Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Драч Г.В. Цив. и культ..pdf
Скачиваний:
21
Добавлен:
09.05.2015
Размер:
3.21 Mб
Скачать

ства и закона, это обнаруживается и в опоре на семью. Семья считается сердцевиной общества, ее интересы намного превосходят интересы отдельного человека, который рассматривается лишь в аспекте семьи, сквозь призму ее вечных — от далеких предков к отдаленным потомкам — интересов. Несмотря на изменения, происходящие в структуре семьи современного Китая, она по-прежнему остается основной ячейкой общества. Сейчас социологи выделяют четыре категории семьи: неполные нуклеарные, нуклеарные, расширенные (нуклеарные и другие родственники), большие (две или три нуклеарные) семьи. Исследования показывают увеличение больших семей (21,3%) и укрепление связей и прочности расширенной семьи (21,6%), причем подобные семьи не идентичны натуральным кланам прежних времен. Именно опора на семью как на трудовой коллектив, семейная экономика обеспечили решение главной для страны с более чем миллиардным населением проблемы — продовольственной.

Еще одна традиция, обеспечивающая бурный прогресс страны в условиях современного научно-информационного общества, — культ знаний, учебы, науки. Китай уделяет огромное внимание подготовке научно-технических кадров, умело использует традиционный авторитет образования как формы реализации социального признания личности.

Наконец, следует отметить и «церемониальность» культурных традиций Китая, осторожность в восприятии нового, что уберегло страну от порывов бездумного заимствования чужого «передового опыта». Разумеется, рост информационных, экономических, политических контактов страны, преодоление относительной культурной изоляции по мере демократизации китайского общества ставит перед руководством страны сложные культурные проблемы, и прежде всего — связанные с проникновением и распространением американизированной массовой культуры, а также ориентацией элитарной молодежи на Запад и либеральные ценности (чему способствует учеба

438

в США). Однако успехи страны, понимание, что в их основе лежит опора на свои культурные традиции, способные адаптировать необходимый западный опыт, позволяют предположить, что Китай сохранит свою культурную уникальность и в условиях глобализации.

Арабский Восток

Сохраняет свою самобытность в современных условиях и культура арабского Востока. В ее основе лежит переживающая подъем религиозная идеология ислама. Для нее характерна необычная для европейцев идея неуклонности общественного регресса (а не прогресса) как неизбежного в земной жизни отклонения от истинного пути, что обусловливает необходимость божественного вмешательства для спасения человека. Отсюда весьма настороженное отношение исламского мира к идеологии «прогрессизма», неприятие европейской уверенности, что новое лучше старого.

Другая важная особенность культуры ислама — принципиальная нераздельность сакрального и земного. Этим объясняется не просто большое влияние, а глубокое проникновение религии в жизнь человека и общества, ее регулирование на только светским законодательством, но и «законами» шариата. В культуре арабского Востока проявляется и традиционная мусульманская установка на корпоративность, ориентация на коллектив (общину) как целостность, вне которой невозможна полноценная личность, обеспечивающую духовное братство.

В современных условиях проблемы самосознания культуры исламского мира, его взаимоотношение с другими культурами (прежде всего западной) имеют прежде всего экономическую основу. Здесь ярко проявляется культурная самобытность мусульманского общества. Хозяйственная культура ислама строится на активном восприятии мира как единого творения Аллаха. Богатство в мусульман-

439

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

ской культуре ценится и приветствуется, частная собственность — священна и неприкосновенна. Но богатство должно быть праведным, собственность тоже подлежит моральной регуляции. Мирская активность в общем целостно нейтральна, она не является самоцелью, но ее и не следует избегать. Поощряется исламом и профессиональная деятельность, но не ради наживы как таковой. Важно отметить, что ислам не делает иерархических различий между умственным и физическим трудом.

Коран дает определенные рекомендации, каким быть мусульманину в роли производителя и потребителя, «предпринимателя» и наемного работника, содержит установки на благочестие «бизнеса», справедливость обмена, умеренность, партнерство, профессионализм и т. п. Коран осуждает чрезмерное накопление собственности в руках меньшинства, ростовщичество, задает обязательность милостыни (закят), право наследования имущества широким кругом родственников. Эти принципы в своей фундаментальной трактовке в целом определяют лицо экономики стран исламского мира, хотя есть и свои варианты модернистского характера.

