Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекция по ксо.doc
Скачиваний:
65
Добавлен:
03.05.2015
Размер:
8.42 Mб
Скачать

1.3. Развитие практик ксо

Впервые интерес бизнес-структур к развитию социальной сферы возник на Западе (преимущественно среди американских компаний) в начале XXв. Развитие коммерческой деятельности стало рассматриваться в контексте «общественных интересов» американскими компаниями с 1900-х гг.

На начальном этапе развития приоритетными целями КСО являлись: укрепление имиджа, снижение налогового бремени, улучшение экономических показателей в долгосрочной перспективе. Корпоративная социальная политика в основном рассматривалась как компонент финансовой успешности компании, содержание которого согласовывалось с акционерами (shareholders).

Заметный рост интереса к развитию КСО произошел во второй половине XXв. В 1970-е гг. одним из направлений деятельности бизнеса стало укрепление отношений с общественностью и развитие понятия корпоративной способности к реагированию на запросы социальной среды. В 1980-е гг. развиваются понятия нравственных ценностей и этики, вводится термин корпоративной социальной нравственности. Практики КСО в американских предприятиях в основном развивались как частьPR-стратегии, постепенно переходя от единичных благотворительных акций к пониманию КСО как компонента стратегического управления компанией.

Закрепление корпоративной социальной политики в практиках компаний континентальной Европы следует относить к началу 1980-х гг. В отличие от опыта американских корпораций развитие КСО происходит в рамках социального партнерства, социального диалога, привлекающего интересы широкого круга заинтересованных сторон (stakeholders).

Основным толчком к распространению практик КСО стала активизация социальных факторов на локальном, национальном и международном уровнях, в частности: некоммерческих общественных организаций, профессиональных объединений и ассоциаций потребителей. Так, одним из основных толчков к развитию КСО стал ряд протестов, связанных с нарушением экологических стандартов и прав человека, в которые были вовлечены крупнейшие европейские компании. Среди них наиболее ярким эпизодом являются протесты, связанные с деятельностью компании RoyalDutchShell, организованные совместно активистамиGreenpeaceи потребителями.

Таким образом, изначально в европейской традиции к развитию практик КСО были привлечены различные социальные группы, охватывающие широкий круг «заинтересованных сторон»: работники, потребители, общественные организации.

На современном этапе значимую роль в процессе институционализации КСО играют правительственные организации Евросоюза. Так, например, официально понятие КСО оформилось на Лиссабонском европейском саммите в марте 2000 г., основные положения которого позднее были закреплены в документе, опубликованном Европейской комиссией в 2001 г. («Зеленая книга о КСО»). Ранее, в 1995 г., была образована сеть Евробизнеса по КСО (EuropeanBusinessNetworkforCSR), цель которой состояла в распространении принципов КСО в бизнес-среде.

Активное участие в обсуждении принципов КСО принимают международные и европейские профсоюзные организации. Основным ракурсом рассмотрения КСО является концепция социального партнерства, поиск новых возможностей для диалога между «работодателем и работниками», защита и укрепление прав работников в условиях глобализации.

К механизмам институционализации КСО относят: нормы, стандарты и законы, установленные государством, добровольные формы отчетности, составляемые компанией, правила, регулируемые в рамках социального партнерства при участии профсоюзных организаций, а также рейтинги, составляемые независимыми аудиторами.

Основным механизмом институционализации практик КСО на корпоративном уровне, принятым как американскими, так и европейскими компаниями, выступают кодексы социальной ответственности, которые являются корпоративными документами, разрабатываемыми компаниями на добровольных началах. Содержание кодексов КСО составляют принципы корпоративной этики, определение которых является прерогативой менеджмента компании. Как правило, в состав подобных документов включаются разделы о качестве продукции, принципах взаимодействия с потребителями и конкурентами, добровольные обязательства компании в отношении работников и местного сообщества.

Следующим этапом закрепления практик КСО на корпоративном уровне является регулярное составление корпоративных отчетов, в которых отражаются реальные действия компании по соблюдению принципов корпоративной этики. Корпоративный социальный отчет представляет собой публичный документ, открытый для широкого круга заинтересованных лиц и включающий основные достижения компании в реализации стратегических планов социального развития.

