Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!Аутизм / Аутизм (от теоретического понимания к педагогическому воздействию).doc
Скачиваний:
276
Добавлен:
13.08.2013
Размер:
1.28 Mб
Скачать

3.1.3. Значение слов «большой» и «маленький». Большая мышь и маленький слон

Мы уже говорили о том, как дети учатся использовать самые простые слова, слова, обозначающие предметы, которые можно видеть, слышать и пробовать на вкус: эти слова принадлежат определенным категориям.

Такие слова «большой», «маленький», «широкий», «узкий», «на», «в», «давать» и «брать» являются относительными. Их понять намного труднее, поскольку значение этих слов зависит от ситуации, от связи с другими словами в предложении и / или контексте.

Когда Том видит, что его отец принес мне цветы, он всегда кричит: «Я должен взять их», что на самом деле означает «дайте». Позднее он скажет, что теперь это мамины цветы, потому что я взяла. Ему очень трудно понять значения слов «давать» и «брать». На днях он увидел на столе вазу с цветами и настаивал на том, что это были его цветы, а не мои, так как он еще мне их не отдал.

Хильде де Клерк

Понятия «большой» и «маленький» для нас не представляют никакой сложности. Но у детей, страдающих аутизмом, они вызывают огромные проблемы. Учителя часто говорят: «Я испробовал все средства, но он так и не смог понять: почему?» Чтобы разобраться в этом, необходимо войти в его мозг и взглянуть на мир его глазами. Для того, чтобы аутичный ребенок смог понять эти значения, наши объяснения должны содержать абсолютное определение, что на самом деле сделать невозможно. Посмотрите на рис. 3.1. Этот стакан большой или маленький?

В первом контексте, стакан маленький по сравнению с бутылкой, но во втором, при сравнении с ложкой, стакан большой. Чтобы использовать такие простые слова как «большой» и «маленький», необходимо рассматривать их в конкретном контексте. Это требует гибкости мышления, которой может не быть у людей, страдающих аутизмом. Такие фразы как «Это большая мышь» или «Это маленький слон» недоступны для понимания, если человек привык придерживаться абсолютных значений и испытывает трудности в понимании слов «большой» и «маленький» с относительными значениями. Предлог «в» понять легко, если он обозначает место, например если вы находитесь «в» доме, но что если вы вернетесь «в» 2 часа? Где основа, зрительная поддержка, где предсказуемость, если в одном случае можно увидеть значение предлога «в» (в доме), а в другом случае — нельзя?

Рис. 3.1. Этот стакан большой или маленький?

3.1.4. Когда говорят «ты»? когда говорят «я»?

Такого же рода проблемы возникают при переходе от личного местоимения «я» к местоимению «ты». Многие молодые люди, страдающие аутизмом, делают ошибки, используя «я» и «ты». В ранних работах психоаналитиков это рассматривалось как доказательство того, что аутичные люди сознательно отказываются от личностной идентификации. То, что они систематически не использовали «я» считалось символичным показателем этого. Однако основываясь только на одних наблюдениях, невозможно понять, почему один и тот же человек называет себя «я» или «мы» (если он не один), другие называют его иногда как «ты», а иногда как «он» (он сделал это), или «они». Чтобы это понять, нужно обладать гибкими интеллектуальными способностями, но многие аутичные люди их не имеют. Это никак не связано с их нежеланием использовать «я». Если спросить аутичного ребенка, который еще только осваивает речь, «ты хочешь печенье?», в ответ он повторит вашу фразу: «Ты хочешь печенье?», имея в виду «я». Он сможет с такой же легкостью повторить предложения: «Джон хочет печенье» или «Я хочу печенье».

Следующий пример нам ярко показывает, насколько буквальным является процесс мышления у людей, страдающих аутизмом, каким образом это может привести к недоразумениям, когда профессионалы не понимают такой формальной работы мозга. Обратите внимание, какие огромные усилия прилагает Том, чтобы его речь была похожа на нашу речь.

Том — 10-летннй мальчик с высокими интеллектуальными способностями, страдающий аутизмом. Он учится в обычном классе. Учитель не может понять, почему людей, которые так легко могут запоминать учебный материал наизусть, считают «аутистами». С Томом занимается очень талантливый логопед. Однажды Том задает ему высоко интеллектуальный вопрос: «Кто „я“?». На такой вопрос не так легко ответить... К счастью, логопед знает о том, что аутичные люди нуждаются в визуальной поддержке, особенно когда речь идет об абстрактных понятиях. Тогда логопед ударяет себя рукой в грудь и говорит: «Послушай, Том. Каждый, кто делает так, как я сейчас, может сказать о себе «я». Том сразу же пытается это сделать сам. Он находит это смешным: «„я“ — Том». На первом этапе освоения этого понятия, он довольно смело бьет себя в грудь каждый раз, например, когда говорит: «Я, Том, иду домой» (на всякий случай, кроме местоимения «я» употребляет свое имя). На втором этапе он делает это более уверенно и уже не называет свое имя. Вместе с этим в этот период он внимательно наблюдает за окружающими: а бьют ли себя в грудь другие люди, когда они произносят «я»? На третьем этапе он выглядит еще более смелым. Когда он говорит «Я иду домой», он держит руку за спиной, крепко прижимая ее. Для него это все равно, что шагнуть в пустоту. Приблизительно в это время логопед встречает учительницу Тома, которая говорит следующее: «Я не знаю, является ли том аутистом или нет, но я думаю, что у него есть проблема посерьезнее. Мне кажется, что в сексуальном отношении он чрезмерно развит, возможно, сексуально озабочен…»

«Что произошло?»

«Я не знаю, что нашло на него, но последнее время он стал пристально смотреть на мою грудь».

Логопед сразу понял причину и спросил: «Он смотрит на вашу грудь, когда вы произносите слово „я“?»

Оказалось, что именно так и было.