Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Dorfman2002.doc
Скачиваний:
62
Добавлен:
31.03.2015
Размер:
206.85 Кб
Скачать

Парадоксы креативного мышления

Креативному мышлению присущи парадоксы. Может быть, они проистекают из того, что в разных фазах творческого процесса актуализируются разнонаправленные потенции человека: информированность и знания, способность извлекать новые идеи из области бессознательного и осознанно придавать им безупречные логические формы, способность координировать работу бессознательного и сознательного по продуцированию новых идей, и т.п. Может быть также, что парадоксальность креативного мышления уходит своими корнями в некоторые особенности личности и индивидуальности.

Cropley (1999) выделил следующие парадоксы креативного мышления. (1) креативное мышление отличается от обычного мышления, но обнаруживается у каждого человека (т.н. малая креативность). (2) Новизна является наиболее существенным, но недостаточным элементом для определения креативности. (3) Креативность есть нечто другое, чем интеллект, но нельзя креативность полностью отделить от интеллекта. (4) Креативное производство основано на глубоких знаниях, но свободно выходит в область неизвестного. (5) Творческие продукты свидетельствуют о креативности. Однако креативность не сводится только к своим продуктам. (6) Креативность может проявляться в девиациях по отношению к социальным нормам, но общество проявляет терпимость к такого рода девиациям. (7) У креативных субъектов противоречивые характеристики личности сочетаются между собой. (8) И интринсивная, и экстринсивная мотивации могут влиять на креативность.

Как отмечает Cropley (1999), парадоксальные комбинации могут возникать в различных фазах креативного процесса. Например, производство новизны в фазе подготовки может быть связано по преимуществу с конвергентным мышлением, в фазах истолкования (вдохновения) и верификации (разработки) – с дивергентным мышлением, в ходе коммуникации – с уверенностью в себе.

III. Креативная индивидуальность: дивергентные состояния и черты

Креативное мышление и креативная личность

Фактор мышления является необходимым, но недостаточным для понимания природы креативности. Креативность слабо коррелирует с интеллектом, но довольно хорошо с качествами личности (Eysenck, 1995). Считается также, что креативное мышление возникает в рамкахопределеннойконфигурации черт личности. Эдисон как-то заметил, что гениальность – это 1% творческого вдохновения и 99% потения. Существует мнение, что такое соотношение творческого вдохновения и «потения» в какой-то степени может соответствовать действительности. Кроме того, именно творческое вдохновение вызывает у исследователей больший интерес, чем «потение», и именно творческое вдохновение изучается наиболее интенсивно, хотя вклад 1% против 99%, казалось бы, является ничтожным (см.:Martindale, 1989).

Принципиально проблема состоит в том, что если креативное дивергентное мышлениесуществует в рамках определенной конфигурации черт личности, то оправданно полагать, что сама конфигурации черт креативнойличностиможет носить дивергентный характер.

Креативность относят к редко встречающимся особенностям человека. Предположительно, это объясняется тем, что в креативном человеке одновременно сочетается некое уникальное сочетание особенностей, черт и свойств: например, способности нестандартно мыслить, интеллекта, настойчивости, нонконформизма, своеобразия функционирования нервной системы и т.д. Ни одна из этих особенностей по отдельности не является редкой. Редким является их определенный набор и характер сочетания в одном человеке (Martindale, 1999a).

Как отмечалось выше, дивергентное мышлениепонимается как выдвижение параллельных, альтернативных, взаимодополняющих (или взаимоисключающих) идей. По аналогии, дивергентная креативнаяличность может быть понята как личность, которой присущи альтернативные, взаимодополняющие (или взаимоисключающие) состояния и черты. Понятие дивергентной творческой личностине вписывается ни в одну из известных типологий личности, поскольку перекрывает любые типологии. Дивергентной творческой личности нельзя приписать какую-либо одну главную черту, так как ей присущи комбинации из нескольких противоположных черт. Противоположные состояния и черты как дифференцируют, так и интегрируют дивергентную творческую личность, но не расщепляют ее на «неизвестные» друг другу фрагменты.

