Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право - теория и практика применения (науч.-практ. издание) - Волтерс Клувер, 2005 г.rtf
Скачиваний:
99
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
5.71 Mб
Скачать

4.3. Иностранные инвесторы

Определение круга лиц, которые признаются иностранными инвесторами, также имеет важное практическое значение в правовом регулировании иностранных инвестиций *(290). Во-первых, от этого зависит предоставление соответствующих прав и льгот на основании национального законодательства и международных договоров. Во-вторых, правовой статус иностранного инвестора имеет значение при регистрации, допуске к занятию предпринимательской деятельностью. И наконец, если то или иное лицо признано инвестором в Российской Федерации, на него распространяются и другие условия, предусмотренные международным договором с соответствующей страной, а также, что тоже немаловажно, дипломатическая защита со стороны государства-инвестора.

Кстати, в Соглашении о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, заключенном в рамках СНГ *(291), статус иностранного инвестора предоставляется "юридическим лицам, созданным согласно законодательству одной из Сторон и правомочным осуществлять инвестиции, физическим лицам, гражданам Сторон и постоянно проживающим на их территории гражданам других государств, а также лицам без гражданства". Между прочим, в круг иностранных инвесторов Соглашение включает также "государства-участников: и расположенные в пределах их территории государственные и административно-территориальные образования в лице уполномоченных ими юридических и физических лиц в соответствии с законодательством Сторон" *(292).

В соглашениях о поощрении и взаимной защите капиталовложений между Россией и другими государствами обычно предусматривается, что термин "инвестор" означает, во-первых, физическое лицо, имеющее гражданство договаривающейся стороны, во-вторых, это любые корпорации, товарищества, компании, фирмы, предприятия, организации и ассоциации, учрежденные в соответствии с действующим на территории договаривающейся стороны законодательством, при условии, что они правомочны в соответствии с законодательством своей договаривающейся стороны осуществлять капиталовложения на территории другой договаривающейся стороны (ст. 1 Соглашения с Великобританией, ст.1 Соглашения с Канадой, ст.1 Соглашения с Кореей, ст. 1 Соглашения с Турцией и др.).

Несколько по-иному термин "инвестор" трактуют Соглашения с Австрией (ст. 1), с Бельгией и Люксембургом (ст. 1), с Финляндией (ст. 1), с Францией (ст. 1) и с другими странами. В данном случае под инвесторами понимаются любые физические и юридические лица, правомочные в соответствии с законодательством своей страны осуществлять инвестиционную деятельность на территории другой договаривающейся стороны.

В круг инвесторов Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о поощрении и защите капиталовложений ставит компании, правомерно учрежденные "в соответствии с законодательством Стороны либо ее национального государственного или административно-территориального образования, независимо от того, созданы ли они для извлечения доходов или для иных целей и является ли их капитал частным или государственным" (ст. 1).

Следует особо остановиться на второй категории потенциальных инвесторов, т.е. на иностранных физических лицах. Российский Закон об иностранных инвестициях относит к иностранным инвесторам иностранных граждан, под которыми понимаются также лица, не являющиеся гражданами данного государства и имеющие доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства. Известно, что, согласно Конституции 1993 г., гражданин Российской Федерации может иметь гражданство зарубежного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором России (ч. 1 ст. 62).

Как видно из вышеизложенного, двусторонние международные соглашения Российской Федерации с другими государствами предусматривают, что термин "инвестор" в отношении каждой из договаривающихся сторон означает физическое лицо, которое является гражданином этой стороны в соответствии с ее законодательством *(293).

По-иному трактует этот вопрос Договор с ФРГ, в котором в силу особых обстоятельств он был решен иначе. "Инвестор" в трактовке этого Договора означает физическое лицо с постоянным местом жительства в соответствующей сфере действия Договора, правомочное осуществлять капиталовложения (ст. 1). Следовательно, в данном случае применяется принцип постоянного места жительства инвестора на территории ФРГ, а не принцип гражданства, как в других аналогичных соглашениях. Это объясняется тем, что, согласно ст. 116 Конституции ФРГ, немцами считаются не только лица, обладающие немецким гражданством, но и беженцы или изгнанники немецкого происхождения.

Проблема так называемых фольксдойче, которые постоянно проживали в СССР и имели советское гражданство, не решена между нашими странами до сих пор. По этой причине договаривающиеся стороны не могли взять за основу принцип гражданства применительно к инвесторам и вынуждены были исходить из факта связи физических лиц с определенной территорией. Данное положение, законодательно закрепленное в рассматриваемом Договоре, обязывает стороны оказывать защиту всем физическим лицам, постоянно проживающим на территории соответствующей страны.

