Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

История ЭУ1 / Селигмен Б. Сильные мира сего / 1.4. Истоки промышленности

.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
06.03.2016
Размер:
201.22 Кб
Скачать

Подобные случаи отражали попытки своеобразного сдерживания движения в направлении индустриализации. Не только в производственных отношениях, но также и в технологии производства американец нащупывал путь вперед. Накопление капитала не являлось серьезной проблемой, так как судоходство и торговля давали необходимые средства. Но специалистов нужно было ввозить из Англии, а попытки американцев копировать англичан не всегда удавались. Потребность в водной энергии диктовала размещение фабрик и заводов вдали от городов, а это делало трудной проблему рабочей силы. До тех пор пока иммигранты не стали поставлять рабочую силу, промышленность не могла создать необходимую основу для качественного скачка в направлении полной индустриализации.

Событием большого значения для наступающей эры было совершенствование процесса изготовления резины. Очарование «индейским каучуком» относится ко времени прибытия белого человека в Новый Свет. Индейцы научились употреблять латекс — млечный сок каучуконосного дерева гевеи — для различных целей, и уже в конце XVIII в. из натурального каучука изготавливались подошвы для ботинок. Коммерческое использование каучука началось в 1791 г., когда с помощью раствора каучука научились делать непромокаемыми различные изделия. В начале XIX в. в Англии и Шотландии имелись фабрики по изготовлению резиновых изделий. В Роксбери (штат Массачусетс) завод по производству резины был основан в 1833 г. К тому времени инвестиции в эту отрасль промышленности выросли примерно до $2 млн. и фактически были «смыты» во время биржевой паники 1837 г. Во всяком случае, промышленность не могла производить удовлетворительных изделий из резины, до тех пор, пока Чарльз Гудийр не начал экспериментировать с целью получения прочного гибкого материала. Применение азотной кислоты, так же как и обработка каучукового сока серой, закончились неудачей. Однако в 1839 г. Гудийр случайно открыл процесс вулканизации, когда уронил кусочек изделия, содержащего каучук, серу и свинцовые белила (которые действовали в качестве катализатора), на горячую поверхность. Имея финансовую поддержку со стороны фабриканта шерстяных изделий Уильяма де Фореста, Гудийр потратил еще пять лет на совершенствование этого процесса.

Возникли обычные патентные тяжбы, особенно в Англии, но Гудийру удалось получить шотландский патент. Он пробовал всевозможное применение резины. Однако главное применение она находила при изготовлении обуви. В 1840 г. несколько фирм присоединились к Гудийру в качестве компаньонов и совладельцев патента с целью создания общего фонда для преследования судебным порядком нарушителей патентных прав. Они также установили цены, нормы выработки и процент скидки на резиновые изделия. Строгий контроль над производством резиновой обуви сохранялся вплоть до истечения в 1865 г. срока действия патента. Этот случай подтверждает предположение Адама Смита о том, что свободное предпринимательство каким-то образом было превращено в монополию.

Помимо водной энергии становились доступными и другие ее источники. Обычно считают, что к переработке нефти приступили с того времени, когда Е.Л. Дрэйк пробурил нефтяную скважину в Титасвилле (штат Пенсильвания) в 1859 г. Однако еще несколько раньше удовлетворительный продукт для освещения, известный под названием керосина, был получен д-ром А. Джеснером. В 1853 г. в Нью-Йорке существовала компания, которая производила керосин. Джеснер — врач и химик — получил патент на перегонку бензина и керосина из битумной горной породы. Китовый жир стал слишком дорогим, а другие продукты для освещения были или опасными, или зловонными. Керосин давал гораздо лучший свет и стоил дешевле по сравнению с другими продуктами для освещения. Керосин продавался Джеснером и его партнерами через «Норт америкэн гэз лайт компани» для использования в лампах Арганда или в венских горелках. Однако это было незначительное предприятие по сравнению с последующим масштабом производства нефтяных продуктов. В 1875 г. фирма Джеснера перешла к «Стандард ойл компанп».

В те времена промышленность выпускала главным образом основные предметы массового производства, особенно огнестрельное оружие, часы, замки и механические станки. Стандартизация и взаимозаменяемость деталей характеризовались европейцами как «американская система». Хотя заимствования из-за границы все еще оставались частыми, но нередки были и самостоятельные усовершенствования, производимые самими американцами.

К 1850-м гг. американцы выпускали сельскохозяйственную технику, огнестрельное оружие и швейные машины. Однако вся эта продукция была довольно грубой, и ей недоставало отделки, которую европейцы привыкли видеть на готовых изделиях. Кроме того, американские изделия не отличались прочностью и быстро выходили из строя. Только в области сельскохозяйственной техники Америка опережала весь остальной мир. Часто дело сводилось к усовершенствованию того, что было начато в Европе. И эту задачу американцы успешно выполнили, так как располагали лучшей станкостроительной промышленностью. Однако в основном американский потребитель предпочитал не платить за качество; ведь легко можно было заменить предмет массового производства. По-видимому, массовое производство, базировавшееся на обильных источниках энергии, являлось американским методом. Европейские визитеры были вполне уверены в том, что американец смотрел на Ниагарский водопад только для того, чтобы подсчитать количество колес, которое водопад может вращать.

В торгово-промышленной деятельности и в экономике происходили радикальные перемены. Еще до начала гражданской войны в связи с ростом населения стали возникать проблемы урбанизации. В 1840 г. в Соединенные Штаты ежедневно прибывало примерно 250 иммигрантов. Десятилетием позже их прибывало в среднем по 1000 человек в день. Стремление к счастью стало стремлением к наживе, оправдываемым философией свободы. Однако претензии в адрес капитализма, жадности и беззакония высказывались открыто. При таких условиях идеал Джефферсона — независимый средний фермер — не мог выжить. Коммерсанты стали спекулянтами, предвестниками бизнесменов. Вместе с повышением цен облегчалась задача добывать столь желанный доллар. Выражение энтузиазма в отношении своей продукции или своего города стало повсеместным явлением. Уильям Б. Огден восторгался Чикаго в 1835 г., так же как он восторгался Нью-Йорком в 1830 г. По мере того как рос Чикаго, Огден сделал крупные инвестиции в земельные участки и прилагал большие усилия для того, чтобы провести сюда железную дорогу и переманить промышленные предприятия. Огден говорил, что город должен привлекать людей, а это можно сделать, только проявляя энтузиазм. Многие города были построены таким путем.

Хлопкоочистительная машина сделала рабство на Юге постоянным институтом, а производство хлопка — средством существования. А на Севере успехи техники изменяли структуру экономики и при этом главную выгоду получали капиталисты. В избытке имелись мастера на все руки. Фултона и Уитни сменили Хоу, Маккормик, Гудийр и Морзе. Но за каждым изобретателем стоял бизнесмен, располагавший капиталом и готовый забрать большую часть дохода. Промышленность расцветала, и ко времени вступления Линкольна в должность президента капитал на Севере превышал общую стоимость всех ферм в Соединенных Штатах.

14