

Дивергентное мышление креативных субъектов и людей с ментальными расстройствами

Существует определенное сходство в мышлении креативных субъектов и людей с шизофреническими и аффективными расстройствами. Например, и те, и другие способны устанавливать отдаленные ассоциации и дивергировать идеи (см.: Cropley, 1999). Теория и эмпирические исследования подчеркивают сходство мыслительных процессов у креативных субъектов и шизофреников, или людей с шизоидными симптомами. Сходство в их мышлении прослеживается, прежде всего, по линии оригинальности: новые идеи могут быть необычными, отклоняться от культурных норм, шокировать, образовывать удивительные идеаторные конфигурации и комбинации. Имеется также сходство между шизофрениками и людьми с аффективными расстройствами и креативными субъектами в том, как они образуют категории. Мыслительные категории шизофреников являются избыточно широкими и сверхобобщенными (см.:Schuldberg&Sass, 1999). Мыслительные категории креативных субъектов также являются расширенными и в высокой степени абстрактными (Martindale, 1989;Eysenck, 1995). И шизофреники, и креативные субъекты способны использовать контекстуальную (периферическую) информацию как источник креативных идей (см.:Schuldberg&Sass, 1999). Эта способность, предположительно, имеет отношение к расфокусированности их внимания (Martindale, 1999b).

В ряде исследований показано, что у креативности и шизофрении имеется общая генетическая основа, хотя креативные люди показывают низкие признаки шизофрении. Однако родственники шизофреников существенно более креативны, чем родственники людей, в семьях которых не было шизофреников (см.: Martindale, 1999b). Опираясь на такого рода данные,Eysenck(1995) выдвинул гипотезу о том, что креативность и различные формы психопатологии имеют общую генетическую основу и проявляются в одной из черт личности – психотизме. Один и тот же генетический фактор может служить предрасположенностью к шизофрении у одних людей и к высокой креативности – у других. ПоEysenck(1995), высокий уровень психотизма предрасполагает к шизофрении и криминальным формам поведения, а умеренный уровень психотизма – к высокой креативности. При повышенных уровнях психотизма совершается генетическая трансляция относительно высоких порций допамина и малых порций серотонина.

Хотя дивергентное мышление характеризует и креативность, и шизофренический синдром, дивергентное мышление шизофреников, как правило, не способно управлять множеством идей и придавать им связный характер; шизофреники перескакивают от одних идей к другим, теряют нить разговоров и их темы в ходе межличностных коммуникаций (см.: Schuldberg&Sass, 1999). В этом смысле дивергентное мышление шизофреников является иррациональным. Дивергентное мышление креативных людей, наоборот, является в высшей степени рациональным (Guilford, 1950, 1967). Мышление шизофреников не способно производить творческие продукты с признаками полезности и эффективности. Кроме того, шизофреники пугаются собственных необычных идей, а креативные субъекты вдохновляются своими необычными идеями (см.:Cropley, 1999). Хотя шизофреники способны использовать контекстуальную информацию, нередко она отвлекает их и они не могут адекватно объединить ее с главной идеей; креативные субъекты, наоборот, могут эффективно использовать контекстуальную информацию и объединять ее с главной идеей (см.:Schuldberg&Sass, 1999).

Эмпирические референты дивергентного и креативного мышления

Существующие тесты, как правило, направлены на измерение беглости (способность различать идеи), оригинальности (необычные или редкие ответы), гибкости (идеаторные категории) мышления. Эти параметры измеряются в ситуациях невербальных, символических, семантических и поведенческих задач и характеризуют как дивергентное, так и креативное мышление. Задачи типа «назовите как можно больше вариантов использования кирпича в необычном для него назначении» наиболее характерны для тестов, определяющих дивергентные семантические категории (Guilford, 1967).

Концептуально, параметры беглости, оригинальности и гибкости являются неравнозначными, хотя эмпирически они, как правило, тесно связаны между собой. Главным параметром креативного мышления (если концептуально оно рассматривается в связи с дивергентным мышлением) является беглость. Параметр беглости является главным в том смысле, что он улавливает и фиксирует собственно дивергирующие идеи. Некоторые эксперты в области креативности (Dewing & Battye, 1971; Runco, 1999) судят о креативном мышлении только по параметру беглости.

Следующим по значимости считается параметр оригинальности. Положение этого параметра в системе представлений о креативном мышлении как дивергентном является несколько двусмысленным. Если исходить из базовых представлений о креативности (см. предыдущий параграф), то именно оригинальность следует трактовать ее центральным параметром: ведь производство новых идей (критерий новизны) служит важнейшим признаком креативного мышления. Если же руководствоваться представлениями о дивергентном мышлении, то наличие новых (оригинальных) идей следует рассматривать как необходимое, но недостаточное условие. Новые идеи может продуцировать и конвергентное (одна оригинальная идея), и дивергентное (несколько оригинальных идей) мышление. Беглость характеризует собственно дивергентное мышление, а оригинальность  и дивергентное, и конвергентное мышление. Однако оригинальность, взятая в связи с беглостью, свидетельствует в пользу и дивергентного, и собственно креативного мышления.

Следующий из наиболее общеупотребительных параметров креативного и дивергентного мышления – гибкость. По количеству продуцируемых идеаторных категорий (параметр беглости) судят об особенностях «категориального»дивергентного мышления. Как отмечаетRunco(1999), важность этого параметра обусловливается еще двумя обстоятельствами. Во-первых, данный параметр позволяет отличать субъектов, которые способны гибко решать проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в решении проблем. Во-вторых, данный параметр позволяет отличать субъектов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную (искусственную) оригинальность. Например, большое количество уникальных ответов в рамках одной и той же идеаторной категории не может свидетельствовать об оригинальности, потому что продуцирование одной идеаторной категории (низкая гибкость) свидетельствует против оригинальности.

По мнению Runco(1999), хотя некоторые исследователи ограничиваются измерением только беглости, теоретически оправданно определять также оригинальность и гибкость дивергентного и креативного мышления.

Тест «Необычное использование предмета» (Wallach & Kogan, 1965) считается одним из немногих, который измеряет собственно дивергентное и креативное мышление (Martindale, 1999a). Тест отдаленных ассоциаций (Mednick&Mednick, 1967) определяет креативность, но положительно коррелирует с тестами на интеллект (см.:Martindale, 1999a; Kwiatkowski, Vartanian, & Martindale, 1999) и потому не может рассматриваться как «чистый» тест на креативность.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]