Позиции профсоюзных организаций в отношении КСО отнюдь не однозначны. Среди активистов международного профсоюзного движения есть как сторонники, так и противники активного внедрения социальных инициатив компаний. Неоднозначное отношение к практикам КСО возникло в силу противоречивости многочисленных интерпретаций данного понятия. С одной стороны, КСО рассматривается как возможность расширения прав и возможностей работников корпораций (расширение социального пакета, мониторинг охраны труда, обучение и повышение квалификации). С другой стороны, КСО, по мнению профсоюзов, выступает в качестве «ширмы», созданной компаниями для защиты своего имиджа и корпоративных интересов, что в реальности слабо связано с интересами работников. Так, например, достаточно критичные замечания можно встретить в отношении кодексов корпоративной ответственности, которые разрабатываются компаниями на добровольных началах и выражают принципы работы компании. В некоторых случаях подобные соглашения используются в качестве альтернативы коллективным договорам, препятствуя ведению переговорного процесса и развитию культуры трудовых отношений, в основе которой – равноправное участие сторон социального партнерства.

В ответ на критику корпоративных кодексов со стороны профсоюзов некоторые международные корпорации начали практику заключения международных рамочных соглашений с глобальными федерациями профсоюзов. На данный момент насчитывается до 60 подобных соглашений. Подобные соглашения подписываются, как правило, между дирекцией головного офиса корпорации и глобальной федерацией профсоюзов, курирующей соответствующую отрасль.

На современном этапе индикатором институционализации КСО становится также разработка стандартов и критериев оценки социально ориентированной деятельности компаний. Среди наиболее распространенных стандартов и индексов КСО: Стандарт верификации отчетов АА1000 (AccountabilityAA1000), Глобальная инициатива по отчетности в области устойчивого развития (GlobalReportingInitiative), Социальная отчетностьSA8000 (SocialAccount-abilitySA8000), Глобальный договор ООН (UnitedNationsGlobalCompact),FTSE4GoodIndexи фондовый индекс ДоуДжонса по устойчивому развитию (DowJonesSustainabilityIndex-DJSI). Многие из них разработаны при участии бизнес-сообщества и международных организаций (ООН). Основополагающим критерием указанных стандартов является расчет показателей по трем основным направлениям (принцип триединого итогаTripleBottomLine), включающий оценку экономики компании, экологичности и социальной деятельности. По примеру европейских индексов были разработаны сходные показатели для американских компаний (DJSINorthAmericaиDJSIUnitedStates). С начала 2000-х гг. индексы корпоративной социальной ответственности регулярно входят в список основных критериев оценки мировых аудиторов (PricewaterhouseCoopers).

Таким образом, на начальном этапе социальная политика, реализуемая бизнесом, носила моносубъектный характер, представляя добровольный выбор руководителей. Позднее, в связи с активизацией общественных организаций, бизнес-структуры были «поставлены» под социальный контроль, что привело к формированию полисубъектной модели КСО, которая отличается более «плотным» и систематическим взаимодействием бизнес-структур и социальных факторов по следующим направлениям:

– проведение реструктуризации и организационных изменений с участием представителей топ-менеджмента, персонала компаний и общественных организаций;

– экологическая политика;

– управление развитием персонала (здоровье, безопасность и охрана труда, соблюдение прав человека);

– взаимодействие с местными органами власти, государственными структурами и общественными организациями для решения социальных проблем;

– социальные аспекты взаимодействия с поставщиками и покупателями продукции и услуг.

В целом следует сказать о том, что развитие КСО, начавшееся с разовых благотворительных акций, постепенно привело к пониманию КСО как необходимого компонента стратегического менеджмента. Но если практики американских компаний в большей степени склонны использовать социальную политику как инструмент маркетинга и укрепления инвестиционного имиджа, то в странах континентальной Европы понятие КСО получило более широкую трактовку в рамках системы взаимоотношения общества и бизнеса.