Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
482
Добавлен:
21.05.2015
Размер:
430.59 Кб
Скачать

Глава 3 военная сила государства

Учебные вопросы:

1. Сущность, структура и содержание военной силы.

2. Вооруженные Силы как основной элемент военной силы Российской Федерации.

Исторический опыт свидетельствует, что в прошлом, вплоть до середины XX века, первостепенным фактором мировой власти и влияния государств на мировой арене была военная сила. Сила и масштаб власти той или иной державы в мире были прямо пропорциональны ее военной мощи. Власть отождествлялась с силой, которая считалась основанием власти. Кто имел самую сильную армию, тот обладал наибольшей властью.

Появление ядерного оружия, казалось бы, поставило войну между ядерными державами вне закона.

Возобладала точка зрения, что две ядерные державы, США и СССР обладают гарантированной способностью уничтожить друг друга. Такое понимание фатального исхода ядерной войны, вплоть до роспуска СССР, стимулировало Москву и Вашингтон, все мировое сообщество вести поиск основ системы коллективной безопасности. Пришло понимание угрозы если не гибели, то необратимой деградации человечества. Представления людей о допустимости «обычной войны» оказались более живучими.

Советскими и американскими учеными велась большая работа по воплощению в жизнь нового мышления, его провозгласили в 1955 году Альберт Эйнштейн и лорд Рассел. Казалось, что использование военной силы в международных отношениях пойдет на убыль, что ядерные страны, мировое сообщество, ООН, такие движения, как Пагуошское, Дартмундские встречи, движение сторонников мира нанесут поражение мыслям о немыслимом, ядерной войне. С распадом биполярной системы мира эти надежды испарились.

В современных условиях, несмотря на общее снижение значения военного фактора в системе международных отношений, военная сила также продолжает оставаться неотъемлемым атрибутом политики и важнейшим средством для отстаивания жизненно важных интересов государства и обеспечения его безопасности. Причем, как показывает мировой опыт, обострение международных противоречий часто приводит к применению военной силы для их разрешения.

В связи с этим, в настоящее время, как показывает мировой опыт, практически все государства, даже самые миролюбивые, заблаговременно и постоянно принимают меры для укрепления и совершенствования своей военной силы и отводят ей соответствующее место в системе обеспечения нацио­нальной безопасности.

1. Сущность, структура и содержание военной силы

Военная сила государства, являясь средством политики, представ­ляет собой исключительно сложное общественное явление. Свидетельст­вом этому является то, что до сих пор существуют различные точки зрения на сущность военной силы, ее структуру, содержание, формы реализации, выполняемые функции и на соотношение этой категории с другой близкой по смыслу категорией «военная мощь».

Например, А.Х.Шаваев и Н.И.Турко отождествляют военную силу с военной мощью государ­ства. Н.Д. Табунов и другие считают, что военная сила является производной военного потенциала и военной мощи государства. Имеются и другие суждения по поводу сущности военной силы.

Следует отметить, что военная сила сегодня, с одной стороны, рассматривается как средство «насилия», «способность воздействовать на другие государства», а с другой – как «средство предотвращения насилия», «средство обеспечения безопасности».

Как уже отмечалось, наиболее тесно «категория «военная сила» взаимодействует с категорией «военная мощь», а иногда и тождественна ей.

Военная мощь является составной частью совокупной мощи государ­ства и используется для решения военных задач. Совокупная мощь государства - это все имеющиеся материальные и духовные возможности, которые общество способно реализовать для решения стоящих перед ним задач.

По-существу, военная мощь - это реализованная часть военного потенциала государства. В мирных условиях, как правило, осуществляется частичная реализация военного потенциала. По мере возрастания угрозы войны и подготовки к ней степень реализации военного потенциала увеличивается.

Располагая определенной военной мощью, государство использует ее для реализации своих потребностей как внутри страны, так и на междуна­родной арене. При этом основная часть военной мощи современных госу­дарств, как правило, предназначена для реализации внешнеполитических потребностей.

Для оценки военной мощи государства существуют определенные методологические принципы и требования.

Принцип первый. Военная мощь государства непосредственно обусловлена характером и особенностями эпохи. Ее качественные и количественные параметры обусловлены изменением соотношения сил в мире и его отдельных регионах. Она должна быть гибкой, мобильной, с четко выраженными приоритетами развития, способная быстро реагировать на изменения ситуации.