Дивергентную креативную личность можно уподобить Нью-Орлеанскому джазу, или диксиленду. Диксиленд – это коллективная импровизация; в ней все исполнители одновременно импровизируют мелодию, оставаясь в рамках ее гармонической структуры. Подобно диксиленду, в котором нет одного солирующего инструмента, но каждый инструмент ведет свою партию, каждое состояние и/или черта дивергентной креативной личности является не «типичной», а одной из двух (трех, четырех), представленных в виде оппозиций. Конфигурация, образованная из противоположныхсостояний и черт личности, может отличать креативную личность от некреативной. Конфигурации, сотканные из противоположностей, в конечном счете,расширяют функциональные ресурсы и возможности дивергентной творческой личности.

К настоящему времени накоплен ряд наблюдений и фактов, сформулированы концепции, которые свидетельствуют в пользу представлений о дивергентной креативной личности.

Биологические предпосылки дивергенции

Вариативность уровня активации

Согласно Martindale(1999a), изменчивость (вариативность) в уровне активации является более важным параметром креативности, чем базальный уровень активации. У высококреативных субъектов вариативность активации выше, чем у низкокреативных. В пользу этой гипотезыMartindale(1999a) приводит ряд эмпирических данных, полученных разными авторами. Флуктуации спонтанной кожно-гальванической реакции, вариативность сердечного ритма и вариативность альфа-амплитуды на ЭЭГ больше у высококреативных субъектов, чем у низкокреативных. Сходные изменения наблюдаются в фазе вдохновения. Кроме того, колебания в уровне активации могут наблюдаться у высококреативных субъектов на протяжении продолжительных периодов времени.

Торможение и возбуждение нервных процессов

Согласно Martindale (1989, 1999a) и Eysenck (1995), креативность обусловлена пониженной активацией центров коры головного мозга и повышенной активацией нижележащих центров. Иначе говоря, креативность связана с дефицитом когнитивного и поведенческого торможения. Синдром растормаживания возникает потому, что дефицит когнитивного торможения позволяет низшим и более примитивным функциям выходить из под контроля высших мозговых центров.

Полушария мозга

В обзоре BogenandBogen(1999), основанном на наблюдениях людей, перенесших операции по расщеплению мозга, фазовая модель креативности рассматривается в контексте межполушарной асимметрии мозга. Роль левого полушария возрастает в фазах подготовки и верификации, правого полушарияв фазе инкубации. Кроме того, некоторые виды креативности зависят от того, как полушария мозга взаимодействуют между собой, и какова роль мозолистого тела в межполушарных взаимодействиях, поскольку именно через мозолистое тело полушария мозга соединены друг с другом.

Для того, чтобы поиск решения проблемы завершился успешно (один из признаков креативности), отмечают BogenandBogen(1999), важно, чтобы информация усваивалась одновременно, независимо и по-разному правым и левым полушариями. Это означает, что функциональнаяподвижностьмозга в целом является более важным фактором, чем его функциональнаястабильность. Более того, это предполагает, что с ростом подвижности стабильность функционирования мозга снижается. Однако приобретение мозгом подвижности является более важным, чем снижение его стабильности, – так же, как усиление роли правого полушария и информационного обмена между полушариями. Важность межполушарного информационного обмена и участия в нем мозолистого тела возрастает, когда для нахождения творческих решений нужно создавать комбинации из нескольких кодов памяти, например, вербальных и имажитивных.

