Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
10-09-2015_19-09-46 / II. Новый Завет.docx
Скачиваний:
40
Добавлен:
14.02.2016
Размер:
200.71 Кб
Скачать

30. Распятие, смерть, погребение Господа Иисуса Христа (Мф. 27, 31-34; Мк. 15, 20-23; Лк. 23, 26-33; Ин. 19, 16-17).

После суда Христос был отдан в руки палачей, которые долж­ны были привести страшный и беззаконный приговор в исполне­ние. Воины сняли с Иисуса багряницу, одели Узника в Его собст­венные одежды и возложили на Него крест – два бревна, сколо­ченные в виде буквы «Т».

По жестокому обычаю, приговоренный к смерти должен был сам нести свой крест до места казни.

Было раннее утро. Старейшины и первосвященники торопи­ли палачей, чтобы к наступлению субботы завер­шить свой кровожадный замысел.

Вместе с Иисусом на казнь вели двух преступников. Обессиленный бессонной ночью, душевными муками и же­стоким бичеванием, Христос изнемогал и падал под тяжестью Своего креста. Чтобы ускорить продвижение, воины задержали одного крестьянина, идущего с поля, и заставили его нести крест Спасителя. Когда печальная процессия подошла к городским воротам, здесь уже собралась большая толпа народа. По­слышались рыдания женщин. Они были почти единственными, кто без боязни выражал свое сочувствие и скорбь при виде страшной процессии и кроткого Назарянина, ведомого на по­зорную казнь. Обернувшись к плачущим женщинам, Христос с грустью произнес: «Дочери иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших! Потому что скоро при­дут дни, когда будут говорить: счастливы те женщины, у кото­рых нет детей».

В эти предсмертные часы душа Спасителя глубоко скорбела при мысли о печальной судьбе Иерусалима и еврейского народа, отвергшего своего Мессию.

Наконец, процессия прибыла на лобное место, называемое Голгофой, которая представляла собой гладкий холм, напоминав­ший человеческий череп.

Агнец Божий добровольно взошел на всемирный Жертвен­ник, чтобы отдать Себя на мучения и позорную смерть за весь че­ловеческий род, ибо «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Сво­его Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).

Распятие и Крестная смерть Иисуса - Агнца Божия (Мф. 27, 34-50; Мк. 15, 23-37; Лк. 23, 33-46; Ин. 19, 18-30)

Перед распятием осужденным предложили выпить вино, смешанное со смирною. Этот напиток был наркотическим и не­сколько смягчал нестерпимую боль распятия. Но Спаситель мира отказался от вина и в полном сознании готовился встретить смерть, надвигающую­ся на Него.

Распятие – один из самых мучительных видов казни, кото­рые измыслила человеческая жестокость. Руки и ноги осуж­денного прибивались, а иногда привязывались к столбу и пере­кладинам креста. Чтобы тело не упало с креста, для ног делали подпорку. В таком положении осужденного обрекали на мед­ленное и мучительное умирание.

И вот к такой жестокой казни был приговорен евреями Мес­сия, Сын Божий.

Палачи сорвали с Иисуса одежду и растянули Его на кресте. Когда Его руки и ноги прибивали ко кресту, Он молился за Своих распинателей: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают».

По повелению Пилата над головой Спасителя была прибита надпись на трех языках – еврейском, греческом и латинском – «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Первосвященники возража­ли правителю против такой надписи, но на этот раз Пилат про­явил свою твердость и ответил иудеям: «Что я написал, то напи­сал». Этой надписью он хотел унизить иудейское духовенство и Синедрион и отдавал необыкновенному Осужденно­му честь.

По обеим сторонам Христа распяли двух разбойников. Окончив казнь, воины стали делить между собой одежды Хри­ста и бросили жребий о Его хитоне.

