Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Цитаты.docx
Скачиваний:
111
Добавлен:
10.03.2016
Размер:
281.56 Кб
Скачать

2.Поэзия д.А. Пригова в свете художественных тенденций 1970-90-х годов. (На анализе текстов).

Творчество Пригова, как и других новаторов, действовавших в российском искусстве второй половины XX века (прежде всего неофициальном), на протяжении нескольких десятилетий было продуктивным стимулом для обновления гуманитарной мысли. Мы публикуем в этом сборнике важнейшие работы о Пригове, напечатанные ранее (Б. Гройсом, Е. Деготь, А. Зориным), переработанные или дополненные авторами.

Д. А. Пригов всегда стремился к рефлексии своего художественного опыта и современной ситуации в культуре в целом. Для понимания многих аспектов его работы, как нам представляется, чрезвычайно продуктивно было бы учесть и контекстуализировать его собственные размышления и комментарии, высказанные в многочисленных статьях, интервью, публичных лекциях. Поэтому в книгу включены четыре беседы с Приговым, в разное время записанных его друзьями, коллегами или исследователями. Одна из них — с М. Эпштейном — публикуется впервые, еще одна — с Г. Брускиным — ранее печаталась в сокращенном виде.

Д.А.Пригов – яркий сторонник концептуализма. Его стихи – пародияна традиционную поэзию. Основной объект иронии – само понятие поэзии как таковой. Для этого Пригов пользуется приемом маски, пародирующей лирического героя. Эта маска может выражать что угодно, от «соцреалиста» до «авангардиста». Автор издевается над застывшими стереотипами мышления разных времен и одновременно над поэзией, претендующей на решение «вечных» философских, нравственных, политических проблем. Пригов стремится создавать «мнимое искусство». Иронизирует он и над формой.

Обратимся к раннему творчеству Д.А.Пригова. Самый популярный цикл стихотворений – «Милицанер». В нем мы можем увидеть продолжение традиций Козьмы Пруткова – игру с речевыми штампами.

Данное стихотворение написано в 70-х годах 20 века, в период застоя. Приговский «милицанер» схож с образом пушкинского Медного всадника. Он стоит в центре Москвы, виден всем, и его видят все. Каждый должен знать о его присутствии в своей жизни. Здесь автор показывает сатирическое изображение тоталитарного мира. Милиционер – олицетворение власти, но он самый низший слой власти, и в то же время самый близкий представитель власти к народу. В то же время «милицанер» находится в неком метафизическом мире чистых идей. Здесь нет хаоса, а царит порядок и этот порядок охраняет именно он. С перестройкой Пригов из полуподвального поэта превратился в широко печатающегося автора. Но тогда же его стихи стали терять остроту. Над милицией и над властью не смеялся только ленивый. Пригов ищет новые темы. На смену «милиционеру» приходит рекетир.

Мен крутой лежит, не дышит Только что он был живой Господи! Возле раны ножевой Крылышками лишь колышит Оса В отдалении враги хлопнув дверью «Мерседеса» Отъезжают, а могли бы С белою очей завесой Лежать так же бездыханно В районе Малаховки.

В стране появляется хаос. Приходит абсолютная свобода, позволяющая делать все. Даже убивать. Уже некому охранять простых граждан. Убили «милицанера», воплощающего власть. Она уже не способна что-то изменить в мире хаоса.

Еще один образ, воплощенный в поэзии Д. А. Пригова, образ «маленького человека».

Поэт Лев Рубинштейн заметил: «Мой друг, Дмитрий Александрович Пригов,–…человек имиджа в большей степени, чем человек текста». Для создания имиджа Дмитрия Александровича Пригова поэт использует два важнейших в русской литературе образа, которые и в советской культуре остаются авторитетными, сакральными – это образы «маленького человека» и «великого русского поэта». Великий русский поэт у него становится маленьким человеком, а маленький человек – великим русским поэтом. В этом и состоит парадоксальность поэзии Пригова.

«Маленький человек» неприхотлив, обыкновенный обыватель. Он видит все недостатки современного общества. Хаос окружает «маленького человека» повсюду. Даже в домашнем быту он пытается с ним бороться.

Я с домашней борюсь энтропией Как источник энергьи божественной Незаметные силы слепые Побеждаю в борьбе неторжественной В день посуду помою я трижды Пол помою-протру повсеместно Мира смысл и структуру я зиждю На пустом вот казалось бы месте.

В этом стихотворении автор сближает хлопоты «маленького человека» с миссией Поэта, способного сотворить из хаоса гармонию, смысл, порядок.

«Великий русский поэт» – это современный Пушкин, то есть Д.А.Пригов. но его поэт является в образе «маленького человека». Он предлагает уничтожить пушкинские стихи.

«Великий русский поэт» пытается создать новую реальность, где царят чистые идеи.

Итак, поэт хочет создать «новый» мир, новую реальность, где имеют место чистые идеи, где сама жизнь – идея, а центром являются «нехитрые житейские ценности». Творчество Д.А.  Пригова в эволюции проходит два мира: это мир иронии над реальностью и «новый мир» иронии над самим собой. Поэтому, читая стихотворения Пригова, мы смеемся над искаженным недостатками миром и в то же время смеемся над своими собственными недостатками. А значит, пытаемся изменить этот мир и себя к лучшему.

БИЛЕТ № 31