Психические процессы и состояния

Высококреативные субъекты обладают большей способностью к смещениям по континууму, который образуют вторичные и первичные мыслительные процессы, чем низкокреативные субъекты. По Kris (1952), первичные мыслительные процессы обслуживают регрессию Я (эго), обеспечивают его синтетичность, направлены на внутренний мир, основаны на свободных ассоциациях, строятся по принципу аналогий, имеют тенденцию оперировать скорее конкретными образами, чем абстрактными понятиями. Согласно Suler (1980), первичные мыслительные процессы противоречат требованиям реальности, но настроены на Я (эго) и поддерживают ощущение его непрерывности и самоидентичности. Вторичные мыслительные процессы, наоборот, характеризуют бодрствующее сознание, абстрактны, ориентированы на внешнюю реальность.

Согласно Kris (1952), в фазе творческого вдохновения совершается «регрессия» к первичным мыслительным процессам. Первичные мыслительные процессы возникают на ассоциативной основе и облегчают открытие новых комбинаций ментальных элементов. В фазе творческой разработки проблемы совершается «возвращение» к вторичным мыслительным процессам. Низкокреативные субъекты «застревают» в каком-то одном пункте континуума «первичный процесс  вторичный процесс». Поэтому они мало способны к обнаружению творческих идей. Высококреативные субъекты, напротив, способны смещаться в обе стороны по всему континууму «первичный процесс  вторичный процесс». Поэтому они и обнаруживают творческие идеи, и оформляют их на понятном для других людей языке. Эту теорию хорошо иллюстрирует ремарка Шопенгауэра о том, что великий поэт  это человек, который способен делать в состоянии бодрствования то, что многие из нас совершают во снах или мечтах (см.: Martindale, 1999a).

Психоаналитическую теорию Kris (1952) модифицировал Martindale (1981, 1989; Martindale & Dailey, 1996; Dailey, Martindale, & Borkum, 1997). По Martindale, первичные мыслительные процессы в известном смысле можно уподобить процессам мышления в фантазиях, мечтах и сновидениях. Первичные мыслительные процессы обнаруживаются также в эффектах синестезии, физиогномического восприятия, расфокусированного внимания, которые можно изучать эмпирически.

Эмпирические данные свидетельствуют о том, что креативные субъекты имеют более легкий доступ к первичным мыслительным процессам, чем некреативные субъекты. В сравнении с некреативными, креативные субъекты демонстрируют более высокую активность в области фантазий, лучше помнят свои сны и в большей степени подвержены гипнотическим воздействиям. В сравнении с некреативными, креативные субъекты легче смещаются по континууму «первичный процесс  вторичный процесс» (см.: Martindale, 1999a). Согласно Martindale and Dailey (1996), студенты с высоким уровнем креативности чаще включают в сочинения материал, относящийся к первичным мыслительным процессам, чем студенты с низким уровнем креативности. По данным Goodwin and Jamison (1990), высококреативные личности склонны к флуктуациям между состояниями чрезмерной энергии и чрезмерной апатии, безволия и депрессии.

Черты и свойства личности

Как отмечалось выше, у креативных субъектов противоречивые характеристики личности сочетаются между собой (Cropley, 1999). В Я-концепции креативных личностей могут согласовываться противоположные или конфликтующие черты (см.: Barron & Harrington, 1981); на их творчество влияет и интринсивная, и экстринсивная (награда) мотивация (Martindale, 1989;Cropley, 1999). Csikszentmihalyi (1997) определил креативность как комплексирующую систему, в которой ни один из ее компонентов по отдельности не может объяснить креативность. Творческая личность характеризуется множественностью.

Согласно Csikszentmihalyi (1997), творческим людям присущи вступающие в противоречия друг с другом крайности. Вместо того чтобы быть «индивидуальными», творческие люди являются «множественными». Им присущи противоположные черты, и они способны совершать движения от одних крайностей к другим – настолько, насколько этого требует ситуация. Csikszentmihalyi приводит десять пар черт личности. Казалось бы, они несовместимы, и тем не менее они характеризуют одну и ту же креативную личность.