Тем временем первосвященники, старейшины и фарисеи тор­жествовали свою победу. Наконец-то они заставили замолчать не­навистного им Галилеянина. Желая причинить Христу еще боль­шее мучение, они насмехались над Ним и говорили: «Других спа­сал, а Себя Самого не может спасти. Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и тогда уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он ска­зал: Я Божий Сын». В этих словах первосвященников слышался голос диавола, который некогда искушал Христа в пустыне.

Было девять часов утра. Недалеко от Голгофы стали появлять­ся прохожие. Некоторые останавливались и с холодным любопыт­ством наблюдали за казнью. Кто-то узнавал Иисуса и злорадно кричал: «...Разрушающий храм и в три дня созидающий! спаси Себя Самого... сойди с креста!»

Огромная праздная толпа народа окружала Голгофу. Она на­слаждалась страданиями Праведника, доставляя Ему еще боль­шие мучения. Кругом была ненависть, злоба и месть...

С двенадцати часов дня над Иерусалимом и Голгофой начала сгущаться тьма. Казалось, само солнце скрылось, что­бы не видеть безумия сынов человеческих. А они продолжали глумиться. Глумились солдаты, глумились священники, глуми­лась праздная толпа. Даже один из распятых разбойников изде­вался над Сыном Божиим.

И вот в это время среди всеобщего ликования зла и неправды на Голгофе совершилось чудо: раздался осуждающий голос второ­го разбойника, который висел справа от Спасителя. Благодать коснулась сердца этого человека, и он, умирая на кресте, воскрес для новой жизни. Внезапно он стал останавливать своего товари­ща, который вместе с толпой оскорблял Христа. Затем, обратив­шись к Спасителю, он сказал Ему: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» Этим исповеданием разбойник не только показал свою глубокую веру в распинаемого Мессию, но и обличил всех Его распинателей и хулителей.

Измученный и умирающий Христос и на кресте был Царем. Запекшиеся уста Его разомкнулись, и Он, до сих пор молчавший, сказал благоразумному разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Так мог ответить только Царь и Вла­дыка Царства Небесного.

В это время к самому подножию креста Христова подошел апостол Иоанн с Божией Матерью. Та, Которая сподобилась стать Матерью Сына Божия, страдала вместе с Ним на Голго­фе. «Жено!» ¾ с любовью обратился к Своей Матери Ее умира­ющий Сын. И указывая глазами на Иоанна, сказал Ей: «се, сын Твой!» Потом, обращаясь к любимому ученику, произнес: «се, Матерь твоя». Так Сам Господь усыновил Иоанна, а в лице его и весь человеческий род Божией Матери. С этого времени Иоанн взял Пресвятую Деву к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни.

Близился третий час дня. Тьма все больше сгущалась. Страда­ния Спасителя достигли предела. Страшные предсмертные муки охватили Его душу. Отец как будто оставил Сына, отвергнутого и отягощенного грехами всего человечества: «Элои, Элои! лама са­вахфани? ¾ Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» ¾ воскликнул Иисус. Христос, Агнец Божий, взял на Себя ответ за все зло, совершенное всеми людьми на протяжении всех веков, по­этому Он и ощутил на кресте всю глубину богооставленности, весь ужас безблагодатного состояния, всю боль адских мук.

Господа стала томить нестерпимая предсмертная жажда. Смерть близилась, сознание мутилось. «Жажду», ¾ проговорил Он. Тогда один из воинов, движимый состраданием, быстро взял трость с губкой, смоченной в уксусе, и поднес ее к иссохшим гу­бам Спасителя. Вкусив немного уксуса, Спаситель произнес: «Со­вершилось!» Среди мрака послышался сильный подземный гул, и начала колебаться почва Голгофы. В этот момент стоявшие при кресте услышали громкое восклицание Сына Божия: «Отче! В ру­ки Твои предаю дух Мой». Голова Его склонилась на грудь, и Сын Человеческий умер.

Агнец Божий, предназначенный от создания мира, принес Себя во всемирную Жертву. Жертвенная любовь Христа победи­ла власть тьмы и силу диавола. Христос страдал и умер, чтобы че­ловека оживить для вечной жизни с Богом.

