Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
17
Добавлен:
28.02.2016
Размер:
297.47 Кб
Скачать

1.5. О междисциплинарных границах экономической социологии и экономической теории.

Определение границ, разделяющих эти дисциплины, позволяет более четко обозначить предмет экономической социологии. М.Вебер сформулировал содержание этого предмета так: экономическая социология изучает экономическое действие как форму социального действия. Социальное действие выступает основанием и вместе с тем внутренним элементом экономического действия. Социальное действие внутренне мотивировано, а субъект, производящий такое действие, ожидает от других людей такой реакции, с которой он обязан считаться.

Таким образом, в определении предмета экономической социологии мы переходим на позицию так называемого методологического индивидуализма, то есть к выяснению того, какими мотивами руководствуется субъект в своей деятельности. Но ведь и традиционная экономическая наука начинает анализ с тех же позиций. Чем руководствуется хозяйствующий субъект в принятии решений? Ответ экономиста прост: стремлением к получению скорейшей и максимальной прибыли (выгоды). Данный ответ совершенно верен с точки зрения элементарного здравого смысла и целиком соответствует логике рыночной системы: ведь иное решение принесет убыток и может привести к разорению субъекта.

В реальной жизни, однако, люди нередко руководствуются в своих поступках более сложными и, если угодно, высокими побуждениями, идущими вразрез с соображениями прямой и ежеминутной выгоды. В задачу экономической социологии входит исследование таких мотивов и побуждений. В. Радаев совершенно прав, утверждая, что «интенции двух дисциплин прямо противоположны: экономическая теория производит редукцию к обыденному, а экономическая социология – «остранение» обыденного».1 Социологи как раз и занимаются выяснением внутренней мотивации человеческих действий, то есть «остранением» поверхностного и обыденного. Поиски эти могут вестись в социокультурной, религиозной сфере, в области межличностных, национальных и властных отношений2 Н.Смелзер расширяет границы экономической социологии, полагая, что «эта дисциплина, изучающая отношения между экономическими и неэкономическими аспектами социальной жизни. Следует обратить внимание и на то, что «методологический индивидуализм» экономической теории заметно отличается от «методологического индивидуализма» экономической социологии. Первый исходит из того, что индивиды (хозяйственные субъекты) полностью свободны и независимы в принятии решений, например, в процессе аллокации имеющихся ресурсов. В противоположность экономистам социологии исходят из того, что индивид всегда связан в своих поступках как внутренними, так и внешними обстоятельствами3.

Было бы, однако, глубоким заблуждениям считать, что упомянутая «связанность» агентов экономического процесса всегда и всюду выступает помехой в принятии рационально обоснованных решений. Социологи, занимающиеся проблемами регионального развития, например, обратили внимание на феномен бурного хозяйственного роста в отдельных районах Италии и Франции, наблюдавшийся как раз в период (середина 1970-х годов), когда страны Западной Европы пребывали в тисках жестокого экономического кризиса. Разгадку такого «странного» явления они отыскали в экономическом поведении хозяйствующих субъектов, сумевших в пределах территориального округа на основе единообразной системы ценностей и менталитета, взаимных обязательств организовать сотрудничество, которое в сочетании со здоровой конкуренцией принесло всем участникам социоэкономического процесса благотворные результаты1.

В данном случае (как и во многих других) экономическая социология оказалась в состоянии дать убедительные ответы на возникшие проблемы (и представить необходимые рекомендации) в тех областях, где «чистая» экономическая теория была бессильной. Развиваясь на протяжении длительного времени отдельно от экономической науки и параллельно с ней, экономическая социология в последние три десятилетия все активнее вторгается в сферу интересов экономической теории, используя эмпирический материал, традиционно используемый экономистами в своих исследованиях. Широкое применение такого материала дает социологам возможность приходить к более обоснованным выводам и прогнозам. Категория социального действия, ставшая объектом изучения двух родственных дисциплин, выступает связующим звеном, объединяющим экономическую теорию и экономическую социологию. Последняя, сохраняя самостоятельность отдельной науки, все чаще предоставляет свои услуги экономической теории и хозяйственной практике в решении сложных вопросов современной общественной жизни.