Вместе с тем потребности социально-экономического развития ставили мусульманских богословов и правоведов перед необходимостью нового осмысления целого ряда традиционных положений ислама. Однако этот процесс оказался болезненным и затяжным, что отразилось, в частности, в полемике по поводу допустимости (или греховности) создания в мусульманских странах банковской системы. Полемика разворачивалась, с одной стороны, вокруг положения о взимании ссудного процента (риба), а с другой — в связи с шариатским запретом на омертвение капитала. Дело закончилось изданием фатвы, разъяснявшей, что банковские вклады и взимание с них процентов не являются ростовщичеством и, следовательно, не относятся к категории осуждаемого риба. Это положение способствовало приведению существовавшей системы в соответствие с интересами национальной буржуазии.

440

Расширение практики капиталистического предпринимательства в мусульманских странах влекло за собой не только пересмотр шариатских положений (как в случае с риба), но и оживление некоторых традиционных принципов, имевших распространение с периода мусульманского средневековья, например мушарака и кирад (принципы торгового сотрудничества). В то же время нередко новые по содержанию явления воспринимаются как продолжение и развитие мусульманской традиции: таковы, например, коммерческие объединения, действующие в различных частях мусульманского мира на религиознообщинной основе (торговые дома и финансовые предприятия исламаилитов ходжа и бохра,

меманов).

Сейчас религиозно-обновленческие процессы в исламе связаны в первую очередь с проблемой освоения научно-технических достижений Запада. Сторонники реформаторского направления высказываются за модернизацию установлений ислама, тормозивших процесс внедрения достижений Запада. Им противостоят традиционалисты, выступающие за сохранение норм и ценностей ислама, против нововведений западного образца.

Освобождение мусульманских народов от колониальной зависимости, углубление кризисных явлений в капиталистическом мире поставили принципиально новые проблемы перед представителями мусульманской общественной мысли. Это отразилось прежде всего в широко развернувшейся борьбе вокруг проблемы выбора пути развития освободившимися странами, в ходе которой появляются многочисленные концепции так называемого третьего пути, отличного как от капиталистического, так и от социалистического. Апеллируя к традиционным ценностям ислама, мусульманские общественные деятели (как религиозные, так и светские) выдвигают тезис об исламском пути развития как единственно приемлемом для стран распространения ислама. На его основе создаются концепции «исламского государства», «исламского правления», «исламской экономики» и т. д., нередко существенно отличающиеся друг от друга в трактовках тех или

441

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

иных вопросов, но имеющие социальную и мировоззренческую общность.

Сегодня для культуры ислама характерен значительно более высокий, чем на Западе, религиозный энтузиазм. Более того, можно даже говорить об исламской экспансии, высокой культурной энергетике стран арабского Востока, подъеме мусульманского духа, его претензиях на расширение влияния в мире на фоне духовного кризиса христианской культуры.

США

Культура США, несмотря на свою сравнительную молодость, переживает сложный период, характеризуемый развертыванием как противоречий, заложенных в ее историческом становлении, так и вызванных процессами последних десятилетий. Многие современные американские мыслители, пытающиеся проанализировать самобытность культуры Нового Света, в конечном счете понимают, что история Америки дала пищу для несбыточных упований. Однако отсюда делается парадоксальный вывод: да, иллюзии сопровождали летопись Америки, а история показала их беспочвенность, но именно эта социальная мифология и содействовала формированию совсем иной, нежели европейская, культуры.

Так, американский историк Дж. Робертсон в работе «Американский миф, американская действительность» (1980) отмечает, что мифология, основанная на подчеркивании девственности Нового Света по сравнению со Старым, находит свое регулярное воплощение в двух национальных праздниках — дне рождения Дж. Вашингтона и Дне Благодарения. Оба праздника представляют собой ритуальное воспевание американских мифов, отражают своеобразие американской культуры.

Исторически американское национальное сознание включало в себя глубокую веру в исключительность про-