Принцип второй. Зависимость характера военной мощи от типа, социального содержания и политического режима конкретного государства. Определенный исторический тип государства обусловливает и соответствующий тип военной мощи (феодальный, буржуазный и др.). Сущность каждого типа военной мощи раскрывается через ее социально-классовую основу и историческое предназначение. Вот почему социальные функции разных типов военной мощи не совпадают. Более того, они приобретают специфику в зависимости от особенностей военно-политического курса конкретного государства, методов и способов их реализации в рамках одного и того же типа. Выявление отмеченных характеристик позволяет определить, средством реализации политических интересов каких социальных сил служит данная военная мощь, цели каких классов она реализует.

Принцип третий. Военная мощь государства является величиной относительной. Абсолютная величина военной мощи не является сравнительной характеристикой для определения способностей конкретного государства достичь победы в вооруженной борьбе, поскольку максимальная величина военной мощи слаборазвитого и экономически мощного государства просто несопоставимы. Эта возможность зависит от способности государства противостоять конкретному противнику. Поэтому размеры военной мощи определяются посредством сопоставления реальных (фактических) возможностей противоборствующих стран.

Принцип четвертый. Военная мощь и безопасность государства качественно изменяются при наличии (отсутствии) ракетно-ядерного оружия, средств его доставки, уровня систем противоракетной обороны. В доядерную эпоху увеличение военной мощи государства ассоциировалось, как правило, с уменьшением уязвимости государства, считалось синонимом его безопасности. С появлением ядерного оружия ситуация коренным образом изменилась. Его отсутствие у ряда государств компенсировать им было нечем. Однако ядерный потенциал других государств обнажил и пределы абсолютной военной силы. Со всей очевидностью выявилась проблема самосохранения человечества. Тем самым характер взаимосвязи между количеством ракетно-ядерного оружия и степенью безопасности государства приобрел обратно пропорциональную зависимость.

Осознание возникшей ситуации приводит к закономерному выводу: военная мощь государства перестает быть определяющей величиной. Превосходство в военной мощи ныне является не менее опасным фактором, чем ее недостаток. Более того, односторонний упор на военную силу значительно ослабляет другие компоненты национальной безопасности, делает ее в конечном итоге менее прочной и стабильной. Следовательно, принятие оборонительных военных доктрин является единственно возможным разумным путем движения человечества к безъядерному миру и надежной безопасности. Авторитет государства будет определяться в перспективе уровнем развития его экономики, науки и техники, интеллектуальными и культурными запасами общества, морально-политическими установками его населения. Вот почему на первый план выдвигаются мирохозяйственные связи и справедливый экономический порядок.

Вместе с тем само обладание военной мощью не предполагает ее ак­тивного и решительного использования в системе международных отно­шений. Она может так и остаться неиспользованной возможностью, если правительство не преследует решительных целей и не ставит их перед своими вооруженными силами. Следовательно, военная мощь становится силой, обеспе­чивающей достижение определенных целей только тогда, когда она всту­пает в активное взаимодействие с военной мощью других государств.

Таким образом, если военная мощь государства в плане ее воздейст­вия на систему международных отношений предстает в большей степени как определенная потенциальная возможность воздействия, но не воздей­ствие как таковое, то сила в любом ее проявлении (а, тем более, военная сила) предполагает именно воздействие на другое государство или группу государств.

По своему генезису военная сила - порождение военной мощи, которая и определяет возможности, характер и степень воздействия военной силы одного государства на другое. Исходя из этого, под военной силой государства будем понимать степень и интенсив­ность реального воздействия его военной мощи в тех или иных целях на другие государства или систему международных отношений.

Базовым для современного понимания места и значения военной силы в системе средств обеспечения национальной безопасности России является положение ее Военной доктрины о том, что Российская Федера­ция обеспечивает свою безопасность всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении средств при приоритете политико-дипломатических и иных мирных средств и потому считает необходимым иметь Вооруженные Силы и другие войска и применять их в целях защиты суверенитета и территори­альной целостности, других жизненно важных интересов Российской Фе­дерации в случае совершения агрессии против нее или ее союзников.

В стратегии национальной безопасности США военной силе также отводится важное место. Она рассматривается как источник гарантий и основа безопасности как в региональном, так и в глобальном масштабе. При этом особо подчеркивается, что укрепление безопасности США осуществляется при опоре на боеготовые вооруженные силы.

Важно подчеркнуть, что военная сила выступает в качестве средства политики, а точнее, в качестве ее исторически специализированной части - военной политики государства. Для военной политики военная сила явля­ется наиболее эффективным и, пожалуй, основным средством (по сравнению с экономическим, политическим, дипломатическим и др.), с помощью которого политическое руководство может реализовать свои внешнеполи­тические потребности. Однако нельзя и абсолютизировать это средство, поскольку достижение конкретных военно-политических целей возможно и путем действия других структурных элементов внешнеполитической силы государства. Сегодня военная сила перестала быть главным естественно-традиционным средством поли­тики во всех случаях, однако продолжает играть важную роль в обеспечении нацио­нальной безопасности государства.

Подчеркивая необходимость военной силы как средства обеспечения безопасности государства, следует отметить, что в ее содержании и на­правленности произошли и продолжают происходить значительные изме­нения. Прежде всего, военная сила развивается и совершенствуется на ос­нове принципа разумной достаточности для обороны, который предпола­гает, что проведение всех мероприятий в военной сфере осуществляется в строгом соответствии со степенью военной угрозы и с учетом социально-экономических и научно-технических возможностей государства. Анализ основных принципов политики России в области военной безопасности подтверждает это.

Военная сила, как и любое сложное общественное явление, имеет собственную структуру. Ее важнейшими элементами являются: вооружен­ные силы, военно-экономическая сила, во­енно-научная сила, моральная сила.

Основной структурный элемент военной силы государства вооруженные силы. Такое их положение объясняется тем, что они одновременно являются элементом политической системы общества и потому имеют чет­кую и законодательно оформленную структуру. Кроме того, вооруженные силы специально предназначены для ведения военных действий против агрессора, оснащены соответствующими средствами вооружен­ной борьбы. Государство использует их в качестве важнейшего орудия для достиже­ния военно-политических целей на международной арене, поддержки су­ществующей власти и стабильности внутри страны.

Вместе с тем, сейчас во все большей мере приходит понимание того, что не только проведение военных акций вооруженными силами избавляет от войн, кон­фликтов и военных угроз. Само наличие вооруженных сил, их потенциал могут быть гарантами политической стабильности и ме­ждународной безопасности. Для выполнения этой, казалось бы, несвойственной для них функции современные армии должны органично входить в состав механизма национальной, региональной и всеобщей безопасности.

Помимо вооруженных сил в структуру военной силы входят и многие другие силовые элементы государства: органы, обеспечивающие безопасность от подрывной дея­тельности иностранных разведок; органы, связанные с охраной государст­венной тайны и защитой государственных интересов; пограничные войска; внутренние войска; национальная гвардия, войска гражданской обороны; боевые государственно-общественные вооруженные формирования (народное ополчение, партизанские отряды) и др.

Важнейшим структурным элементом военной силы государства вы­ступает его военно-экономическая сила, которая представляет собой реа­лизацию возможностей государства по удовлетворению материальных по­требностей вооруженных сил для ведения войны. Величина военно-эконо­мической силы зависит от уровня экономического потенциала, политиче­ского курса государства и военно-политической обстановки в мире.

В период усиления военной опасности или в ходе войны в результате перевода экономики страны на военные рельсы величина военно-экономи­ческой силы государства возрастает значительно, но до определенного предела. Верхним порогом наращивания военно-экономической силы яв­ляется тот, за которым экономику страны охватывает состояние кризиса и регресса. Нижний порог военно-экономической силы означает фактиче­скую ликвидацию военного производства, что возможно лишь в условиях всеобщего разоружения и мира.

Одной из составляющих военно-экономической силы являются расходы на оборону. Связано это с тем, что уровень модернизации вооруженных сил напрямую зависит от выделенных финансовых средств. В зависимости от целей военной политики, проводимой правительствами различных государств, сегодня можно четко обозначить государства, которые наращивают свою военно-экономическую силу, исходя из оборонной достаточности, и государства, которые продолжают милитаристские приготовления. Так, например, если проанализировать эволюцию военных расходов в странах НАТО, то можно сделать вывод, что она различна. В частности у Турции она тяготеет к возрастанию, в то же время у большинства государств - к сохранению стабильности (Канада, Франция, Испания, Дания и Греция). Что касается рвущихся в мировые лидеры США, то здесь всё предельно ясно. В 2003 году США истратили на оборону больше средств, чем 15 самых сильных в военном отношении стран. Военный бюджет США в 2004 году составил 375 млрд. долларов. Для сравнения, военный бюджет России в 2004 году составил лишь 3,6 млрд. долларов. На 2005 год в США было выделено 407 млрд. долларов, на 2006 год – 427 млрд. долларов. А на 2007 год – 518 млрд. долларов. О каком-то снижении военных приготовлений и речи не идёт.

Асимметричность изменения военных расходов характерна для общемировой картины: в демократиях Запада и в России военные расходы уменьшаются, но в государствах, расположенных в наиболее взрывоопасных регионах мира, особенно на Ближнем Востоке и в Южной Азии, признаков снижения нет. Более того, наблюдается значительный рост: за последние 3-4 года в Иране на 42,5%, Саудовской Аравии на 12,9%, Индии на 12%, Пакистане на 19,5% и т.д. Многие страны все еще видят выражение военной мощи в больших регулярных армиях и наличии современных систем оружия.

В этих условиях наиболее острой становится традиционная проблема - как обеспечить безопасность хронически слабых стран, которым присущ непреодолимый “дефицит силы”?

Структурным элементом военной силы государства является и его военно-научная сила, которая определяет в соответствии с целями и зада­чами военно-политического курса страны степень и интенсивность воз­действия научного потенциала государства на другие страны.

Используя научный потенциал государства, уровень развития техники и технологий, военно-научная сила обеспечивает реализацию конкретных политических и военно-политических интересов в системе международных отношений. Опираясь на свое военно-научное преимущество, на способность произво­дить наиболее эффективные современные системы оружия, развитые государства используют военно-научную силу в качестве средства давления на потенциальных противников в целях усиления их политической зависи­мости от обладателя новейших военных технологий.

Особое место в структуре военной силы государства занимает мо­ральная сила его народа, воинов вооруженных сил. Не раз в истории агрес­сор был остановлен и повержен превосходящим моральным духом на­рода и защитников страны, их готовностью идти на любые лишения ради свободы и независимости.

Моральная сила проявляется в готовности и способности народа и армии выдержать испытания войны, проявить волю к победе. В концен­трированном виде она выражается в совокупности идей, взглядов, чувств, настроений, традиций народа и воинов армии и флота, отражаю­щих их отношение к общественно-политическому строю и к политике го­сударства, а также в духовной готовности и способности армии бороться до победы в войне.

Таким образом, военная сила государства выступает как величина интегрированная, воплощающая в себе не только мощь его вооруженных сил, но мощь военной экономики, науки, морального духа народа и армии.

Военная сила используется государством в различных формах как непосредственно, так и опосредованно. Традиционной формой ее непо­средственного использования является война в ее различных проявлениях. Вместе с тем война (локальная, мировая) - это крайняя форма вооружен­ного насилия. Она затрагивает все сферы жизни и ведется с использова­нием всех средств вооруженной борьбы. К другим формам непосредствен­ного использования военной силы относятся различного рода вооруженные провокации, военные конфликты, военные интервенции и др.

Разнообразны и формы опосредованного использования военной силы: проведение маневров и учений в непосредственной близости от гра­ниц потенциального противника или его союзников; объявление повышен­ной боевой готовности вооруженных сил или полной (частичной) мобилизации; пре­дупреждение о возможности применения военной силы с использованием различных средств вооруженной борьбы; поддержка одной из конфлик­тующих сторон поставками оружия, военной техники и технологий, пре­доставлением военных специалистов и советников; создание военно-полити­ческих блоков в регионе интересов потенциального противника; строи­тельство или помощь в строительстве предприятий военного назначения и др.

Следует отметить, что все перечисленные формы использования во­енной силы взаимосвязаны. Военные конфликты и локальные войны могут быстро перерасти в крупномасштабную войну, одни формы использования военной силы могут быстро преобразоваться в другие. По­следнее во многом зависит от различных обстоятельств как объективного, так и субъективного свойства.

Соседние файлы в папке Военная политология вариант для согласования