(1) Несмотря на физическую энергию, креативные личности часто отдыхают. (2) Они одновременно суровы и наивны. (3) Игривость и дисциплина, ответственность и безответственность комбинируются в их личности. (4) Фантазии и чувство реальности перемежаются между собой.(5) Креативные люди проявляют черты и экстравертов, и интровертов. (6) Креативные люди скромны и горды одновременно. (7) Они избегают стереотипов в области половых ролей. (8) Они выражают и бунтарский дух, и консерватизм. (9) Многие из креативных личностей проявляют страсть к своей работе. В высшей степени объективно они также могут оценивать свой труд. (10) Открытость и чувствительность часто сочетаются с переживаниями страдания и боли. Но креативные люди также любят удовольствия.

Дорфман и Ковалева (Ковалева, 2000; Dorfman & Kovaleva, 2000) установили, что высококреативные субъекты отличаются от низкокреативных по степени выраженности у них субмодальностей Я: Авторского и Воплощенного. Однако ЯАвторское (автономность) способствует обособлению модальностей «Я» и «Другой», а ЯВоплощенное (склонность к обладанию), наоборот,  их слиянию (Дорфман, 2000, 2002).

Когнитивные стили

Дунчев и Палей (1986) изучали связи между креативностью и понятийной дифференциацией как параметром когнитивного стиля. Они исходили из того, что в творческих людях одновременно сочетаются противоположные черты. Дунчев и Палей (1986) предположили, что наличие противоположностей у творческого человека охватывает не только его личность, но и когнитивную сферу, разные способы и приемы обработки информации. Действительно, была обнаружена, вопервых, криволинейная связь между показателями беглости выдвижения идей и понятийной дифференциацией: участники исследования с высоким уровнем беглости выдвижения идей применяли и широкие, и узкие категории. Вовторых, Дунчев и Палей (1986) ввели новый показателькоэффициент вариации объема образуемых групп в тесте свободной сортировки (этим тестом измеряется понятийная дифференциация). Обнаружилось, что этот показатель положительно коррелировал с оригинальностью мышления.

Согласно Martinsen and Kaufmann (1999), субъекты, мобильные по поленезависимости  полезависимости, также более подвижны по креативности мышления. Субъекты, смещенные к полюсу поленезависимости или полюсу полезависимости, также менее подвижны по креативности мышления (см. также: Холодная, 2000).

IV. Теория интегральной индивидуальности Мерлина

и дивергентная индивидуальность

Теория креативности Eysenck и дивергенция

Теория креативности Eysenck(1995) является, по сути, одним из вариантов общей теории дивергенции. Подобно тому, как Дарвин описал эволюционное развитие непохожих признаков у близких видов, происходящих от единого органического предка (прототипа) (Darwin, 1859),Eysenck(1995) показал, как из общего генетического прототипа прорастают расходящиеся ветви креативности и шизофрении (см. выше параграф «Дивергентное мышление креативных субъектов и людей с ментальными расстройствами»). Допамин является общим генетическим базисом креативности и шизофрении. Допамин же оказывает сильное действие на психотизм. Латентное торможение и когнитивные процессы также включены в этот механизм (см. также: Айзенк, 2000).

При дальнейшем развитии теории креативности возникает вопрос о ее ресурсах. Это может бытьодин ресурс – как в теории креативностиEysenck(1995), утверждающей общий генетический прототип креативности. Однако правомерна принципиально иная постановка вопросане об одном, а о некотороммножестве ресурсовкреативности. Судя по всему, дивергенция случается не единожды; внутри каждой из образовавшихся от общего генетического корня ветвей могут возникать последующие дивергенции. Они приводят далее к следующему ветвлению и следующим дивергенциям. Возникнув благодаря дивергенции, креативность, с одной стороны, обособляется от шизофрении, а с другой, сама затем дивергирует, и этот феномен обнаруживается, в частности, на уровне состояний и черт креативной личности, креативного мышления.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]