После распятия и смерти (Мф. 27, 51-56; Мк. 15, 38-41; Лк. 23, 45-49)

Если человеческие сердца были равнодушны к страданиям и смерти Сына Божия, то природа протестовала против такого бе­зумия сынов человеческих. Тьма, а затем землетрясение отрезви­ли кровожадных распинателей. Все почувствовали, что совершилось что-то грозное и непоправимое. Многие иудеи с покаянным чувством били себя в грудь. Даже римский сотник, стоявший у креста и наблюдав­ший за последними минутами жизни Иисуса, невольно восклик­нул: «Истинно Человек Сей был Сын Божий».

Землетрясение повредило храм, и завеса, отделявшая Святая Свя­тых от Святилища, разорвалась сверху донизу. Это событие знаме­новало завершение Ветхого Завета и установление нового отноше­ния человека к Богу. Святая Святых, веками скрытое от народа, те­перь открыто предстало перед смущенными взорами людей.

Приближался праздник пасхальной субботы. Чтобы не омра­чить субботнего покоя, первосвященники просили Пилата ускорить смерть осужденных и снять их тела с крестов. Пилат дал согла­сие, и воины ударами палиц добили еще живых разбойников, пе­ребив им голени. Христос был мертв, однако воины захотели удо­стовериться в этом. Один из них пронзил грудь Умершего копьем. Из образовавшейся раны «истекла кровь и вода». Сомнения не было: Царь Иудейский был мертв.

Зло из­лило на Христа всю свою адскую силу... Но оно не победило Его. Даже мертвый Он был страшен аду.

Наступал субботний день. Недалеко от стен Иерусалима на фоне потемневшего неба высился контур креста Спасителя мира. Но отныне это позорное орудие казни станет символом Жертвенной любви Бога к человеческому роду.

Погребение (Мф. 27, 57-66; Мк. 15, 42-47; Лк. 23, 50-55, Ин. 19, 38-42)

Преступники, осужденные Синедрионом, погребались без всяких почестей: их тела бросались в общую могилу. Но к Пилату пришел тайный ученик Христа, член Синедриона Иосиф Аримафейский, и попросил у него разрешения достойно предать земле тело Царя Иу­дейского. Узнав о смерти Христа, Пилат разрешил Иосифу похо­ронить тело своего Учителя.

На Голгофе к Иосифу присоединился еще один тайный уче­ник Христа Никодим. Он принес благовония, которыми пропита­ли купленную Иосифом плащаницу. Затем эти два ученика сняли с креста Тело Спасителя и приготовили его к погребению, как это требовалось по иудейско­му обычаю.

Возле Голгофы находился сад, в котором имелась высечен­ная новая гробница, принадлежавшая Иосифу Аримафейскому. Сюда оба ученика и перенесли тело Учителя. Они положили те­ло Умершего в гробницу, а вход в нее привалили большим кам­нем. Мария Магдалина и другие женщины издалека смотрели на это торопливое погребение и решили после окончания суббот­него покоя прийти к гробнице и помазать дорогое Тело Учителя благовониями.

Первосвященники были очень довольны, что они так быстро расправились с Галилейским Пророком. Теперь они решили нарушить покой субботы и идти к Пилату. «Господин, ¾ сказали они ему, ¾ мы вспомни­ли, что обманщик Тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали на­роду: воскрес из мертвых; будет последний обман хуже первого».

Прокуратор сказал им: «Имеете свою (стражу), ¾ пойдите и охраняйте, как знаете».

Внимательно осмотрев пещеру и убедившись, что тело Хрис­та находится в гробнице, первосвященники поставили печать Си­недриона на камне гроба, а для охраны оставили свою стражу.

Казалось, что силы ада торжествовали. Но это было призрач­ным торжеством. Смерть не могла удержать Источника жизни. Христос Своей смертью победил смерть, разрушил устои ада и да­ровал людям вечную жизнь. Христос воскрес!