Интересным является то обстоятельство, что в широкий круг субъектов Договора между нашей страной и Федеративной Республикой Германией о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений попадают граждане других государств - членов Европейского Союза, которые на основании ст. 52 Римского договора имеют право поселиться в ФРГ и приобрести место постоянного жительства. Кстати, 9 декабря 1993 г. была подписана Совместная политическая декларация о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским Союзом. Там, в частности, говорится, что экономическое сотрудничество будет направлено на создание благоприятного климата для инвестиций в первую очередь путем улучшения условий защиты инвестиций, движения капиталов и обмена информацией об инвестиционных возможностях *(294).

Что же касается вопроса о распространении действия анализируемого Договора на проживающих в России и других странах СНГ иностранцев, то он, по мнению специалистов *(295), может быть решен в соответствии с общесоюзным Законом о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981 г., который продолжает действовать и устанавливает две категории иностранных граждан: находящихся в СССР временно и проживающих в нем постоянно.

Примечательно, что для отнесения иностранных граждан ко второй категории исходным является цель пребывания, а срок пребывания сам по себе решающего значения не имеет. Срок пребывания, установленный в законодательстве для специальных целей (например, в налоговом законодательстве России), не может служить примером для определения лиц "с постоянным местом жительства" в нашей стране *(296).

Говоря о правах и обязанностях иностранного инвестора, попутно заметим, что они определяются в другой стране как его национальным законодательством, так и законодательством страны пребывания. Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г., иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в нашей стране правами и несут обязанности наравне с ее гражданами, за исключением случаев, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62).

Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" в круг иностранных инвесторов включает: иностранное юридическое лицо, иностранную организацию, не являющуюся юридическим лицом, иностранного гражданина и лицо без гражданства, постоянно проживающее за рубежом. К понятию "иностранный инвестор" относятся также международные организации и иностранные государства (ст. 2).

Вышеприведенное положение еще раз подтверждает, что новый Закон усовершенствовал терминологию инвестиционного законодательства. Действительно по-новому раскрыта такая основополагающая дефиниция, как "иностранный инвестор". Ранее действовавший Закон, определявший иностранных инвесторов как "любые компании, фирмы, ассоциации, созданные в соответствии с законодательством страны своего местонахождения", не давал четких коллизионных критериев установления правоспособности иностранных компаний осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации и не разъяснял, понимаются ли под компаниями, фирмами, ассоциациями также и организации без статуса юридического лица (например, полные товарищества германского права).

Настоящий Закон при определении понятия "иностранный инвестор" использует категории международного частного права, о чем свидетельствует процитированный выше перечень лиц и организаций. Он является исчерпывающим для обозначения субъектов инвестиционной деятельности. При этом следует учитывать в первую очередь правовой статус юридического лица (как инвестора или как объекта инвестиций) в России как государстве, принимающем иностранные инвестиции. А это уже прерогатива национального права. Другое дело - особенности, связанные с определением государственной принадлежности (личного статуса) юридического лица по международному частному праву *(297).

Для определения правового статуса иностранного юридического лица как инвестора вряд ли целесообразно выяснять, считает Н.Г. Доронина, по закону какого государства учреждено данное юридическое лицо. Важнее отнести это юридическое лицо к понятию "иностранное юридическое лицо", т.е. учрежденное не по праву Российской Федерации. Место учреждения юридического лица, по которому определяется его гражданская правоспособность, имеет значение для внешнеэкономической деятельности иностранного юридического лица, но не для регулирования иностранной инвестиционной деятельности в государстве, принимающем инвестиции. Для регулирования иностранных инвестиций на территории Российской Федерации в большей степени важны не коллизионные, а материально-правовые критерии, позволяющие отнести то или иное юридическое лицо, в том числе и иностранное, к понятию "иностранный инвестор".

Интересно уяснить зарубежный опыт применения критериев для определения государственной принадлежности юридического лица. В международном частном праве других государств критерием может выступать место нахождения или место учреждения юридического лица. Что же касается России, то ее гражданским правом для определения правоспособности организации, созданной по законам иностранного государства, принят критерий закона страны - место учреждения юридического лица.

Закон об иностранных инвестициях 1999 г. определяет режим деятельности иностранного инвестора. В этом плане решающим, считают некоторые специалисты, должен быть не коллизионный, а материально-правовой критерий, например критерий, в соответствии с которым можно определить, кто контролирует деятельность того или иного юридического лица. В зависимости от так называемого критерия контроля то или иное юридическое лицо может быть отнесено к категории иностранного или национального инвестора. Если контроль над российским предприятием осуществляет иностранное юридическое лицо (предприятие), то оно в целях регулирования иностранных инвестиций может быть отнесено к понятию "иностранный инвестор".

Соседние файлы в предмете Предпринимательское право