442

исхождения и судеб развития страны. Сложившаяся здесь культура была пропитана мыслью о том, что американцы — новый народ, который, сформировавшись из тех, кто искал свободу в Новом Свете и обрел ее, в последующие десятилетия был обязан выполнять свое миссионерское предназначение. Американская культура, стало быть, содержит в себе конгломерат представлений, имеющих более или менее тесную связь с действительностью. При этом многие из компонентов данной культуры, представляют собой некие культурные напластования, возникшие в результате определенной социально-исторической причины, но не исчезнувшие вместе с ней. Это относится к «американской мечте», т. е. к представлению, будто Америка может стать раем на Земле. Она возникла как результат деятельности первых поколений американцев, которые не расставались с Библией, осваивали новые земли. Отцыоснователи США задали жесткие параметры национальной культурной идентичности как «единства многообразия», достигаемого ассимиляцией эмигрантов на основе массового школьного образования, ценностей либерализма. На протяжении длительного периода в знаменитой формуле «единство из множества» первое явно доминировало. В связи с этим в культурологии преобладали представления о США как о грандиозном «плавильном котле» культур. Их усиливали социально-экономические процессы 30—70-х гг. — эпохи централизма, массовости и масштабности, идеологией которой было стремление к экономическому прогрессу и демократическим идеалам как «гражданской религии» (Ф. Рузвельт) и которая обеспечивала гомогенность так называемой средней Америки. Это позволило Д. Беллу утверждать, что в США наконец-то сложилось «национальное общество» с высокой концентрацией политической и экономической власти. Метафора «плавильного котла» стала реальностью для белых американцев — к середине XX в. сложилась синкретическая национальная культура, по сути своей являющаяся массовой и обеспечивающая культурное единство белых. Попытка достичь культурного единства разных этничес-

443

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

ких групп американцев не привела к желаемому результату, так как в 60-е гг. в ходе борьбы за гражданские права они заявили об особом месте своих культур, что начало подрывать с таким трудом созданное единство.

Это позволяет некоторым специалистам говорить, что американское общество обскурирует, распадается, теряя даже видимость единства. Очевидно, это связано с тем, что населению США так и не пришлось стать нацией: ничего, кроме формального гражданства, не объединяет все эти разнородные расовые, этнические, языковые, религиозные общины. Черные и белые продолжают жить раздельно, общины аборигенов — индейские племена — даже именуют себя «нациями». Многочисленные этнические общины «пришлых» (в последнее время) американцев также весьма далеки не только от культурного, но и мировоззренческого единства, не говоря уже о слиянии в один этнос, в одну культуру.

Сейчас в культуре США доминирует стремление к углублению принципов плюрализма и децентрализации, что превращает США в мозаичное общество, чрезвычайно разнообразное и сильно дифференцированное. На смену «плавильному котлу» в 70-х гг. пришла мозаика расово-этнических общин (Д. Холлинджер), каждая из которых живет своей субкультурой, что привело к признанию в качестве официальной идеологии многокультурности. Модель этнокультурной мозаики не вызывает вопросов об американской национальной идентичности, о будущем США как форпосте западной культуры. Предлагаются рецепты «сдерживания эмиграции из незападных стран, усиления ассимиляции эмигрантов» (С. Харрингтон). Перед американской культурой опять во весь рост встает задача интеграции. Однако сейчас ее решение требует гораздо больших усилий, ибо «многокультурность» объективно базируется на фундаментальных социально-экономических сдвигах в развитии страны.

Под влиянием НТП современные энергетика, техника связи, новые технологии и связанная с этим переоценка ценностей стали движущими силами децентрализации

444

американского общества, его культуры. Разнообразие видов энергии и более рациональное ее использование, развитие пригородов, филиалов и особенно формирование новых информационных систем, благодаря которым любой человек через персональный компьютер может получать и передавать информацию вне «культурных центров» и даже места работы, приводят к тому, что пирамидальная социальная структура, лежащая в основе «единства мно-

гообразия», сменяется сетеобразной с множеством узлов инициативы и ответственности.

(Очевидно, символом такой трансформации можно считать Интернет — глобальную информационную сеть, где наиболее популярным видом сервиса является World Wide Web — «всемирная паутина»). Компьютер стал мощным орудием децентрализации, так как он обеспечивает информацией все звенья, узлы общественного организма практически в равной мере, независимо от места в социальной иерархии и пространстве. Происходят изменения в системе ценностей среднего американца: он хочет менее претенциозного образа жизни, большего признания и реализации индивидуальных культурных запросов.

Таким образом, конвергенция меняющихся общественных и личных ценностей с новой техникой и энергоэкономическими сдвигами привели к созданию динамичного (калейдоскопического) мозаичного общества. Для него характерны дальнейшая децентрализация образа жизни, расслоение «средней» Америки, растущее многообразие стилей, когда нормой становится не типичность, а разнообразие, прежде всего культурное. Эти процессы имеют серьезные последствия. Субкультуризация расовых, языковых, религиозных, этнических общностей оставляет все меньше надежд на формирование целостной этнической культуры европейского типа, поскольку они не проявляют стремления к адаптации в классической национальной культуре; из-за отрицательной комплементарности, естественного разнообразия этнокультурных доминант они ограничивают свое «единство» профессиональными или бытовыми контактами, прежде всего в сфере потребления.

445

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков