Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Доверительное управление. Паевые инвестиционные фонды (под общей ред. В.В. Семенихина). - Система ГАРАНТ, 2006.rtf
Скачиваний:
39
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
1.85 Mб
Скачать

6.3. Порядок налогообложения доходов, полученных в рамкахдоговора доверительного управления имуществомс объединением имущества в обособленный имущественныйкомплекс. Общие фонды банковского управления

Необходимо обратить внимание, что результаты, полученные от доверительного управления имуществом, объединенным в целях управления в обособленный имущественный комплекс, учитываются в целях налогообложения прибыли с учетом особенностей, присущих данному объекту доверительного управления.

Как уже рассматривалось выше, правовые основы заключения договора доверительного управления имуществом позволяют осуществлять управление имуществом собственника (учредителя управления) в его интересах или указанного им лица (выгодоприобретателя), как без объединения имущества с имуществом других лиц, так и с объединением имущества данного учредителя в единый имущественный комплекс наряду с имуществом других лиц.

Законом N 156-ФЗ ( Приложение N 5) установлены особенности распоряжения и пользования имуществом, переданным в ПИФ, отличающиеся от норм, установленных Гражданским кодексом в отношении как общей долевой собственности, так и доверительного управления.

Создание обособленного имущественного комплекса влечет изменение режима собственности. Так, объектом доверительного управления в данном случае выступает единый комплекс, включающий в себя имущество разных лиц. Поскольку управление денежными средствами или иным движимым имуществом вкладчиков осуществляется путем их инвестирования, то есть отчуждения, следовательно, право собственности отдельного лица на передаваемое имущество прекращается. Соответственно, вклад каждого лица, представляет собой имущество, которое принадлежало ему на праве собственности, но для осуществления управления передано в общую собственность, что позволяет ему быть владельцем пая, подтверждающего его долю в имуществе фонда, как переданного при его формировании, так и созданного в процессе управления ПИФом.

Напомним, что передача имущества в доверительное управление не влечет за собой перехода права собственности к доверительному управляющему, и не изменяет режима права собственности на имущество, являющееся объектом управления.

Тогда как, при осуществлении доверительного управления обособленным имущественным комплексом, имущество, входящее в состав такого комплекса принадлежит учредителям доверительного управления на праве общей долевой собственности, что требует применения иной методики налогообложения.

Действительно, применение статьи 276 НК РФ, регулирующей особенности налогообложения операций доверительного управления, не требуется. Так, пунктом 6 статьи 276 НК РФ ( Приложение N 4) особо подчеркивается, что порядок, установленный данной статьей, не применяется управляющей компанией и участниками (учредителями) договора доверительного управления имуществом, составляющим обособленный имущественный комплекс - паевой инвестиционный фонд (ПИФ).

При этом управляющая компания сохраняет за собой право учесть доходы и расходы по правилам абзаца 1 пункта 2 статьи 276 НК РФ ( Приложение N 4) в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль.

Исходя из этого, управляющая компания вправе не учитывать в составе доходов имущество, внесенное учредителями для включения его в состав паевого инвестиционного фонда. В то время как, вознаграждение, причитающееся управляющей компании в течение срока действия договора доверительного управления паевым фондом, является его доходом от реализации и подлежит налогообложению в установленном порядке. При этом расходы, связанные с осуществлением доверительного управления, признаются расходами управляющей компании, если в договоре доверительного управления имуществом не предусмотрено возмещение указанных расходов учредителями доверительного управления.

Таким образом, управляющая компания формирует налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с вышеуказанными положениями.

На основании статьи 246 НК РФ ( Приложение N 4) плательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Учитывая нормы вышеназванной статьи, определяющей в числе плательщиков налога на прибыль организации, у паевого инвестиционного фонда, являющегося обособленным имущественным комплексом без образования юридического лица, обязанностей по исчислению налога на прибыль не возникает.

В этом случае, различного рода доходы, возникающие в процессе управления ПИФом, рассматривающийся как прирост имущества фонда, в том числе в виде банковских процентов, дивидендов и процентов по ценным бумагам, входящим в состав имущества фонда, доходов от реализации и передачи в пользование недвижимости, не могут быть признаны налогооблагаемыми у ПИФов. К тому же, в целях формирования налоговой базы для исчисления налога на прибыль результаты работы ПИФа не могут быть учтены у владельцев паев, поскольку они являются общими для всех участников, и не подлежат распределению до момента предъявления пая к погашению или ликвидации ПИФа.

В связи с тем, что пай является ценной бумагой, основания для уплаты налога на прибыль у пайщика - юридического лица возникают лишь при погашении, реализации или обмене паев в соответствии со статьей 280 НК РФ ( Приложение N 4). Доходы пайщика - физического лица возникают при погашении или реализации паев и облагаются с учетом положений статьи 214.1 НК РФ ( Приложение N 4). Доход у пайщиков возникает также в случае промежуточной выплаты им дохода от доверительного управления имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд.

Наряду с паевыми инвестиционными фондами, одним из способов осуществления доверительного управления обособленным имущественным комплексом является управление имуществом через Общие фонды банковского управления (далее - ОФБУ). Порядок формирования и функционирования ОФБУ и принципы осуществления операций доверительного управления, определены Инструкцией ЦБ РФ от 2 июля 1997 года N 63 "О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации", утвержденной Приказом ЦБ РФ от 2 июля 1997 года N 02-287 (далее - Инструкция N 63) ( Приложение N 24).

Как следует из пункта 2.5 Инструкции N 63 ( Приложение N 24), ОФБУ признается имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления.

То есть, также как и в ПИФе, в состав имущественного комплекса включается не только имущество, внесенное учредителями, но и приобретаемое доверительным управляющим в процессе осуществления доверительного управления, которое на тех же основаниях причисляется к общей собственности.

Следует отметить, что механизм формирования и функционирования ОФБУ во многом схож с паевыми инвестиционными фондами. Как и инвестиционные фонды, ОФБУ вкладывают предоставленные им средства в определенные активы - как правило, в государственные облигации или иные ценные бумаги. К тому же, как и Пифы, ОФБУ представлены в различных категориях в зависимости от используемой стратегии управления. Это могут быть рисковые фонды, нацеленные на получение высокой доходности, консервативные и сбалансированные.

Однако создание ОФБУ доверено уже не управляющим компаниям, а исключительно коммерческим банкам. В связи с этим, деятельность банковских фондов находится под присмотром Центрального банка, в то время как работу управляющих компаний ПИФов курирует Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР).

Поскольку определяющую направленность деятельности диктуют разные структуры, это и приводит к наиболее принципиальным различиям между ОФБУ и ПИФами. С одной стороны, для создания собственного фонда, банк должен "зарекомендовать" себя, проработав не менее одного года, и относиться к первой категории по своему финансовому состоянию. Но уже зарегистрированные фонды Центральный банк наделяет более широкими инвестиционными полномочиями, с предоставлением больших возможностей, чем ФСФР.

Так, банковские фонды могут вкладывать средства, отданные им в управление, не только в ценные бумаги, к тому же рублевые, но и в наличную валюту и номинированные в ней ценные бумаги, а также в драгоценные металлы и камни. Кроме того, банки принимают ценные бумаги, кредитные требования, драгметаллы и другие активы, с которыми позволяет работать банковская лицензия, в управление от самих клиентов. Тогда как, ПИФы работают только за рублевые средства. Тем не менее, Банк России, расширив количество инструментов, ввел определенные ограничения. К примеру, ОФБУ установлен запрет на инвестирование в недвижимость. Кроме того, фонды не имеют права осуществлять вклады свыше 15% своих средств в активы одного эмитента. Исключение составляют лишь государственные ценные бумаги. Что касается ПИФов, то по указанным направлениям ограничений для них не предусмотрено.

И более существенным обстоятельством, не позволяющим расширить сферу действия банковских фондов, представляется отсутствие прав на обращение сертификата долевого участия, являющегося документом, удостоверяющим участие физического или юридического лица в ОФБУ. Согласно Инструкции N 63 ( Приложение N 24), сертификат не является имуществом и не может быть предметом договоров купли-продажи и иных сделок.

И все же, по мнению специалистов, ОФБУ как инвестиционный инструмент несет в себе меньшие риски, чем ПИФы. На сегодняшний день аналитики отмечают увеличение объемов средств, находящихся в управлении ОФБУ, что подтверждает все большее развитие данного сектора инвестиций.

Учитывая определенное сходство порядка формирования и функционирования тех и других фондов, можно сделать вывод о том, что и налогообложение должно строится по единому принципу. Тем не менее, налоговые органы считают иначе.

Несмотря на отсутствие четких норм в законодательстве о порядке налогообложения участников ОФБУ, налоговые органы заявляют в письменных разъяснениях о налогообложении доходов вкладчиков, в том же порядке, как и полученных от совместной деятельности. Данное мнение выстраивается на том основании, что юридически ОФБУ регулируются главой 55 "Простое товарищество" ГК РФ.

Действительно, при сравнении норм гражданского законодательства, касающихся классификации договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), можно выявить общие признаки их соответствия принципам формирования фондов.

Так, в соответствие со статьей 1041 ГК РФ ( Приложение N 2) по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели.

Ту же самую цель извлечения прибыли преследуют учредители управления, объединяя свои вклады для передачи в общий фонд банковского управления.

Кроме того, внесенное учредителями имущество, которым они обладали на праве собственности, а также полученные в результате доверительного управления доходы признаются их общей долевой собственностью, что соответствует нормам статьи 1043 ГК ( Приложение N 2).

Но в отличие от договора простого товарищества, согласно которому ведение дел простого товарищества поручается одному из участников, управление общей долевой собственностью осуществляется не одним из собственников, а специализированным третьим лицом - кредитной организацией.

Порядок налогообложения доходов доверительного управляющего, а именно кредитной организации, в данном случае должен применяться с учетом особенностей определения доходов и расходов, предусмотренных статьей 290 и 291 НК РФ ( Приложение N 4) для банков.

Для сравнения правил налогообложения, обратимся к нормам статьи 278 НК РФ ( Приложение N 4), регулирующей особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками договора простого товарищества.

В отношении передаваемого имущества существует аналогичная норма. Так, в пункте 1 статьи 278 НК РФ ( Приложение N 4) содержится положение, позволяющее не признавать реализацией товаров (работ, услуг) передачу имущества, в том числе имущественных прав, в качестве вкладов участников простых товариществ.

В тоже время, установленный пунктом 4 статьи 278 НК РФ ( Приложение N 4) порядок формирования результатов каждого участника от деятельности простого товарищества и учета его в целях налогообложения налогом на прибыль отличается от правил, предусмотренных для участников договора доверительного управления.

С точки зрения налоговых органов, доверительный управляющий рассматривается как лицо, которому поручено ведение дел простого товарищества.

Тогда, следует считать, что в соответствие с налоговыми предписаниями ему вменяется в обязанность сообщать каждому вкладчику о суммах причитающихся ему (распределяемых) доходов ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом.

Полагаем, что в данном случае величина этих доходов определяется с учетом положений пункта 6.20 Инструкции N 63 ( Приложение N 24): "Доходы, за вычетом вознаграждения, причитающегося доверительному управляющему, и компенсации расходов доверительного управляющего на управление ОФБУ, делятся пропорционально доле каждого учредителя доверительного управления в имуществе общего фонда банковского управления".

При применении указанной статьи во внереализационных доходах учредителем управления (юридическим лицом) должен учитываться доход в пропорциональном отношении его доли вклада от общего дохода, полученного в результате управления имуществом через ОФБУ в каждом отчетном (налоговом) периоде.

Заметим, что полученные по результатам доверительного управления имущественным комплексом убытки не подлежат распределению между учредителями управления и при налогообложении ими не учитываются.

Особо подчеркивается пунктом 5 статьи 278 НК РФ ( Приложение N 4), что при прекращении действия договора простого товарищества его участники при распределении дохода от деятельности товарищества не корректируют ранее учтенные ими при налогообложении доходы на доходы, фактически полученные ими при распределении дохода от деятельности товарищества.

Кроме того, при прекращении действия договора и возврате имущества участникам этого договора не признается убытком для целей налогообложения отрицательная разница между стоимостью имущества на момент передачи и на момент прекращения договора.

Таким образом, исчисление налоговой базы участниками простого товарищества отличается от налогообложения результатов, полученных в процессе доверительного управления имуществом.

Как следует из пункта 6 статьи 3 НК РФ ( Приложение N 3) акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Поскольку процедура исчисления налога участниками ОФБУ не установлена на законодательном уровне, встает вопрос о правомерности определения налоговой базы в соответствии с указаниями на уровне разъяснительного характера.

Следует также отметить, что в основном участниками ОФБУ становятся частные лица, а не организации, что требует уточнения норм, определяющих налогообложение физических лиц, в главе 23 НК РФ.

Соседние файлы в предмете Предпринимательское право